logo
2 сессия / Предпринимательство / Аветисова А

Свойства товара

Товар и все, что с ним связано, - вот что занимает предпринимателя, вот что выступает в качестве основы предпринимательских идей и планов. Что же такое товар?

  1. Прежде всего товар - это продукт труда. Возникает вопрос: а все ли, что мы потребляем, можно назвать товаром, например воду. Отметим, что под трудом мы понимаем процесс расходования человеком его физических или умственных усилий, направленных на целесообразное изменение природы или отделение вещества от природы и доведение его до состояния, готового к потреблению. Вода в реке - это еще не товар, а ее отделение от общей массы путем постройки водопровода и перекачка ее к потребителю превращает нетовар в товар.

  2. Не всякий продукт труда выступает в качестве товара - лишь тот, что предназначен для обмена, для продажи, для его передачи кому-либо с условием (предварительной, текущей или последующей) компенсации усилий, затраченных на производство такого продукта труда, в форме и размерах, определяемых самими участниками сделки.

К примеру, если я изготовил книжную полку и установил ее в своей квартире, то это не означает, что я произвел товар. Но если я полку передал соседу, а он мне взамен принес 10 кг яблок или если я продал ее и получил от покупателя деньги, то я с полным правом могу отнести себя к товаропроизводителям.

  1. Товаром можно назвать лишь такой продукт труда, который не только предназначен для продажи, но и может удовлетворить какую-либо потребность покупателя. Другими словами, товар - это такой продукт труда, в обладании которым заинтересован потребитель.

  2. Товар, таким образом, обладает потребительной стоимостью (полезностью), т.е. теми его свойствами, которые дают возможность индивиду удовлетворить какие-либо потребности.

Товары могут обладать высокой потребительной стоимостью (полезностью), когда в них заинтересовано большое число людей, например основные продукты питания. Правда, производитель должен учитывать предел насыщения рынка каким-либо товаром. Для производителя это обстоятельство играет весьма важную роль, поскольку оно во многом определяет уровень допустимого объема производства. В последнем случае особое значение имеет также и проблема взаимозамещения товаров. Так, производство данного товара, может быть, не следует наращивать или даже целесообразно его сократить, поскольку другой производитель начал уже выпускать другой товар, которым люди также могут удовлетворить данную потребность.

Высокая потребительная стоимость (полезность) товара связана с тем, что он предназначен для удовлетворения универсальных (или близких к таковым) потребностей, т.е. таких потребностей, которые свойственны всем, почти всем или большому числу людей (продукты питания, одежда и т.д.).

Другие товары обладают низкой потребительной стоимостью (полезностью), когда в силу каких-либо определенных причин мало кто из людей заинтересован в обладании такими товарами, а их обращение к таким товарам - действие вынужденное. Выпускаемые когда-то в СССР, к примеру, консервы «Завтрак туриста» имели низкую потребительную стоимость: люди их приобретали тогда, когда ничего другого они приобрести не могли.

От такого рода товаров необходимо отличать товары с ограниченной потребительной стоимостью (полезностью), когда товары выпускаются только для какой-то определенной и довольно небольшой (чаще всего узкопрофессиональной или социальной) группы людей, например книга для филателистов или инвалидная коляска.

Ряд предпринимателей ориентирует свое производство на изготовление товаров с индивидуальной потребительной стоимостью (полезностью) на основе предварительного заказа (например, компания «Мерседес-Бенц» производит автомобили своей марки с учетом индивидуальных пожеланий покупателей).

Потребительная стоимость (полезность) - это способность товара удовлетворить какую-либо потребность индивида в чем-либо (хлеб удовлетворяет потребность человека в еде, книга - потребность в духовном росте, расширении кругозора, понимании окружающего мира и т.д.).

Вывод. Предприниматель, приступающий к производству товара, стремится как можно более точно определить рыночного адресата производимого им товара (кто, какая группа людей будет являться потребителем такого товара). Это необходимо для прогнозирования предельно допустимого уровня наращивания производства такого товара (т.е. для недопущения перепроизводства и затоваривания рынка или собственных складов)