Л. Фьючерсы
Фьючерсный товарный контракт дает владельцу право купить или продать определенное количество данного товара по установленной цене в будущем (дата фиксируется в контракте). Необходимо иметь в виду, что контракт представляет собой только право купить или продать, но не право собственности на товар - предмет контракта. При планировании фьючерсной сделки предприниматель исходит из того, что если (по его собственному заключению) цена в будущем на какой-то товар повысится, то он будет стремиться к покупке контракта, а при обратном ожидании - к продаже такого контракта.
Фьючерсная сделка, таким образом, именуемая еще и как срочная сделка, т.е. сделка на определенный срок, предполагает лишь переход права купли-продажи какого-либо товара, но не права собственности на товар. Другими словами, она не предусматривает обязательства поставить или принять обусловленный в договоре товар. По этой причине фьючерсный договор именуют иногда как бумажный, а фьючерсную сделку как бумажную сделку.
Фьючерсный договор не может быть аннулирован или ликвидирован в обычном смысле. Ликвидация такого договора происходит путем заключения противоположной сделки на равное (указанному в контракте) количество товара или же (что случается реже) в связи с поставкой реального товара на условиях, оговоренных в контракте.
Однако фьючерсные контракты заключаются не в связи с ожиданием получить реальный товар, а в надежде получить разницу в цене на товар, обозначенный в контракте. Разница в цене определяется как ее превышение или снижение между двумя моментами времени - сроком заключения контракта (цена на момент подписания контракта) и сроком его исполнения (цена на момент подписания контракта с противоположным, обратным условием: если фьючерсный контракт заключен на покупку, то его ликвидация происходит путем его продажи, и наоборот).
К примеру, 10 ноября 2003 г. продавец продал на Лондонской бирже металлов партию никеля по цене 4740,5 долл. США за тонну с поставкой через 3 месяца. Однако к 10 февраля 2004 г. цена на никель поднялась до 4785 долл. США за тонну. В этой ситуации продавец окажется проигравшей стороной и вынужден будет при ликвидации такого фьючерсного контракта, заключенного 10 ноября 2003 г., выплатить Покупателю 10 февраля 2004г. сумму в 44,5 долл. США за каждую тонну проданной по фьючерсу партии никеля. Покупатель, наоборот, будет считаться выигравшей стороной, поскольку теперь, 10 февраля 2004 г., Функции сторон сменились на прямо противоположные:
продавец фьючерсного контракта (на 10 ноября 2003 г.) становится 10 февраля 2004 г. покупателем контракта на то же количество такого же товара, но ан момент ликвидации контракта;
покупатель фьючерсного контракта (на 10 ноября 2003 г.) превращается в продавца 10 февраля 2004 г.
Однако в действительности субъекты фьючерсной сделки после подписания контракта в отношения друг с другом не вступают (по поводу этой сделки). Они регистрируют фьючерсные контракты, подписанные ими, в расчетной палате, учрежденной при каждой бирже. Расчетная палата, таким образом, наряду с другими функциями занимается регистрацией фьючерсных контрактов, через нее также осуществляются платежи.
В настоящее время почти на всех биржах разработаны и применяются стандартизованные формы фьючерсных контрактов, что облегчает и ускоряет процедуру их заключения и ликвидации.
Фьючерсные сделки заключаются для спекуляции на бирже или в целях страхования от возможных изменений цены на товар, т. е. хеджирования.
Фьючерсные сделки необходимо отличать от срочных сделок на реальный товар, которого у продавца в момент заключения нет, но который, как предполагается, будет у него через какое-то определенное время; и тогда (это фиксируется в контракте) реальный товар будет передан покупателю. При этом если партнеры не уверены в стабильности цен в период, отделяющий момент заключения сделки на реальный товар от момента поставки товара, то они одновременно могут заключить фиктивный контракт, т.е. контракт, не предполагающий поставку реального товара (фьючерсный контракт). Заключение фьючерсного контракта в таких условиях есть форма страхования партнеров от риска возможного изменения цены. Хотя это важно для покупателя (у него доминирует опасение, как бы не пришлось заплатить более высокую цену), но и продавец соглашается на такое действие, поскольку оно дает возможность и той, и другой стороне прогнозировать свои операции. Если бы не существовало такой возможности - заключать параллельно с контрактом на реальный товар еще и другой, фиктивный, т.е. фьючерсный контракт, то партнеры подвергались бы серьезному риску. При этом были бы возможны такие варианты:
Цена на момент поставки товара могла бы повыситься по сравнению с ценой, которая существовала на момент заключения контракта. В этой ситуации покупателю пришлось бы выплатить более высокую (и труднопрогнозируемую) цену.
К примеру, покупатель предполагал, что за приобретаемый товар он заплатит 100 денежных единиц, а поскольку произошло повышение цены, то фактически он платит, к примеру, 120 денежных единиц. Но покупатель не рассчитывал на это, в данной ситуации ему трудно планировать или прогнозировать свою деятельность. Обращение же к фьючерсному контракту устраняет такой риск, поскольку если цена возрастает, то прирост цены (на момент поставки товара по сравнению с моментом заключения контракта) он получит от расчетной палаты биржи. Иными словами, он выплатит продавцу цену 120 денежных единиц, но 20 денежных единиц ему вернет расчетная палата. Таким образом, фактически он приобретет товар по цене 100 денежных единиц.
Цена на момент поставки могла бы снизиться по сравнению с ценой, существовавшей на момент заключения договора на поставку реального товара.
В такой ситуации продавец надеялся на получение 100 денежных единиц, а цена, скажем, упала до 80 денежных единиц. Это означает, что он получит только 80 денежных единиц. Но если вместе с данным договором продавец заключил еще и фьючерс, то при ликвидации этого фьючерса он получит от расчетной палаты биржи 20 денежных единиц (как разницу в ценах). И таким образом, он не несет риска, связанного с изменением цены.
- Министерство образования и науки украины
- Предмет курса
- 1. Предпринимательство как особая форма экономической активности
- А. История развития теории предпринимательства
- Б. Особая форма экономической активности
- В. Субъекты предпринимательской активности
- Г. Объект предпринимательской активности
- Д. Цель предпринимательской активности
- Е. Предпринимательский доход
- Ж. Предпринимательская среда
- З. Государственная поддержка предпринимательства
- И. Классификация предпринимательских структур
- К. Две основные формы предпринимательства
- 2. Процесс принятия предпринимательского решения. Предпринимательские расчеты а. Ориентация на рынок
- Б. Процесс предпринимательской деятельности
- Предпринимательская идея
- Банк идей
- Экспертная оценка идеи
- Потребность в рыночной информации
- Спрос и предложение
- Прогнозирование цены
- Расчет издержек производства
- Предпринимательский эффект от реализации идеи
- Ориентация на среднюю норму прибыли
- Оценка информации
- Оперирование экономическими показателями
- Совокупный доход
- Валовая выручка
- Расходы производства
- 3. Логика предпринимательской деятельности в целом а. Линия поведения предпринимателя и факторы, оказывающие воздействие на ее направленность
- Б. Учет возможного поведения предполагаемого потребителя
- В. Схема действий предпринимателя на этапе осмысления идеи
- (Основные стадии на подготовительном этапе) г. Универсальный характер схемы
- Д. Три основных направления действий предпринимателя
- Управление производством
- Ориентация на рынок и необходимость его изучения
- О направлениях деятельности предпринимателя
- Краткие выводы
- Тема 2 типология предпринимательства План лекции
- 1. Два основных типа
- Частное предпринимательство
- Б. Производительная и посредническая предпринимательская деятельность
- За кем сохраняется приоритет?
- Товаропроизводитель и посредник: логика партнерства
- 2. Формы производительной предпринимательской деятельности
- В. Основной и вспомогательный виды производительной предпринимательской деятельности
- 3. Посредническая предпринимательская деятельность а. Понятие посредника
- Б. Функциональное назначение посредника
- Каналы распределения товаров
- (Без включения посредника)
- (С включением посредника) в. Агентирование
- Типы агентов
- Правовая основа осуществления агентских функций
- Агентирование: совпадение экономических интересов агента и принципала
- Г. Конкретные формы агентирования Брокерство
- Комиссия
- Делькредере
- Консигнация
- Д. Оптовое купечество
- Дистрибьюторство
- Дилерство
- Торговое маклерство
- Джобберство
- Е. Посылторговское посредничество
- Ж. Торговое представительство (представительство торговых интересов принципала)
- 3. Коммивояжерство
- И. Аукционерство
- К. Биржевое предпринимательство
- Виды бирж
- Товарные биржи
- Спекуляция как форма биржевой сделки
- Фьючерсные сделки
- Опционы
- Биржевое брокерство
- Котировка акций. Рейтинг компаний
- Операции с ценными бумагами
- Л. Фьючерсы
- М. Риэлторство
- 4. Предпринимательство в финансовой сфере а. Финансовые институты как основа предпринимательской инфраструктуры
- Б. Банки
- В. Инвестиционные компании и фонды
- Г. Аудиторство
- 1. Предпринимательская идея и ее выбор а. Содержание понятия
- Б. Технология накопления идей
- 2. Технология производства, соответствующая предпринимательской идее
- Понятие технологии
- 3. Средства производства как форма
- А. Технические элементы производства
- Б. Капиталовложения и срок окупаемости проекта
- 4. Предпринимательский капитал. Способы его формирования
- А. Общее понятие о предпринимательском капитале
- Б. Формирование первоначального предпринимательского капитала
- В. Источники формирования предпринимательского капитала
- 5. Предпринимательский тип мышления и поведения
- Краткие выводы
- 2. Предрасположенность предпринимателя действовать в союзе с другими производителями (партнер как субъект предпринимательского процесса)
- 3. Роль потребителя в процессе
- 4. Наемный работник
- 5. Государство как субъект предпринимательской активности
- Краткие выводы
- 1. Понятие о товаре как объекте предпринимательской деятельности
- Свойства товара
- 2. Цена товара
- 3. Цена товара и расходы производства
- А. Материалоемкость товара
- Б. Трудоемкость товара
- Сравнительный анализ трудоемкости единицы продукции
- На единицу продукции
- 4. Общее понятие о предпринимательской идее
- Б. Инновации в предпринимательстве
- В. Источники информационного обеспечения
- Г. Рынок как истопник информации
- Д. Эффективность партнерских связей
- Е. Жизненный цикл товара
- 5. Маркетинг в предпринимательстве.
- А. Две маркетинговые концепции: «рынок продавца» и «рынок потребителя»
- Б. Сегментирование рынка
- 6. Управление качеством
- А. Узнавание товара потребителем: товарный рынок и рынок обслуживания
- В. Законодательная защита товарного знака
- Г. Концепция управления качеством
- Краткие выводы
- 1. Схема предпринимательских действий по реализации проекта
- 2. Понятие о сделке
- 3. Основные направления сотрудничества партнеров
- 4. Формы сотрудничества в сфере производства
- А. Совместное предпринимательство
- Б. Производственная кооперация
- В. Лизинг Общее понятие
- Виды лизинга
- Условия лизингового соглашения (договора лизинга)
- Г. Франчайзинг
- Д. Проектное финансирование
- Е. Лицензирование
- Ж. Концессия
- З. Управление по контракту
- И. Подрядное производство
- 5. Формы сотрудничества в сфере товарообмена
- А. Бартер (бартерная сделка)
- Б. Встречная поставка как разновидность бартера
- В. Коммерческая триангуляция
- 6. Формы сделок в сфере торговли
- 7. Формы сотрудничества в сфере финансовых отношений
- А. Факторинг
- Б. Коммерческий трансферт
- Тема 7 учреждение предприятия План лекции
- 1. Выбор целей
- 2. Учреждение собственного предприятия а. Выбор типа предприятия
- Подготовка учредительных документов
- Государственная регистрация предприятий
- Определение основного профиля будущего предприятия
- Выявление экономической эффективности будущего производства
- 3. Участие в соучреждении нового предприятия
- 4. Покупка предприятия
- 5. Выкуп партнерской доли
- 6. Наследование
- Тема 8 понятие о предпринимательском успехе
- План лекции
- 1. Слагаемые предпринимательского успеха
- 2. Коммерческая информация как товар особого рода
- 3. Кому сегодня следует заниматься предпринимательской деятельностью
- Содержание
- Основы предпринимательства Конспект лекций
- Технический редактор о.И. Шелудько
- Донецкий государственный университет экономики и торговли