Опционы
К особого вида биржевым сделкам относят опционы. Под опционом понимают сделку, при которой риск по сравнению с обычными фьючерсными операциями ограничен. Ее содержание сводится к договорному обязательству купить (продать) товар или финансовые права по заранее установленной в момент заключения сделки цене в пределах согласованного периода. Такая цена называется базисной, ценой исполнения опциона или ценой заключения сделки. В обмен на получение такого права покупатель опциона выплачивает продавцу определенную сумму, называемую премией. Риск покупателя как раз и ограничивается размерами этой премии, а риск продавца снижается на величину премии. В совершении сделки участвуют продавец опциона (или подписчик опциона) и покупатель опциона (держатель опциона). Опционы могут совершаться с товарами, ценными бумагами, фьючерсными контрактами.
Под опционом понимается условие, включаемое в биржевые сделки на срок (фьючерсные контракты), по которому одной из сторон предоставляется право выбора между отдельными взаимоисключающими условиями сделки или изменения ее первоначальных условий. Под опционом, таким образом, понимается выбор, возможность выбора. К примеру, если опцион применяется в чартере (договоре морской перевозки), то под ним понимается условие, по которому фрахтователю (нанимателю судна, его арендатору) предоставляется право выбора порта погрузки (разгрузки) или груза для перевозки, а также право замены обусловленного в договоре груза другим грузом.
Опцион в деловых отношениях встречается довольно часто применительно к разным аспектам деловой активности. Так, понятие опционный дивиденд означает, что акционер наделяется правом выбора формы дохода – он может получить такой доход в денежной форме или в виде новых акций на сумму дивиденда. Нередко используется и такое понятие, как опционный заем, или заем с опционом, – форма займа или долгового обязательства, при которой кредитору в определенных пределах предоставляется право выбора условий погашения займа (например, он может потребовать от заемщика погасить заем или его часть в валюте, а не в гривнях, если он был предоставлен в гривнях, и т.д.).
В договорных отношениях под опционом понимают право выбора способа, формы, объема, техники исполнения обязательства. Такое право предоставляется одной из сторон условиями договора. Опцион может предоставляться покупателю на право закупить дополнительное количество товара на тех же условиях, что и по предыдущему контракту. Причем в контракте оговаривается период, в течение которого покупатель обязан уведомить продавца о таком своем намерении.
Применительно к операциям на бирже, опцион представляет собой особый вид биржевых сделок. Опцион на бирже снижает риск по сравнению с обычными срочными сделками. Он выступает как договорное обязательство купить или продать определенный вид ценностей или финансовых прав по заранее установленной (в момент заключения сделки) цене в пределах согласованного периода времени. При этом (в обмен на получение такого права) покупатель опциона уплачивает продавцу так называемую опционную премию – согласованную сторонами сумму. Такое действие означает сокращение риска для той и другой стороны на величину этой согласованной суммы. При неисполнении опциона в срок, указанный в контракте, опционная премия, выплачиваемая при покупке в пользу продавца, не возвращается.
Опцион на покупку дает право (но не выступает в качестве обязанности) купить фьючерсный контракт, товар или иную ценность по данной согласованной цене. Такой опцион инициируется тем, кто играет на повышение.
Опцион на продажу дает право (но не выступает в качестве обязанности) продать фьючерсный контракт или иную ценность (кроме товара) по данной цене. Эта разновидность опциона инициируется играющим на понижение.
Опционный контракт на фондовой бирже дает право его покупателю на определенный срок купить или продать 100 обыкновенных акций какой-либо компании по фиксированной цене. Покупка опциона не дает права собственности на акции, а предоставляет покупателю только лишь возможность распоряжаться определенным количеством акций в течение срока действия контракта.
- Министерство образования и науки украины
- Предмет курса
- 1. Предпринимательство как особая форма экономической активности
- А. История развития теории предпринимательства
- Б. Особая форма экономической активности
- В. Субъекты предпринимательской активности
- Г. Объект предпринимательской активности
- Д. Цель предпринимательской активности
- Е. Предпринимательский доход
- Ж. Предпринимательская среда
- З. Государственная поддержка предпринимательства
- И. Классификация предпринимательских структур
- К. Две основные формы предпринимательства
- 2. Процесс принятия предпринимательского решения. Предпринимательские расчеты а. Ориентация на рынок
- Б. Процесс предпринимательской деятельности
- Предпринимательская идея
- Банк идей
- Экспертная оценка идеи
- Потребность в рыночной информации
- Спрос и предложение
- Прогнозирование цены
- Расчет издержек производства
- Предпринимательский эффект от реализации идеи
- Ориентация на среднюю норму прибыли
- Оценка информации
- Оперирование экономическими показателями
- Совокупный доход
- Валовая выручка
- Расходы производства
- 3. Логика предпринимательской деятельности в целом а. Линия поведения предпринимателя и факторы, оказывающие воздействие на ее направленность
- Б. Учет возможного поведения предполагаемого потребителя
- В. Схема действий предпринимателя на этапе осмысления идеи
- (Основные стадии на подготовительном этапе) г. Универсальный характер схемы
- Д. Три основных направления действий предпринимателя
- Управление производством
- Ориентация на рынок и необходимость его изучения
- О направлениях деятельности предпринимателя
- Краткие выводы
- Тема 2 типология предпринимательства План лекции
- 1. Два основных типа
- Частное предпринимательство
- Б. Производительная и посредническая предпринимательская деятельность
- За кем сохраняется приоритет?
- Товаропроизводитель и посредник: логика партнерства
- 2. Формы производительной предпринимательской деятельности
- В. Основной и вспомогательный виды производительной предпринимательской деятельности
- 3. Посредническая предпринимательская деятельность а. Понятие посредника
- Б. Функциональное назначение посредника
- Каналы распределения товаров
- (Без включения посредника)
- (С включением посредника) в. Агентирование
- Типы агентов
- Правовая основа осуществления агентских функций
- Агентирование: совпадение экономических интересов агента и принципала
- Г. Конкретные формы агентирования Брокерство
- Комиссия
- Делькредере
- Консигнация
- Д. Оптовое купечество
- Дистрибьюторство
- Дилерство
- Торговое маклерство
- Джобберство
- Е. Посылторговское посредничество
- Ж. Торговое представительство (представительство торговых интересов принципала)
- 3. Коммивояжерство
- И. Аукционерство
- К. Биржевое предпринимательство
- Виды бирж
- Товарные биржи
- Спекуляция как форма биржевой сделки
- Фьючерсные сделки
- Опционы
- Биржевое брокерство
- Котировка акций. Рейтинг компаний
- Операции с ценными бумагами
- Л. Фьючерсы
- М. Риэлторство
- 4. Предпринимательство в финансовой сфере а. Финансовые институты как основа предпринимательской инфраструктуры
- Б. Банки
- В. Инвестиционные компании и фонды
- Г. Аудиторство
- 1. Предпринимательская идея и ее выбор а. Содержание понятия
- Б. Технология накопления идей
- 2. Технология производства, соответствующая предпринимательской идее
- Понятие технологии
- 3. Средства производства как форма
- А. Технические элементы производства
- Б. Капиталовложения и срок окупаемости проекта
- 4. Предпринимательский капитал. Способы его формирования
- А. Общее понятие о предпринимательском капитале
- Б. Формирование первоначального предпринимательского капитала
- В. Источники формирования предпринимательского капитала
- 5. Предпринимательский тип мышления и поведения
- Краткие выводы
- 2. Предрасположенность предпринимателя действовать в союзе с другими производителями (партнер как субъект предпринимательского процесса)
- 3. Роль потребителя в процессе
- 4. Наемный работник
- 5. Государство как субъект предпринимательской активности
- Краткие выводы
- 1. Понятие о товаре как объекте предпринимательской деятельности
- Свойства товара
- 2. Цена товара
- 3. Цена товара и расходы производства
- А. Материалоемкость товара
- Б. Трудоемкость товара
- Сравнительный анализ трудоемкости единицы продукции
- На единицу продукции
- 4. Общее понятие о предпринимательской идее
- Б. Инновации в предпринимательстве
- В. Источники информационного обеспечения
- Г. Рынок как истопник информации
- Д. Эффективность партнерских связей
- Е. Жизненный цикл товара
- 5. Маркетинг в предпринимательстве.
- А. Две маркетинговые концепции: «рынок продавца» и «рынок потребителя»
- Б. Сегментирование рынка
- 6. Управление качеством
- А. Узнавание товара потребителем: товарный рынок и рынок обслуживания
- В. Законодательная защита товарного знака
- Г. Концепция управления качеством
- Краткие выводы
- 1. Схема предпринимательских действий по реализации проекта
- 2. Понятие о сделке
- 3. Основные направления сотрудничества партнеров
- 4. Формы сотрудничества в сфере производства
- А. Совместное предпринимательство
- Б. Производственная кооперация
- В. Лизинг Общее понятие
- Виды лизинга
- Условия лизингового соглашения (договора лизинга)
- Г. Франчайзинг
- Д. Проектное финансирование
- Е. Лицензирование
- Ж. Концессия
- З. Управление по контракту
- И. Подрядное производство
- 5. Формы сотрудничества в сфере товарообмена
- А. Бартер (бартерная сделка)
- Б. Встречная поставка как разновидность бартера
- В. Коммерческая триангуляция
- 6. Формы сделок в сфере торговли
- 7. Формы сотрудничества в сфере финансовых отношений
- А. Факторинг
- Б. Коммерческий трансферт
- Тема 7 учреждение предприятия План лекции
- 1. Выбор целей
- 2. Учреждение собственного предприятия а. Выбор типа предприятия
- Подготовка учредительных документов
- Государственная регистрация предприятий
- Определение основного профиля будущего предприятия
- Выявление экономической эффективности будущего производства
- 3. Участие в соучреждении нового предприятия
- 4. Покупка предприятия
- 5. Выкуп партнерской доли
- 6. Наследование
- Тема 8 понятие о предпринимательском успехе
- План лекции
- 1. Слагаемые предпринимательского успеха
- 2. Коммерческая информация как товар особого рода
- 3. Кому сегодня следует заниматься предпринимательской деятельностью
- Содержание
- Основы предпринимательства Конспект лекций
- Технический редактор о.И. Шелудько
- Донецкий государственный университет экономики и торговли