А. Узнавание товара потребителем: товарный рынок и рынок обслуживания
Предприниматель стремится, чтобы его товар был узнаваем потребителем, отличен от других товаров. Обычным средством отличия товара на рынке выступает его товарный знак (trademark). Обычно товарный знак - это буквенное, изобразительное или комбинированное обозначение товара. Иногда товарный знак может выступать и в виде определенной формы изделий или упаковки (к примеру, «фирменные» бутылочки «пепси» или «кока-колы»). Назначение товарного знака - обратим внимание на это обстоятельство еще раз - выделить тот или иной товар среди других товаров.
Наряду с торговой маркой используется знак обслуживания- специальное обозначение оказываемых производителем услуг для их выделения из массы других предлагаемых услуг. Знаками обслуживания пользуются банки, страховые общества, туристские и гостиничные предприятия, зрелищные организации, железнодорожные, авиационные и автобусные компании и другие предприятия по оказанию услуг. Правовой режим знаков обслуживания не отличается от правового режима товарных знаков, а их правовая охрана осуществляется на основе одних и тех же правовых норм.
Любой предприниматель стремится к защите своего товарного знака от возможного посягательства со стороны других производителей (обычно такого же или аналогичного товара.), Смысл защиты товарного знака сводится к созданию условий, которые бы не позволяли другим производителям использовать данный товарный знак и тем самым снижать степень доверия к товару, имеющему такой товарный знак, и не вели бы к падению делового авторитета (реноме) фирмы в глазах потребителя.
Защита товарного знака осуществляется путем официальной его регистрации в установленном законом порядке. Официальная регистрация товарного знака осуществляется комитетом по делам науки. Зарегистрированный товарный знак вносится в Государственный реестр товарных знаков и с момента внесения его в реестр подлежит правовой защите со стороны государства. Владельцу товарного знака гарантируется монопольное право его использования, т.е. право на маркировку своих товаров, фирменных продуктов и услуг.
Товарный знак ставится на самом товаре и упаковке, коммерческой документации, рекламных проспектах, чертежах, счетах, бланках, ярлыках и призван вызывать у потребителя ассоциацию с высоким качеством и надежностью предлагаемых фирмой изделий или услуг. В соответствии с международными правилами не допускаются регистрационные знаки, воспроизводящие государственный герб или эмблемы международных организаций.
Б. «Неосязаемые активы»
Признанный на рынке товарный знак имеет реальную ценность. В деловой практике развитых стран принято оценивать его в денежном выражении, включая знак в так называемые «неосязаемые активы»" (intangible assets) фирмы. Право пользования зарегистрированным товарным знаком может быть продано другой фирме.
Купля-продажа товарных знаков сама по себе представляет обычную торговую сделку договорного характера, но разработка условий (подготовка) такого договора предполагает довольно сложную процедуру. Обычно фирма, продающая свой товарный знак, скрупулезно оценивает покупателя, его деловой авторитет, философию и принципы деятельности, а главное - качество производимой продукции, для маркировки которой приобретается такой торговый знак. Все это делается для сохранения престижа фирмы, никакого ущерба продавцу товарного знака такая операция нанести не должна. Покупатель при осуществлении операции по купле товарного знака стремится к приобретению наиболее престижного из всех возможных товарных знаков. Это дает возможность установления более высокой цены на свой товар, маркируемый новым товарным знаком, и сокращения расходов на рекламу (поскольку рекламные кампании, как правило, осуществляются фирмой-собственником товарного знака).
При определении цены продавец и покупатель товарного знака осуществляют сравнительный анализ:
ожидаемой от использования товарного знака дополнительной прибыли, получаемой от реализации маркированных этим товарным знаком товаров;
запрашиваемой продавцом цены на право пользования товарным знаком.
Сравнительный анализ этих двух факторов (если партнеры настроены на совершение сделки) является основой для коррекции цены. Если, к примеру, покупатель выявил (и изложил продавцу обоснованные аргументы), что возможный эффект от , использования товарного знака продавца составит 1 млн. грн., а продавец запрашивает также 1 млн. грн., то при такой цене сделка может быть бессмысленной (если только она не ведет к увеличению объема реализуемых товаров). В такой ситуации стороны (в данном случае - продавец) будут вынуждены корректировать цену.
Отметим, что предметом такой сделки служит не сам товарный знак, а право пользования им на какой-то ограниченный период времени (договор заключается сроком на 1 год, 3 года и т.д., после чего он может быть продлен по желанию сторон),
В случае несанкционированного применения данного знака третьей стороной его владелец имеет законное право требовать через суд возмещения ущерба. За рубежом такого рода судебные разбирательства отнюдь не редки. «Пиратство» в области товарных знаков в последние годы приобрело международные масштабы, и борьба с ним стала острой торгово-политической проблемой.
- Министерство образования и науки украины
- Предмет курса
- 1. Предпринимательство как особая форма экономической активности
- А. История развития теории предпринимательства
- Б. Особая форма экономической активности
- В. Субъекты предпринимательской активности
- Г. Объект предпринимательской активности
- Д. Цель предпринимательской активности
- Е. Предпринимательский доход
- Ж. Предпринимательская среда
- З. Государственная поддержка предпринимательства
- И. Классификация предпринимательских структур
- К. Две основные формы предпринимательства
- 2. Процесс принятия предпринимательского решения. Предпринимательские расчеты а. Ориентация на рынок
- Б. Процесс предпринимательской деятельности
- Предпринимательская идея
- Банк идей
- Экспертная оценка идеи
- Потребность в рыночной информации
- Спрос и предложение
- Прогнозирование цены
- Расчет издержек производства
- Предпринимательский эффект от реализации идеи
- Ориентация на среднюю норму прибыли
- Оценка информации
- Оперирование экономическими показателями
- Совокупный доход
- Валовая выручка
- Расходы производства
- 3. Логика предпринимательской деятельности в целом а. Линия поведения предпринимателя и факторы, оказывающие воздействие на ее направленность
- Б. Учет возможного поведения предполагаемого потребителя
- В. Схема действий предпринимателя на этапе осмысления идеи
- (Основные стадии на подготовительном этапе) г. Универсальный характер схемы
- Д. Три основных направления действий предпринимателя
- Управление производством
- Ориентация на рынок и необходимость его изучения
- О направлениях деятельности предпринимателя
- Краткие выводы
- Тема 2 типология предпринимательства План лекции
- 1. Два основных типа
- Частное предпринимательство
- Б. Производительная и посредническая предпринимательская деятельность
- За кем сохраняется приоритет?
- Товаропроизводитель и посредник: логика партнерства
- 2. Формы производительной предпринимательской деятельности
- В. Основной и вспомогательный виды производительной предпринимательской деятельности
- 3. Посредническая предпринимательская деятельность а. Понятие посредника
- Б. Функциональное назначение посредника
- Каналы распределения товаров
- (Без включения посредника)
- (С включением посредника) в. Агентирование
- Типы агентов
- Правовая основа осуществления агентских функций
- Агентирование: совпадение экономических интересов агента и принципала
- Г. Конкретные формы агентирования Брокерство
- Комиссия
- Делькредере
- Консигнация
- Д. Оптовое купечество
- Дистрибьюторство
- Дилерство
- Торговое маклерство
- Джобберство
- Е. Посылторговское посредничество
- Ж. Торговое представительство (представительство торговых интересов принципала)
- 3. Коммивояжерство
- И. Аукционерство
- К. Биржевое предпринимательство
- Виды бирж
- Товарные биржи
- Спекуляция как форма биржевой сделки
- Фьючерсные сделки
- Опционы
- Биржевое брокерство
- Котировка акций. Рейтинг компаний
- Операции с ценными бумагами
- Л. Фьючерсы
- М. Риэлторство
- 4. Предпринимательство в финансовой сфере а. Финансовые институты как основа предпринимательской инфраструктуры
- Б. Банки
- В. Инвестиционные компании и фонды
- Г. Аудиторство
- 1. Предпринимательская идея и ее выбор а. Содержание понятия
- Б. Технология накопления идей
- 2. Технология производства, соответствующая предпринимательской идее
- Понятие технологии
- 3. Средства производства как форма
- А. Технические элементы производства
- Б. Капиталовложения и срок окупаемости проекта
- 4. Предпринимательский капитал. Способы его формирования
- А. Общее понятие о предпринимательском капитале
- Б. Формирование первоначального предпринимательского капитала
- В. Источники формирования предпринимательского капитала
- 5. Предпринимательский тип мышления и поведения
- Краткие выводы
- 2. Предрасположенность предпринимателя действовать в союзе с другими производителями (партнер как субъект предпринимательского процесса)
- 3. Роль потребителя в процессе
- 4. Наемный работник
- 5. Государство как субъект предпринимательской активности
- Краткие выводы
- 1. Понятие о товаре как объекте предпринимательской деятельности
- Свойства товара
- 2. Цена товара
- 3. Цена товара и расходы производства
- А. Материалоемкость товара
- Б. Трудоемкость товара
- Сравнительный анализ трудоемкости единицы продукции
- На единицу продукции
- 4. Общее понятие о предпринимательской идее
- Б. Инновации в предпринимательстве
- В. Источники информационного обеспечения
- Г. Рынок как истопник информации
- Д. Эффективность партнерских связей
- Е. Жизненный цикл товара
- 5. Маркетинг в предпринимательстве.
- А. Две маркетинговые концепции: «рынок продавца» и «рынок потребителя»
- Б. Сегментирование рынка
- 6. Управление качеством
- А. Узнавание товара потребителем: товарный рынок и рынок обслуживания
- В. Законодательная защита товарного знака
- Г. Концепция управления качеством
- Краткие выводы
- 1. Схема предпринимательских действий по реализации проекта
- 2. Понятие о сделке
- 3. Основные направления сотрудничества партнеров
- 4. Формы сотрудничества в сфере производства
- А. Совместное предпринимательство
- Б. Производственная кооперация
- В. Лизинг Общее понятие
- Виды лизинга
- Условия лизингового соглашения (договора лизинга)
- Г. Франчайзинг
- Д. Проектное финансирование
- Е. Лицензирование
- Ж. Концессия
- З. Управление по контракту
- И. Подрядное производство
- 5. Формы сотрудничества в сфере товарообмена
- А. Бартер (бартерная сделка)
- Б. Встречная поставка как разновидность бартера
- В. Коммерческая триангуляция
- 6. Формы сделок в сфере торговли
- 7. Формы сотрудничества в сфере финансовых отношений
- А. Факторинг
- Б. Коммерческий трансферт
- Тема 7 учреждение предприятия План лекции
- 1. Выбор целей
- 2. Учреждение собственного предприятия а. Выбор типа предприятия
- Подготовка учредительных документов
- Государственная регистрация предприятий
- Определение основного профиля будущего предприятия
- Выявление экономической эффективности будущего производства
- 3. Участие в соучреждении нового предприятия
- 4. Покупка предприятия
- 5. Выкуп партнерской доли
- 6. Наследование
- Тема 8 понятие о предпринимательском успехе
- План лекции
- 1. Слагаемые предпринимательского успеха
- 2. Коммерческая информация как товар особого рода
- 3. Кому сегодня следует заниматься предпринимательской деятельностью
- Содержание
- Основы предпринимательства Конспект лекций
- Технический редактор о.И. Шелудько
- Донецкий государственный университет экономики и торговли