logo
2 сессия / Предпринимательство / Аветисова А

2. Предрасположенность предпринимателя действовать в союзе с другими производителями (партнер как субъект предпринимательского процесса)

Всовременных условиях хозяйствования каждый предприниматель функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда. Если взять для анализа целостный процесс производства, то он состоит как бы из множества фрагментов, каждый из которых фокусируется в конкретной деятельности предпринимателя (рис. 4.1).

Рис. 4.1. Структура производственного процесса:

  1. добыча и заготовка сырья;

  2. производство машин и оборудования для добычи и заготовки сырья;

  3. переработка сырья и изготовление полуфабрикатов;

  4. производство машин и оборудования для переработки сырья и изготовления полуфабрикатов;

  5. производство машин и оборудования для производства готовых к потреблению товаров;

  6. производство готовых к потреблению товаров;

  7. реализация готовых к потреблению товаров;

  8. производство оборудования для предприятий по реализации готовых к потреблению товаров

Приведенная схема носит самый общий, упрощенный характер. Реальный экономический процесс намного богаче. Каждый из фрагментов схемы нуждается в детализации, рассмотрении дополнительных партнерских связей. Любой предприниматель нуждается в эффективных партнерских связях: только в таком случае он может эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса. Идеальной является ситуация, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей. Нередко такая ситуация создается предпринимателями путем использования какой-то определенной организационно-правовой формы, например консорциума, т.е. формы временного объединения, не предполагающей потери самостоятельности каждого участника такого договора и используемой для реализации какого-либо проекта или какой-либо идеи.

В условиях рынка от предпринимателя требуется умение и даже предрасположенность - действовать в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.

Партнерские связи (реальные и потенциальные) играют весьма важную роль в предпринимательстве. Каждый предприниматель при планировании своей деятельности, при разработке бизнес-плана обязательно учитывает возможность установления необходимых партнерских связей. К примеру, если Вы планируете производить, скажем, кухонную мебель, то Вы, естественно, обязательно постараетесь определить, где, у кого и на каких условиях предположительно (и есть ли какая возможность) Вы сможете приобретать все необходимое для организации производства (древесину, иные компоненты, фурнитуру, оборудование, машины и т.д.). Без такого подхода невозможно планирование предпринимательской деятельности.

Выбор партнерских связей зависит от целого ряда факторов. Партнерские связи можно классифицировать следующим образом:

  1. Долговременные (или постоянные). Эта форма партнерских связей используется тогда, когда предприниматель планирует поставку на рынок профильного товара в течение длительного периода времени. Инициатива установления долговременных связей может исходить как от одной, так и от другой стороны. Такая форма партнерских связей осуществляется на договорной основе путем постоянного пролонгирования заключаемого договора.

  2. Кратковременные (или на определенный срок). Эта форма партнерских связей используется в случаях:

а) когда предприниматель стремится произвести опытную партию товара и испытать рынок на восприятие такого товара;

б) когда оба предпринимателя, выступающие в качестве договаривающихся сторон, не уверены в возможностях друг друга выполнить принимаемые на себя обязательства или в способности рынка воспринять производимый на основе таких связей товар.

в) когда в основе партнерских связей лежит производство товара, имеющего ограниченный спрос; осуществляется разовая поставка на основе предварительного заказа потребителем.

  1. Случайные. Эта форма партнерских связей почти всегда играет вспомогательную роль в деятельности предпринимателя и представляет собой обычно форму извлечения дополнительной прибыли.

К примеру, я всегда приобретал древесину у моего партнера по цене 20 тыс. грн. за 1 куб. м, а тут «подвернулся» случай приобрести древесину такого же качества (в форме разовой сделки) по цене 15 тыс. грн. за 1 куб. м.

Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель рассматривает партнера (партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от формы взаимоотношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.