logo
2 сессия / Предпринимательство / Аветисова А

2. Цена товара

Главной и отличительной характеристикой товара выступает его рыночная цена - то количество денежных единиц, которое покупатель (потребитель) соглашается передать продавцу (производителю) в обмен на право обладания и использования по своему усмотрению (потребления) такого товара. В основе цены – расходы производства, которые вынужден нести каждый предприниматель при выпуске любого товара.

Предприниматель различает несколько видов рыночной цены товара:

Стартовал рыночная ценасвойственна тем товарам, которые для рынка (или данного рынка) являются новинкой. Стартовая цена может устанавливаться или с завышением, или с занижением от предполагаемой в будущем реальной (устоявшейся) рыночной цены. Отклонение в ту или иную сторону от реальной цены зависит: а) от поведения предпринимателя на данном рынке и его стратегических целей; б) от условий рынка (уровень конкуренции, наличие заменителей данного товара, степень платежеспособности покупателей и.д.).

К примеру, если я хочу внедриться на новый рынок на длительную перспективу (причем на этом рынке уже имеется товар, служащий заменителем моего товара), я установлю цену ниже реальной цены для привлечения внимания к моему товару и создания собственного круга потребителей. Если же я выхожу на рынок с излишками произведенного мною товара с целью осуществить лишь разовую операцию по ето реализации, то я установлю цену выше реальной цены с целью извлечения дополнительной прибыли.

Устоявшаяся рыночная цена свойственна товарам, занявшим уже стабильное положение на данном рынке и прошедшим этап первоначальной конкуренции с другими имеющимися на этом рынке товарами. К примеру, стартовая цена на видеомагнитофоны в момент их начального поступления на рынок была выше нынешней, устоявшейся цены.

Монопольная цена свойственна только тем товаром, которые поставляются на рынок монопольным производителем или монопольным поставщиком в условиях отсутствия конкуренции, т.е. нарушения механизма установления рыночной цены при соблюдении равновесия между ценой и поставляемым на рынок количеством товара.

Демпинговая цена - это так называемая бросовая цена, как правило, преследующая цель подавления конкурентов. Установление демпинговых цен нередко служит основанием для применения санкций по отношению к тому предпринимателю (производителю или продавцу), который идет на установление таких цен. Чаще всего под демпинговыми подразумеваются цены, отклоняющиеся на 30% и более от уровня устоявшейся цены. Демпинговыми признаются также и цены, устанавливаемые на уровне ниже издержек производства (хотя весьма часто бывает довольно затруднительно выявить такую взаимосвязь).

Отдельного внимания заслуживает проблема демпинговых цен на мировом рынке. Большинство мировых товарных рынков – цивилизованно организованные, со своими устоявшимися правилами, обычаями и традициями. Цивилизованность таких рынков проявляется и в том факте, что они уже научились защищать себя от демпинга посредством использования антидемпинговых процедур.

Под антидемпинговыми процедурами понимается законодательная защита национальных производителей от импорта иностранных товаров по ценам ниже «справедливой цены», т.е. цены, которая устанавливается на данный товар в стране-экспортере или стране происхождения товара (как это было, к примеру, в случае с российскими и украинскими поставщиками алюминия и ферросплавов, когда против них были осуществлены антидемпинговые процедуры). Но даже в отношениях между промышленно развитыми странами время от времени вспыхивают так называемые винные, электронные, стальные и т.д. войны, в основе которых – стремление обойти правила рынка и использовать демпинговые цели.

Борьба с демпингом является общепризнанной в торговой практике большинства стран мира как один из методов правительственного регулирования импорта. Официально защита от демпинга узаконена в рамках ВТО. Был принят специальный «Антидемпинговый кодекс». Он регламентирует процедуру выявления и доказательства факта демпинга, а также способы компенсации ущерба, нанесенного фирмам страны-импортера, производящим аналогичную продукцию. В случае установления факта демпинга импортирующая страна может ввести антидемпинговые пошлины на ввозимые товары.

Однако существование «Антидемпингового кодекса» и его одобрение мировым сообществом не исключает национальной специфики применения на практике положений этого документа. Например, в США любой представитель американской промышленности и оптовой торговли, включая профсоюз или группу рабочих, а также коммерческую ассоциацию, может потребовать от властей провести расследование факта продажи импортируемого товара по цене ниже «справедливой». В ответ на это Управление международной торговли Министерства торговли США должно вынести заключение о том, соответствует ли это действительности. Важным моментом в этом расследовании является выяснение, нанесен ли импортом материальный ущерб производителям в США. Одновременно другая организация - независимое ведомство Комиссии по международной торговле (КМТ) - выявляет форму и степень ущерба. Если расследование подтверждает факт демпинга, то все расчеты предаются гласности, операции по продаже импортных товаров прекращаются, а импортер обязывается уплатить антидемпинговую пошлину в размере разницы между ценой поставщика и «справедливой ценой» товара.

Таким образом планируя выход на мировой рынок, любой предприниматель должен знать как общие, так и национальные правила, обычаи, традиции, связанные с присутствием на рынке иностранного экономического субъекта.

Ликвидно-распродажная цена - это устоявшаяся цена с определенной скидкой. Обычно такая цена устанавливается на товары сезонного спроса по окончании (а иногда и во время) сезона или на устаревшие модели (образцы) в связи с появлением новых моделей товаров, или на товары, которые выходят из моды. Эти цены используются для ликвидации излишних товарных запасов и недопущения убытков или получения хотя бы небольшой (по сравнению с обычным уровнем) прибыли от реализации таких товаров.