2. Цена товара
Главной и отличительной характеристикой товара выступает его рыночная цена - то количество денежных единиц, которое покупатель (потребитель) соглашается передать продавцу (производителю) в обмен на право обладания и использования по своему усмотрению (потребления) такого товара. В основе цены – расходы производства, которые вынужден нести каждый предприниматель при выпуске любого товара.
Предприниматель различает несколько видов рыночной цены товара:
стартовая,
монопольная,
демпинговая,
ликвидно-распродажная.
Стартовал рыночная ценасвойственна тем товарам, которые для рынка (или данного рынка) являются новинкой. Стартовая цена может устанавливаться или с завышением, или с занижением от предполагаемой в будущем реальной (устоявшейся) рыночной цены. Отклонение в ту или иную сторону от реальной цены зависит: а) от поведения предпринимателя на данном рынке и его стратегических целей; б) от условий рынка (уровень конкуренции, наличие заменителей данного товара, степень платежеспособности покупателей и.д.).
К примеру, если я хочу внедриться на новый рынок на длительную перспективу (причем на этом рынке уже имеется товар, служащий заменителем моего товара), я установлю цену ниже реальной цены для привлечения внимания к моему товару и создания собственного круга потребителей. Если же я выхожу на рынок с излишками произведенного мною товара с целью осуществить лишь разовую операцию по ето реализации, то я установлю цену выше реальной цены с целью извлечения дополнительной прибыли.
Устоявшаяся рыночная цена свойственна товарам, занявшим уже стабильное положение на данном рынке и прошедшим этап первоначальной конкуренции с другими имеющимися на этом рынке товарами. К примеру, стартовая цена на видеомагнитофоны в момент их начального поступления на рынок была выше нынешней, устоявшейся цены.
Монопольная цена свойственна только тем товаром, которые поставляются на рынок монопольным производителем или монопольным поставщиком в условиях отсутствия конкуренции, т.е. нарушения механизма установления рыночной цены при соблюдении равновесия между ценой и поставляемым на рынок количеством товара.
Демпинговая цена - это так называемая бросовая цена, как правило, преследующая цель подавления конкурентов. Установление демпинговых цен нередко служит основанием для применения санкций по отношению к тому предпринимателю (производителю или продавцу), который идет на установление таких цен. Чаще всего под демпинговыми подразумеваются цены, отклоняющиеся на 30% и более от уровня устоявшейся цены. Демпинговыми признаются также и цены, устанавливаемые на уровне ниже издержек производства (хотя весьма часто бывает довольно затруднительно выявить такую взаимосвязь).
Отдельного внимания заслуживает проблема демпинговых цен на мировом рынке. Большинство мировых товарных рынков – цивилизованно организованные, со своими устоявшимися правилами, обычаями и традициями. Цивилизованность таких рынков проявляется и в том факте, что они уже научились защищать себя от демпинга посредством использования антидемпинговых процедур.
Под антидемпинговыми процедурами понимается законодательная защита национальных производителей от импорта иностранных товаров по ценам ниже «справедливой цены», т.е. цены, которая устанавливается на данный товар в стране-экспортере или стране происхождения товара (как это было, к примеру, в случае с российскими и украинскими поставщиками алюминия и ферросплавов, когда против них были осуществлены антидемпинговые процедуры). Но даже в отношениях между промышленно развитыми странами время от времени вспыхивают так называемые винные, электронные, стальные и т.д. войны, в основе которых – стремление обойти правила рынка и использовать демпинговые цели.
Борьба с демпингом является общепризнанной в торговой практике большинства стран мира как один из методов правительственного регулирования импорта. Официально защита от демпинга узаконена в рамках ВТО. Был принят специальный «Антидемпинговый кодекс». Он регламентирует процедуру выявления и доказательства факта демпинга, а также способы компенсации ущерба, нанесенного фирмам страны-импортера, производящим аналогичную продукцию. В случае установления факта демпинга импортирующая страна может ввести антидемпинговые пошлины на ввозимые товары.
Однако существование «Антидемпингового кодекса» и его одобрение мировым сообществом не исключает национальной специфики применения на практике положений этого документа. Например, в США любой представитель американской промышленности и оптовой торговли, включая профсоюз или группу рабочих, а также коммерческую ассоциацию, может потребовать от властей провести расследование факта продажи импортируемого товара по цене ниже «справедливой». В ответ на это Управление международной торговли Министерства торговли США должно вынести заключение о том, соответствует ли это действительности. Важным моментом в этом расследовании является выяснение, нанесен ли импортом материальный ущерб производителям в США. Одновременно другая организация - независимое ведомство Комиссии по международной торговле (КМТ) - выявляет форму и степень ущерба. Если расследование подтверждает факт демпинга, то все расчеты предаются гласности, операции по продаже импортных товаров прекращаются, а импортер обязывается уплатить антидемпинговую пошлину в размере разницы между ценой поставщика и «справедливой ценой» товара.
Таким образом планируя выход на мировой рынок, любой предприниматель должен знать как общие, так и национальные правила, обычаи, традиции, связанные с присутствием на рынке иностранного экономического субъекта.
Ликвидно-распродажная цена - это устоявшаяся цена с определенной скидкой. Обычно такая цена устанавливается на товары сезонного спроса по окончании (а иногда и во время) сезона или на устаревшие модели (образцы) в связи с появлением новых моделей товаров, или на товары, которые выходят из моды. Эти цены используются для ликвидации излишних товарных запасов и недопущения убытков или получения хотя бы небольшой (по сравнению с обычным уровнем) прибыли от реализации таких товаров.
- Министерство образования и науки украины
- Предмет курса
- 1. Предпринимательство как особая форма экономической активности
- А. История развития теории предпринимательства
- Б. Особая форма экономической активности
- В. Субъекты предпринимательской активности
- Г. Объект предпринимательской активности
- Д. Цель предпринимательской активности
- Е. Предпринимательский доход
- Ж. Предпринимательская среда
- З. Государственная поддержка предпринимательства
- И. Классификация предпринимательских структур
- К. Две основные формы предпринимательства
- 2. Процесс принятия предпринимательского решения. Предпринимательские расчеты а. Ориентация на рынок
- Б. Процесс предпринимательской деятельности
- Предпринимательская идея
- Банк идей
- Экспертная оценка идеи
- Потребность в рыночной информации
- Спрос и предложение
- Прогнозирование цены
- Расчет издержек производства
- Предпринимательский эффект от реализации идеи
- Ориентация на среднюю норму прибыли
- Оценка информации
- Оперирование экономическими показателями
- Совокупный доход
- Валовая выручка
- Расходы производства
- 3. Логика предпринимательской деятельности в целом а. Линия поведения предпринимателя и факторы, оказывающие воздействие на ее направленность
- Б. Учет возможного поведения предполагаемого потребителя
- В. Схема действий предпринимателя на этапе осмысления идеи
- (Основные стадии на подготовительном этапе) г. Универсальный характер схемы
- Д. Три основных направления действий предпринимателя
- Управление производством
- Ориентация на рынок и необходимость его изучения
- О направлениях деятельности предпринимателя
- Краткие выводы
- Тема 2 типология предпринимательства План лекции
- 1. Два основных типа
- Частное предпринимательство
- Б. Производительная и посредническая предпринимательская деятельность
- За кем сохраняется приоритет?
- Товаропроизводитель и посредник: логика партнерства
- 2. Формы производительной предпринимательской деятельности
- В. Основной и вспомогательный виды производительной предпринимательской деятельности
- 3. Посредническая предпринимательская деятельность а. Понятие посредника
- Б. Функциональное назначение посредника
- Каналы распределения товаров
- (Без включения посредника)
- (С включением посредника) в. Агентирование
- Типы агентов
- Правовая основа осуществления агентских функций
- Агентирование: совпадение экономических интересов агента и принципала
- Г. Конкретные формы агентирования Брокерство
- Комиссия
- Делькредере
- Консигнация
- Д. Оптовое купечество
- Дистрибьюторство
- Дилерство
- Торговое маклерство
- Джобберство
- Е. Посылторговское посредничество
- Ж. Торговое представительство (представительство торговых интересов принципала)
- 3. Коммивояжерство
- И. Аукционерство
- К. Биржевое предпринимательство
- Виды бирж
- Товарные биржи
- Спекуляция как форма биржевой сделки
- Фьючерсные сделки
- Опционы
- Биржевое брокерство
- Котировка акций. Рейтинг компаний
- Операции с ценными бумагами
- Л. Фьючерсы
- М. Риэлторство
- 4. Предпринимательство в финансовой сфере а. Финансовые институты как основа предпринимательской инфраструктуры
- Б. Банки
- В. Инвестиционные компании и фонды
- Г. Аудиторство
- 1. Предпринимательская идея и ее выбор а. Содержание понятия
- Б. Технология накопления идей
- 2. Технология производства, соответствующая предпринимательской идее
- Понятие технологии
- 3. Средства производства как форма
- А. Технические элементы производства
- Б. Капиталовложения и срок окупаемости проекта
- 4. Предпринимательский капитал. Способы его формирования
- А. Общее понятие о предпринимательском капитале
- Б. Формирование первоначального предпринимательского капитала
- В. Источники формирования предпринимательского капитала
- 5. Предпринимательский тип мышления и поведения
- Краткие выводы
- 2. Предрасположенность предпринимателя действовать в союзе с другими производителями (партнер как субъект предпринимательского процесса)
- 3. Роль потребителя в процессе
- 4. Наемный работник
- 5. Государство как субъект предпринимательской активности
- Краткие выводы
- 1. Понятие о товаре как объекте предпринимательской деятельности
- Свойства товара
- 2. Цена товара
- 3. Цена товара и расходы производства
- А. Материалоемкость товара
- Б. Трудоемкость товара
- Сравнительный анализ трудоемкости единицы продукции
- На единицу продукции
- 4. Общее понятие о предпринимательской идее
- Б. Инновации в предпринимательстве
- В. Источники информационного обеспечения
- Г. Рынок как истопник информации
- Д. Эффективность партнерских связей
- Е. Жизненный цикл товара
- 5. Маркетинг в предпринимательстве.
- А. Две маркетинговые концепции: «рынок продавца» и «рынок потребителя»
- Б. Сегментирование рынка
- 6. Управление качеством
- А. Узнавание товара потребителем: товарный рынок и рынок обслуживания
- В. Законодательная защита товарного знака
- Г. Концепция управления качеством
- Краткие выводы
- 1. Схема предпринимательских действий по реализации проекта
- 2. Понятие о сделке
- 3. Основные направления сотрудничества партнеров
- 4. Формы сотрудничества в сфере производства
- А. Совместное предпринимательство
- Б. Производственная кооперация
- В. Лизинг Общее понятие
- Виды лизинга
- Условия лизингового соглашения (договора лизинга)
- Г. Франчайзинг
- Д. Проектное финансирование
- Е. Лицензирование
- Ж. Концессия
- З. Управление по контракту
- И. Подрядное производство
- 5. Формы сотрудничества в сфере товарообмена
- А. Бартер (бартерная сделка)
- Б. Встречная поставка как разновидность бартера
- В. Коммерческая триангуляция
- 6. Формы сделок в сфере торговли
- 7. Формы сотрудничества в сфере финансовых отношений
- А. Факторинг
- Б. Коммерческий трансферт
- Тема 7 учреждение предприятия План лекции
- 1. Выбор целей
- 2. Учреждение собственного предприятия а. Выбор типа предприятия
- Подготовка учредительных документов
- Государственная регистрация предприятий
- Определение основного профиля будущего предприятия
- Выявление экономической эффективности будущего производства
- 3. Участие в соучреждении нового предприятия
- 4. Покупка предприятия
- 5. Выкуп партнерской доли
- 6. Наследование
- Тема 8 понятие о предпринимательском успехе
- План лекции
- 1. Слагаемые предпринимательского успеха
- 2. Коммерческая информация как товар особого рода
- 3. Кому сегодня следует заниматься предпринимательской деятельностью
- Содержание
- Основы предпринимательства Конспект лекций
- Технический редактор о.И. Шелудько
- Донецкий государственный университет экономики и торговли