Е. Лицензирование
Основными субъектами такого рода отношений выступают лицензиар (обладатель каких-либо определенных прав) или лицензиат (тот, которому такие права передаются - на постоянной или временной основе).
Лицензиар заключает соглашение с лицензиатом, по которому последнему могут передаваться права на использование технологии производственного процесса, товарного знака, патента, торгового секрета и др. в обмен на гонорар или лицензионный платеж. Передача таких прав облегчает лицензиару выход на новый рынок, а лицензиату не приходится начинать «с нуля». Правда, при таких взаимоотношениях права контроля над производством со стороны лицензиара существенно сужаются по сравнению, скажем, с СП.
При подготовке лицензионного соглашения необходимо учитывать, что весьма часто в такое соглашение втягиваются и субпоставщики лицензиара. Дело в том, что многие лицензиары сами не производят всех компонентов готового продукта, но покупают их у субпоставщиков, которые обычно изготовляют их на основе чертежей и спецификаций лицензиара. Многие субпоставщики разработали свою собственную технологию и ноу-хау для производства этих компонентов, которые неизвестны лицензиару. Поскольку лицензиар не имеет этой технологии, она не может быть частью его лицензионного соглашения с покупателем. Однако потенциальный лицензиат нуждается в технологии для всех компонентов продукта, включая те, которые лицензиару самому приходится покупать. В этом случае лицензиар может купить все необходимые лицензии у субпоставщиков или оказать содействие партнеру в получении этих лицензий у субпоставщиков.
Если лицензиар берет на себя обязательство предоставить всю технологию и ноу-хау, он должен быть уверен, что все субпоставщики не возражают продать свои лицензии. В этом отношении контракт должен быть очень точным. Если формулировка неточна, многие лицензиаты полагают, что лицензиар взял на себя полные обязательства.
Отдельно от рассматриваемой проблемы весьма часто возникает необходимость защиты ноу-хау, которые не могут быть запатентованы. Лицензиар может защитить свои права, лишь не раскрывая слишком много из своих ноу-хау во время переговоров и дав точную формулировку условий секретности в окончательном соглашении. Лучшая тактика переговоров - не раскрывать ноу-хау как можно дольше, раскрывая лишь то, что необходимо для ведения переговоров. Многие фирмы, кроме того, взяли за правило в начале переговоров просить партнера по переговорам подписать документ, обязывающий сохранять тайну. Потенциальный лицензиат соглашается не передавать секретную информацию, полученную во время переговоров, любой другой стороне. Однако компании могут пойти на то, чтобы раскрыть ноу-хау, когда они убеждены, что сделка будет заключена. Раскрытие ноу-хау рискованно, когда лицензиар не уверен, что потенциальный лицензиат в самом деле хочет приобрести лицензию и одновременно не ведет переговоры с конкурентами.
Если компания обладает очень сложной технологией, которую нелегко скопировать, она может предоставить возможному лицензиату опцион. В этом случае лицензиат уплачивает сумму премии в течение ограниченного периода времени, когда он может изучать документацию, необходимую для принятия решения. Эта сумма не возвращается, если возможный лицензиат отказывается от сделки. Если он согласен на сделку, сумма премии используется как первоначальный взнос наличными. Ряд фирм - владельцев ценной технологии настаивает на уплате взноса за выдачу секретной информации до начала переговоров и раскрытия своих ноу-хау. Некоторые компании раскрывают лишь то, что нужно для того, чтобы заинтересовать возможного лицензиата, но придерживают информацию, необходимую для производства основных компонентов, которые выпускаются только ими.
Одним из путей защиты секретов компании является подписания двух отдельных соглашений: 1) лицензионного соглашения, содержащего лишь минимум технической информации; 2) соглашения о ноу-хау, которое включает всю техническую документацию (планы, «синьку», чертежи и другие производственные данные, необходимые для выпуска продукта). Эти соглашения вступают в силу лишь после уплаты взноса за передачу секретной информации.
Незапатентованные ноу-хау следует защищать особой оговоркой о сохранении или нераскрытии секретности. Это обязывает лицензиата не разглашать техническую информацию, полученную от лицензиара. Лицензиат должен предпринять все для сохранения секретности и использовать лицензионные ноу-хау и другую секретную информацию лишь для целей оглашения. Лицензиар также принимает на себя те же обязательства в отношении документов, и другой конфиденциальной информации лицензиата.
- Министерство образования и науки украины
- Предмет курса
- 1. Предпринимательство как особая форма экономической активности
- А. История развития теории предпринимательства
- Б. Особая форма экономической активности
- В. Субъекты предпринимательской активности
- Г. Объект предпринимательской активности
- Д. Цель предпринимательской активности
- Е. Предпринимательский доход
- Ж. Предпринимательская среда
- З. Государственная поддержка предпринимательства
- И. Классификация предпринимательских структур
- К. Две основные формы предпринимательства
- 2. Процесс принятия предпринимательского решения. Предпринимательские расчеты а. Ориентация на рынок
- Б. Процесс предпринимательской деятельности
- Предпринимательская идея
- Банк идей
- Экспертная оценка идеи
- Потребность в рыночной информации
- Спрос и предложение
- Прогнозирование цены
- Расчет издержек производства
- Предпринимательский эффект от реализации идеи
- Ориентация на среднюю норму прибыли
- Оценка информации
- Оперирование экономическими показателями
- Совокупный доход
- Валовая выручка
- Расходы производства
- 3. Логика предпринимательской деятельности в целом а. Линия поведения предпринимателя и факторы, оказывающие воздействие на ее направленность
- Б. Учет возможного поведения предполагаемого потребителя
- В. Схема действий предпринимателя на этапе осмысления идеи
- (Основные стадии на подготовительном этапе) г. Универсальный характер схемы
- Д. Три основных направления действий предпринимателя
- Управление производством
- Ориентация на рынок и необходимость его изучения
- О направлениях деятельности предпринимателя
- Краткие выводы
- Тема 2 типология предпринимательства План лекции
- 1. Два основных типа
- Частное предпринимательство
- Б. Производительная и посредническая предпринимательская деятельность
- За кем сохраняется приоритет?
- Товаропроизводитель и посредник: логика партнерства
- 2. Формы производительной предпринимательской деятельности
- В. Основной и вспомогательный виды производительной предпринимательской деятельности
- 3. Посредническая предпринимательская деятельность а. Понятие посредника
- Б. Функциональное назначение посредника
- Каналы распределения товаров
- (Без включения посредника)
- (С включением посредника) в. Агентирование
- Типы агентов
- Правовая основа осуществления агентских функций
- Агентирование: совпадение экономических интересов агента и принципала
- Г. Конкретные формы агентирования Брокерство
- Комиссия
- Делькредере
- Консигнация
- Д. Оптовое купечество
- Дистрибьюторство
- Дилерство
- Торговое маклерство
- Джобберство
- Е. Посылторговское посредничество
- Ж. Торговое представительство (представительство торговых интересов принципала)
- 3. Коммивояжерство
- И. Аукционерство
- К. Биржевое предпринимательство
- Виды бирж
- Товарные биржи
- Спекуляция как форма биржевой сделки
- Фьючерсные сделки
- Опционы
- Биржевое брокерство
- Котировка акций. Рейтинг компаний
- Операции с ценными бумагами
- Л. Фьючерсы
- М. Риэлторство
- 4. Предпринимательство в финансовой сфере а. Финансовые институты как основа предпринимательской инфраструктуры
- Б. Банки
- В. Инвестиционные компании и фонды
- Г. Аудиторство
- 1. Предпринимательская идея и ее выбор а. Содержание понятия
- Б. Технология накопления идей
- 2. Технология производства, соответствующая предпринимательской идее
- Понятие технологии
- 3. Средства производства как форма
- А. Технические элементы производства
- Б. Капиталовложения и срок окупаемости проекта
- 4. Предпринимательский капитал. Способы его формирования
- А. Общее понятие о предпринимательском капитале
- Б. Формирование первоначального предпринимательского капитала
- В. Источники формирования предпринимательского капитала
- 5. Предпринимательский тип мышления и поведения
- Краткие выводы
- 2. Предрасположенность предпринимателя действовать в союзе с другими производителями (партнер как субъект предпринимательского процесса)
- 3. Роль потребителя в процессе
- 4. Наемный работник
- 5. Государство как субъект предпринимательской активности
- Краткие выводы
- 1. Понятие о товаре как объекте предпринимательской деятельности
- Свойства товара
- 2. Цена товара
- 3. Цена товара и расходы производства
- А. Материалоемкость товара
- Б. Трудоемкость товара
- Сравнительный анализ трудоемкости единицы продукции
- На единицу продукции
- 4. Общее понятие о предпринимательской идее
- Б. Инновации в предпринимательстве
- В. Источники информационного обеспечения
- Г. Рынок как истопник информации
- Д. Эффективность партнерских связей
- Е. Жизненный цикл товара
- 5. Маркетинг в предпринимательстве.
- А. Две маркетинговые концепции: «рынок продавца» и «рынок потребителя»
- Б. Сегментирование рынка
- 6. Управление качеством
- А. Узнавание товара потребителем: товарный рынок и рынок обслуживания
- В. Законодательная защита товарного знака
- Г. Концепция управления качеством
- Краткие выводы
- 1. Схема предпринимательских действий по реализации проекта
- 2. Понятие о сделке
- 3. Основные направления сотрудничества партнеров
- 4. Формы сотрудничества в сфере производства
- А. Совместное предпринимательство
- Б. Производственная кооперация
- В. Лизинг Общее понятие
- Виды лизинга
- Условия лизингового соглашения (договора лизинга)
- Г. Франчайзинг
- Д. Проектное финансирование
- Е. Лицензирование
- Ж. Концессия
- З. Управление по контракту
- И. Подрядное производство
- 5. Формы сотрудничества в сфере товарообмена
- А. Бартер (бартерная сделка)
- Б. Встречная поставка как разновидность бартера
- В. Коммерческая триангуляция
- 6. Формы сделок в сфере торговли
- 7. Формы сотрудничества в сфере финансовых отношений
- А. Факторинг
- Б. Коммерческий трансферт
- Тема 7 учреждение предприятия План лекции
- 1. Выбор целей
- 2. Учреждение собственного предприятия а. Выбор типа предприятия
- Подготовка учредительных документов
- Государственная регистрация предприятий
- Определение основного профиля будущего предприятия
- Выявление экономической эффективности будущего производства
- 3. Участие в соучреждении нового предприятия
- 4. Покупка предприятия
- 5. Выкуп партнерской доли
- 6. Наследование
- Тема 8 понятие о предпринимательском успехе
- План лекции
- 1. Слагаемые предпринимательского успеха
- 2. Коммерческая информация как товар особого рода
- 3. Кому сегодня следует заниматься предпринимательской деятельностью
- Содержание
- Основы предпринимательства Конспект лекций
- Технический редактор о.И. Шелудько
- Донецкий государственный университет экономики и торговли