logo
2 сессия / Предпринимательство / Аветисова А

А. Материалоемкость товара

Материалоемкость товара - это общее количество сырья, полуфабрикатов, энергетических и иных ресурсов, а также инструментов, приспособлений и иных вспомогательных средств, делающих возможным сам процесс создания товара. При этом материалоемкость включает в себя и ту часть указанных компонентов, которые идут в отходы, или товары, которые признаны браком. Логика взаимосвязи цены товара и его материалоемкости проста: чем выше последняя тем более высокой будет цена товара на рынке. Любой предприниматель по этой причине ищет возможности снижения материалоемкости товара для того, чтобы снизить цену на товар или же увеличить прибыль, получаемую от производства и реализации товара при неизменной цене.

Учет материалоемкости осуществляется в натуральной и стоимостной оценке. Это замечание важно для принятия предпринимательского решения, которое предполагает выбор одного из двух возможных вариантов:

Выбор одного из этих вариантное указывает на то, что предприниматель осуществляет рационализацию производства путем снижения материалоемкости. Рационализация производства может быть связана и с заменой одного вида ресурсов (сырья) на другой, более экономичный, но не снижающий качественных или иных характеристик и свойств производимого товара. Так, к примеру, решение предпринимателя о замене части деревянных деталей на детали из пластмассы при изготовлении мебели может привести к снижению материалоемкости.

Вывод. Проблема снижения, материалоемкости и постоянный поиск потенциальных возможностей такого снижения при производстве какого-либо товара (или даже на стадии планирования его производства) выступает в качестве важной технико-экономической задачи, требующей нередко привлечения специалистов - техников, технологов, экономистов.