logo
2 сессия / Предпринимательство / Аветисова А

Г. Франчайзинг

Франчайзинг (от франц. франшиза - льгота, привилегия) - широко распространенная в мире форма партнерских связей и делового сотрудничества. Содержание франчайзинга сводится к следующему: головная - чаще всего это крупная, авторитетная и достаточно известная рядовому потребителю - компания заключает договор с мелким самостоятельным предприятием (чаще всего создаваемым именно для этой цели) о предоставлении ему исключительного права на выпуск определенных товаров и их сбыт, а также оказание услуг под торговой маркой данной компании на определенном рынке. То же самое кратко можно определить как «работа по лицензии».

Активно используют эту форму такие известные компании, как «Макдональдс», «Кентукки фрайд чиккен» и др. В России франчайзинг активно пропагандирует «Дока-пицца» (г. Тольятти). Впервые эта форма была использована в 1950-е годы американскими автомобильными и нефтяными компаниями.

При такой схеме взаимоотношений участвуют две стороны:

Однако оператор осуществляет свой бизнес под вывеской франчайзера, т.е. пользуется его торговой маркой. Эта форма сотрудничества особенно эффективна для вновь возникающих предприятий, поскольку авторитет уже «наработан» франчайзером», на рекламу почти не нужно тратить средств, потребитель уже привык к торговой марке, а следовательно - к товару или услуге.

Франчайзер, как правило, заключает договоры не с одним, а с множеством операторов, создавая разветвленную сеть торговых и промышленных предприятий, находящихся от него в сильной зависимости. Зависимость операторов от франчайзеpa сводится к договорным обязательствам, по которым операратор обязуется соблюдать все правила торговли или производства, установившиеся на фирме-франчайзере, т.е. гарантирует фирменное обслуживание (вплоть до соблюдения мелочей, например использования единой униформы служащих, как в сети «Макдональдс»).

Договор, заключаемый между франчайзером и оператором, содержит помимо указанных и других (обычных для любого договора) условий также положение о платежах (что весьма важно). Учитывая, что второй стороной на таких договорных связях выступает вновь создаваемое или маломощное в финансовом отношении предприятие, франчайзер обычно предусматривает ряд моментов.

  1. Он требует от оператора выплаты первоначального единовременного вознаграждения за право выступать на рынке от его имени, но при этом устанавливает разумную величину такого взноса в зависимости от сферы производства (в США размер взноса колеблется от 2,5 тыс. долл. - компании по торговле недвижимостью - до 150 тыс. долл. - компании по прокату автомобилей). Такой взнос может вноситься частями.

  2. Франчайзер помогает оператору решить вопрос, связанный с капиталовложениями. Он либо передает оператору оборудование, технологию и др., выдает кредит (обычно кредит предоставляется сроком на 2-3 года на льготных условиях), либо обращается в банк за получением кредита для оператора (или же в банк обращается сам оператор, но поручителем выступает франчайзер, что, естественно, облегчает получение кредита).

  3. Франчайзер устанавливает норматив текущих отчислений от прибыли (обычно 2-3%) или текущих платежей (размер их зависит от отрасли и прибыльности предприятия, например в США владелец химчистки платит около 100 долл. в месяц). В договоре предусматриваются и другие формы платежей (за рекламу, к примеру).

По условиям договора франчайзер обязуется оказывать весь комплекс услуг, связанных с нормальной организацией производства у оператора:

Оператор обязуется соблюдать требования к качеству товара или услуги, их оформлению, т.е. ко всему, что связано с престижем торговой марки.

Договор, как правило, носит долгосрочный характер, он может быть расторгнут франчайзером в любое время, если оператор, по заключению франчайзера, нарушит условия договора, что ведет или может привести к падению авторитета фирмы-франчайзера или негативно скажется на престиже торговой марки, а следовательно, уменьшит число потребителей.