3. Кому сегодня следует заниматься предпринимательской деятельностью
Предпринимательство может выступать сегодня в качестве одной из двух возможных форм, выбор которых диктуется социально-экономическими условиями, которые утвердились в обществе:
предпринимательство как основная профессиональная деятельность;
предпринимательство как деятельность, дополнительная к основной.
Если говорить о второй форме, то необходимо прежде всего отметить, что сегодня многие профессиональные коллективы просто не в состоянии осуществлять свою деятельность, не обращаясь к предпринимательству. Так, многие школы, профтехучилища, НИИ и т.д. сдают в аренду часть занимаемых ими помещений, а получаемые средства используют для выполнения своих профессиональных функций, которые нередко осуществляются также на принципах коммерциализации (платные формы обучения, платное консультирование и т.д.). Конечно, такую деятельность можно отнести к примитивным формам предпринимательства, поскольку она носит в основном вынужденный характер.
Первая форма - наиболее перспективное направление в развитии предпринимательства. Хотя здесь следует заметить, что многие предпринимательские структуры носят временный, преходящий характер, поскольку вкладывают капитал в посредническую деятельность. Посредническая деятельность, как уже отмечалось, в любом обществе выступаете качестве профессионального занятия. Разбухшая посредническая структура в целом обязательно приведет в перспективе к отмиранию многих ее составляющих. Наиболее дальновидные предприниматели, зарабатывающие сегодня основные прибыли на посредничестве, все более концентрируют капиталы в производственной сфере как наиболее стабильной части предпринимательской среды.
По разным оценкам, предпринимательством (как и любым другим творческим трудом) на профессиональном уровне могут заниматься не более 6-8% самодеятельного населения, предпринимательство в складывающейся сегодня ситуации во многом сопряжено с желанием тех, кто им занимается, выжить, не потеряться в непростых (по сравнению с привычными, существовавшими ранее) условиях. Если это так, то и о предпринимательском духе можно говорить с большой натяжкой. Скорее всего, речь идет о поиске людьми, которые занимаются предпринимательством, своего места в меняющейся структуре и системе экономических отношений.
В то же время, если говорить о предпринимательстве как профессиональной деятельности, то необходимо иметь в виду, что такая деятельность предполагает наличие каких-то определенных качеств, от которых и зависит предпринимательский успех. Какие личные качества помогают достижению предпринимательского успеха? Разные авторы (да и практики) выделяют разные черты характера предпринимателя:
одержимость идеей;
уверенность в себе;
способность подобрать нужную команду;
коммуникабельность.
Коснемся, однако, другой стороны этой проблемы. Настоящий успех, видимо, не будет сопутствовать человеку:
который не способен на романтические устремления;
не верит в себя;
с подозрением относится ко всем людям и не способен на искреннюю дружбу и уважение;
не терпит чужого мнения;
не утруждает себя аналитической работой.
Не следует, очевидно, заниматься предпринимательской деятельностью человеку:
который ленив (и душой, и телом);
не самолюбив;
не уважает себя;
не любит других людей, не умеет и не хочет общаться с ними;
не любит учиться и постоянно пополнять свои знания;
не готов на самопожертвование (много и напряженно работать, но не слишком много зарабатывать, особенно на первых порах, и т.д.);
не имеет особого желания к творчеству, конструированию идей и проектов.
Краткие выводы
Таким образом, предпринимательством не следует заниматься человеку, не способному опираться на свои собственные силы, но тяготеющему к иждивенчеству. Предпринимательство - это прежде всего самостоятельность и ответственность, причем не всегда предполагающая обладание какими-то значительными материальными и финансовыми ресурсами.
Под предпринимательством не следует понимать только какие-то значительные проекты - они могут появиться позже, а начало может быть сопряжено с обычными (или привычными, обыденными) делами. Следует только лишь помнить об одном: предпринимательство -не только самостоятельность, но и ответственность. Тому, кто готов к этому (и кто это осознает достаточно ясно), более других будет способствовать предпринимательский успех.
ЛИТЕРАТУРА
Закон Украины “ О предприятиях в Украинской ССР” //Украина, 1991
Закон Украины “О собственности” //Украина, 1991
Закон Украины “О предпринимательстве” //Украина, 1991
Закон Украины “О хозяйственных товариществах” //Украина, 1991
Закон Украины “О занятости населения” //Украина, 1991
Закон Украины “О ценных бумагах и фондовой бирже” //Украина, 1991
Закон Украины “Об аренде собственности государственных предприятий и организаций” //Украина, 1992
Закон Украины “О банкротстве” //Украина, 1992
Закон Украины “Об объединении граждан” //Украина, 1992
Закон Украины “Об иностранных инвестициях”, //Украина, 1992
Закон Украины “О приватизации собственности государственных предприятий” //Украина, 1992
Закон Украины “О приватизации небольших государственных предприятий (малая приватизация)” //Украина, 1992
Закон Украины “О приватизационных бумагах” //Украина, 1992
Закон Украины "Об инновационной деятельности", Украина 2002
Об управлении имуществом общегосударственной собственности. Декрет Кабинета Министров Украины //Украина, 1993
Государственная программа приватизации имущества государственных предприятий. Постановление Верховного Совета Украины от 7 июля 1992 года //Украина, 1992
Об акцизном сборе. Декрет Кабинета Министров Украины //Украина, 1993
Закон Украины “Об оплате труда” //Украина, 1995
Закон Украины “О налоге на добавленную стоимость” //Украина, 1997
Закон Украины “О внесении изменений в Закон Украины о налогообложении прибыли предприятий” //Украина, Редакция 01.01.03
Закон Украины “О внесении изменений в Закон Украины “О приватизации имущества государственных предприятий” // Украина, 1997
Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М., 1991. Введение и гл. 1, с. 3—15.
Греисон Дж. К.Д. мл., О’Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М., 1991, гл. 13, 16, 20, с. 146-155, 172-175, 209-228.
Иващенко А.А. Товарная биржа. М., 1991.
Кадзума Татеиси. Вечный дух предпринимательства. Практическая философия бизнесмена. М., 1990.
Карлоф Б. Деловая стратегия. М., 1991, с. 121-125.
Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1990, с. 339-405,468-473, 477-479.
Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. М., 1991, лекции 1-2.
Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс, т.1. М., 1992, с-108-115.
Маршалл А. Принципы политической экономии. М., 1984, т. III, гл. III, с. 53-73.
Основы предпринимательского дела / Под рук. и ред. Ю.М.
Осипова. М., 1992, гл. 7. 13.
Пиндайк Р.,Рубинфельд Д. Микроэкономика. М., 1991, гл.6, 13-14.
Рюттингер Р. Культура предпринимательства. М., 1992, гл.. 1-3.
Самуэльсон П. Экономика. Вводный курс. М., 1964, гл. 24.
Смолл М. Как делать деньги. - В кн.: Как стать предприимчивым и богатым. Из американских рецептов. М., 1991.
Форд Г. Моя жизнь. Мои достижения. М., 1989, гл. II и III с. 34-58.
Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1. М., гл. 1, с. 11-50.
Хоскинг А. Курс предпринимательства. М., 1993, гл. II, с. 18-26.
Шумпетер И. Теория экономического развития. М., 1982, с. 184-194, 211-225.
Якокка Л. Карьера менеджера. М., 1991, гл. III и V, с. 53-61 70-85.
- Министерство образования и науки украины
- Предмет курса
- 1. Предпринимательство как особая форма экономической активности
- А. История развития теории предпринимательства
- Б. Особая форма экономической активности
- В. Субъекты предпринимательской активности
- Г. Объект предпринимательской активности
- Д. Цель предпринимательской активности
- Е. Предпринимательский доход
- Ж. Предпринимательская среда
- З. Государственная поддержка предпринимательства
- И. Классификация предпринимательских структур
- К. Две основные формы предпринимательства
- 2. Процесс принятия предпринимательского решения. Предпринимательские расчеты а. Ориентация на рынок
- Б. Процесс предпринимательской деятельности
- Предпринимательская идея
- Банк идей
- Экспертная оценка идеи
- Потребность в рыночной информации
- Спрос и предложение
- Прогнозирование цены
- Расчет издержек производства
- Предпринимательский эффект от реализации идеи
- Ориентация на среднюю норму прибыли
- Оценка информации
- Оперирование экономическими показателями
- Совокупный доход
- Валовая выручка
- Расходы производства
- 3. Логика предпринимательской деятельности в целом а. Линия поведения предпринимателя и факторы, оказывающие воздействие на ее направленность
- Б. Учет возможного поведения предполагаемого потребителя
- В. Схема действий предпринимателя на этапе осмысления идеи
- (Основные стадии на подготовительном этапе) г. Универсальный характер схемы
- Д. Три основных направления действий предпринимателя
- Управление производством
- Ориентация на рынок и необходимость его изучения
- О направлениях деятельности предпринимателя
- Краткие выводы
- Тема 2 типология предпринимательства План лекции
- 1. Два основных типа
- Частное предпринимательство
- Б. Производительная и посредническая предпринимательская деятельность
- За кем сохраняется приоритет?
- Товаропроизводитель и посредник: логика партнерства
- 2. Формы производительной предпринимательской деятельности
- В. Основной и вспомогательный виды производительной предпринимательской деятельности
- 3. Посредническая предпринимательская деятельность а. Понятие посредника
- Б. Функциональное назначение посредника
- Каналы распределения товаров
- (Без включения посредника)
- (С включением посредника) в. Агентирование
- Типы агентов
- Правовая основа осуществления агентских функций
- Агентирование: совпадение экономических интересов агента и принципала
- Г. Конкретные формы агентирования Брокерство
- Комиссия
- Делькредере
- Консигнация
- Д. Оптовое купечество
- Дистрибьюторство
- Дилерство
- Торговое маклерство
- Джобберство
- Е. Посылторговское посредничество
- Ж. Торговое представительство (представительство торговых интересов принципала)
- 3. Коммивояжерство
- И. Аукционерство
- К. Биржевое предпринимательство
- Виды бирж
- Товарные биржи
- Спекуляция как форма биржевой сделки
- Фьючерсные сделки
- Опционы
- Биржевое брокерство
- Котировка акций. Рейтинг компаний
- Операции с ценными бумагами
- Л. Фьючерсы
- М. Риэлторство
- 4. Предпринимательство в финансовой сфере а. Финансовые институты как основа предпринимательской инфраструктуры
- Б. Банки
- В. Инвестиционные компании и фонды
- Г. Аудиторство
- 1. Предпринимательская идея и ее выбор а. Содержание понятия
- Б. Технология накопления идей
- 2. Технология производства, соответствующая предпринимательской идее
- Понятие технологии
- 3. Средства производства как форма
- А. Технические элементы производства
- Б. Капиталовложения и срок окупаемости проекта
- 4. Предпринимательский капитал. Способы его формирования
- А. Общее понятие о предпринимательском капитале
- Б. Формирование первоначального предпринимательского капитала
- В. Источники формирования предпринимательского капитала
- 5. Предпринимательский тип мышления и поведения
- Краткие выводы
- 2. Предрасположенность предпринимателя действовать в союзе с другими производителями (партнер как субъект предпринимательского процесса)
- 3. Роль потребителя в процессе
- 4. Наемный работник
- 5. Государство как субъект предпринимательской активности
- Краткие выводы
- 1. Понятие о товаре как объекте предпринимательской деятельности
- Свойства товара
- 2. Цена товара
- 3. Цена товара и расходы производства
- А. Материалоемкость товара
- Б. Трудоемкость товара
- Сравнительный анализ трудоемкости единицы продукции
- На единицу продукции
- 4. Общее понятие о предпринимательской идее
- Б. Инновации в предпринимательстве
- В. Источники информационного обеспечения
- Г. Рынок как истопник информации
- Д. Эффективность партнерских связей
- Е. Жизненный цикл товара
- 5. Маркетинг в предпринимательстве.
- А. Две маркетинговые концепции: «рынок продавца» и «рынок потребителя»
- Б. Сегментирование рынка
- 6. Управление качеством
- А. Узнавание товара потребителем: товарный рынок и рынок обслуживания
- В. Законодательная защита товарного знака
- Г. Концепция управления качеством
- Краткие выводы
- 1. Схема предпринимательских действий по реализации проекта
- 2. Понятие о сделке
- 3. Основные направления сотрудничества партнеров
- 4. Формы сотрудничества в сфере производства
- А. Совместное предпринимательство
- Б. Производственная кооперация
- В. Лизинг Общее понятие
- Виды лизинга
- Условия лизингового соглашения (договора лизинга)
- Г. Франчайзинг
- Д. Проектное финансирование
- Е. Лицензирование
- Ж. Концессия
- З. Управление по контракту
- И. Подрядное производство
- 5. Формы сотрудничества в сфере товарообмена
- А. Бартер (бартерная сделка)
- Б. Встречная поставка как разновидность бартера
- В. Коммерческая триангуляция
- 6. Формы сделок в сфере торговли
- 7. Формы сотрудничества в сфере финансовых отношений
- А. Факторинг
- Б. Коммерческий трансферт
- Тема 7 учреждение предприятия План лекции
- 1. Выбор целей
- 2. Учреждение собственного предприятия а. Выбор типа предприятия
- Подготовка учредительных документов
- Государственная регистрация предприятий
- Определение основного профиля будущего предприятия
- Выявление экономической эффективности будущего производства
- 3. Участие в соучреждении нового предприятия
- 4. Покупка предприятия
- 5. Выкуп партнерской доли
- 6. Наследование
- Тема 8 понятие о предпринимательском успехе
- План лекции
- 1. Слагаемые предпринимательского успеха
- 2. Коммерческая информация как товар особого рода
- 3. Кому сегодня следует заниматься предпринимательской деятельностью
- Содержание
- Основы предпринимательства Конспект лекций
- Технический редактор о.И. Шелудько
- Донецкий государственный университет экономики и торговли