2.3. Опыт Японии
Первая японская лизинговая компания «Japan Leasing Corporation» была основана 1 августа 1963 г. В следующие пять лет на рынке лизинговых услуг функционировало лишь три компании. В период с 1968 по 1974 г. появилось более 20 новых компаний-лизингодателей, и объемы лизинговых сделок возросли более чем в 10 раз. К концу 1987 г. число членов Японской Лизинговой Ассоциации возросло до 286 компаний.
Пока в Японии нет законодательной базы, регулирующей лизинговые контракты, лизинговые компании имеют свободу по заключению операций. 1 января 1979 г. Налоговым Комитетом были изданы определенные правила, призванные убедить в необходимости справедливого отношения к лизингополучателям и покупателям оборудования.
Российский исследователь В.Д. Газман [30] со ссылкой на книгу Филиппа Марвуда «Leasing Finance» отмечает, что в Японии сделка признается финансовым лизингом, если отвечает следующим условиям:
срок лизинга строго фиксируется, причем составляет не менее 70% нормативного срока службы объекта лизинга (60%, если срок службы составляет 10 лет и более), и общая сумма ли зинговых платежей определяется в сумме, примерно равной со вокупным затратам на приобретение оборудования, сданного в лизинг;
запрещается аннулирование договора лизинга в течение периода его действия.
Если финансовый лизинг трактуется как сделка по реализации, то лизингополучатель наделяется правом на налоговую амортизацию. В противном случае подобным правом будет обладать лизингодатель.
Финансовый лизинг рассматривается в качестве сделки по реализации продукции, если удовлетворяется один из следующих критериев:
- по истечении периода лизинга лизинговое имущество будет передано лизингополучателю на нулевое или номинальное денежное вознаграждение;
93
объектом лизинга является оборудование, вмонтированное в здание и поэтому неперемещаемое с места на место;
в лизинг передаются завод, машины или иное специальное оборудование, если в результате лизинговое имущество труд но использовать в каких-либо иных целях, кроме указанных лизингополучателем;
договор лизинга заключен на срок менее 70% нормативного срока службы объекта лизинга (60%, если срок службы со ставляет 10 лет и более), и лизингополучатель имеет опцион на покупку.
В Японии в 80-х гг., т.е. с 1981 по 1990 г., стоимость ежегодно заключаемых договоров увеличилась в 4,5 раза, достигнув в 1994 г. своего пика в 73,7 млрд. USD. Однако уже в 1997 г. произошел существенный спад лизинговой активности из-за разразившегося в Азии финансового кризиса. Сокращение объемов японского лизингового бизнеса составило 4,3% в национальной валюте, а в долларовом выражении - 15,8% по сравнению с 1996 г. В абсолютном выражении эта величина равна 60,1 млрд. USD. Данное разночтение вызвано девальвацией в 1997 г. йены по отношению к доллару.
Рис. 2.9. Динамика развития лизинговой отрасли в Японии
В настоящее время Япония занимает второе после США место по объему лизинговых операций. В 2000 г. объемы нового лизингового бизнеса составляли в этой стране 69,6 млрд. USD,
94
что составило 14% общемирового лизингового рынка (см. рис. 2.9). Причем падение по сравнению с предыдущим годом составило 3,7%. Последние 10 лет характеризуются неустойчивостью на рынке лизинговых услуг, что сопровождалось тремя значительными сокращениями объема операций (в 1992-1993, 1995 и 1997 гг.).
Дело в том, что у многих японских лизинговых компаний, по-видимому, сокращаются возможности привлечения недорогих кредитных ресурсов в японских банках на долгосрочный период (чем всегда славились последние), например, для операций по лизингу судов, самолетов. Задолженность японских банков к концу 1998 г. оценивается в размере от 660 млрд. до 1 трлн. USD.
В конце сентября 1998 г. старейшая и вторая по величине японская компания Japan Leasing Corporation объявила о своем банкротстве, что привело к значительному понижению курса йены и котировок акций восьми крупнейших японских банков на Токийской фондовой бирже. Это явилось крупнейшим за всю послевоенную историю Японии банкротством. Лизинговая компания не смогла расплатиться по долгам в 16 млрд. USD с ведущими страховыми и инвестиционными фирмами страны. Банкротство компании было обусловлено тем, что она занималась не только лизинговой, но и другой деятельностью, в частности операциями с куплей-продажей недвижимости. В период биржевого бума в конце 80-х гг. руководство компании активно брало деньги в долг, но после резкого падения цен на землю ликвидность компании стала быстро сокращаться. Вместе с тем было бы неправильно судить обо всем японском лизинговом бизнесе по истории, случившейся с «Japan Leasing Corporation».
Удельный вес лизинговой деятельности в общем объеме инвестиций в оборудование к 1985 г. достигал уровня в 20%, однако затем последовало сокращение его доли в течение нескольких следующих лет с последующей стабилизацией. Так, доля лизинга в инвестициях в японскую экономику имела на протяжении ряда лет незначительные колебания в пределах 8-10% и в 2000 г. составила 9,1% (см. рис. 2.9).
Тенденции и структура японского рынка лизинговых услуг отличны от западноевропейских. Так, доля компьютеров и
95
вспомогательного оборудования составляет 33,2% в объеме лизинговых договоров, доля промышленного оборудования -
15,7%.
Многие крупные лизинговые компании Японии не ограничиваются только лишь лизингом оборудования, но и осуществляют целый ряд финансовых операций, таких как инвестирование в долговые ценные бумаги и финансирование на рынке недвижимости.
Компании занимаются преимущественно финансовым лизингом оборудования, т.к. оперативный лизинг ограничен отсутствием развития рынка подержанного оборудования.
Как отмечается Дереком Сопером и Робертом Манро в книге «The Leasing Handbook» [139]: «Конкуренция на рынке лизинговых услуг достаточно жесткая, особенно при лизинге компьютеров и офисного оборудования, что обусловливает достаточно низкие ставки по договорам. Такая ситуация предполагает то, что часть лизинговых компаний будет проводить такие операции, но большинство из них будет поглощено банками и другими финансовыми институтами. Кэптивные лизинговые компании, вероятно, получат долгосрочные перспективы. Крупнейшие независимые лизинговые компании составят оставшуюся группу лизингодателей».
Ряд японских лизинговых компаний относится к крупнейшим в мире. Так, второй по величине общей стоимости портфеля лизинговых контрактов (более 25 млрд. USD) является Orix Corporation. Эта компания заключает в течение года новые лизинговые договоры примерно на 10 млрд. USD. По показателю ежегодного объема нового лизингового бизнеса в десятку крупнейших в мире до своего банкротства входила «Japan Leasing Corporation» с суммой договоров 3,3 млрд-USD. У компании «Tokio Leasing Co» этот показатель соответствовал 3,2 млрд. USD (весь лизинговый портфель этой компании превышает 10 млрд. USD). Компания «Century Leasing System, Inc» с показателем 2,6-2,7 млрд. USD (величина портфеля - более 5 млрд. USD) находилась в середине второй десятки. Еще одна компания, «Sanwa Business Credit», входила в первые 50 крупнейших в мире лизингодателей. Ее годовые лизинговые обороты превышают 1 млрд. USD, а стоимость всего портфеля была близка к 2 млрд. USD.
96
Некоторые важные выводы при анализе деятельности лизинговой компании можно сделать при примере «Century Leasing System, Inc». Эта лизинговая компания была основана одной из первых в Японии в 1969 г. В рейтинге крупнейших в мире к началу 1995 г. она находилась на 13-14-м месте.
«Century Leasing System, Inc» была основана крупными акционерами, которым принадлежало 81,1% акций, в том числе:
ведущей в мире и крупнейшей в Японии торговой компанией «Itochu Corporation» (23,5% величины уставного капитала);
крупнейшему коммерческому банку Японии «Dai-Ichi Kangyo Bank» (23,5%);
двум крупнейшим в Японии компаниям по страхованию жиз ни - «Nippon Life Insurance Company» (23,5%) и «Asahi Mutual Life Insurance Company» (10,6%).
Кроме того, в состав акционеров лизинговой компании вошли два банка («Long-Term Credit Bank of Japan» и «Bank of Tokyo») соответственно с пакетами в 2,2 и 1,9%, а также служащие компании с пакетом акций в 4,8% и др.
Компания «Century Leasing System, Inc» имеет представительства в Лондоне, Гонконге, Сингапуре.
Интересной для аналитиков лизингового бизнеса может стать информация о результатах деятельности компании (см. табл. 2.10).
Таблица 2.10 Показатели деятельности «Century Leasing System, Inc» (млрд. йен)
| 1989 г. | 1990 г. | 1991 г. | 1992 г. | 1993 г. |
Операционные доходы | 205,6 | 222,9 | 258,2 | 287,8 | 345,6 |
Операционные затраты | 201,5 | 220,2 | 256,1 | 284,4 | 341,1 |
Доходы до налогообложения | 3,9 | 2,6 | 2,2 | 0,8 | 0,8 |
Чистые доходы компании | 2,1 | 1,8 | 1,7 | 1,1 | 0,3 |
Как видно из приведенной таблицы, при годовом операционном обороте почти в 3,5 млрд. USD чистый доход компании составил всего 3 млн. USD, т.е. менее 0,1% оборота. По-видимому, чистый доход не является главной побудительной силой развития этой лизинговой компании. Куда важнее для акционеров то, что через лизинговую компанию и обслуживающие
97
ее банки-учредители проходят многомиллиардные обороты; то, что лизинговая компания обеспечивает существенное ускорение товарооборота торговой компании-учредителя, а также то, что деятельность лизинговой компании способствует развитию страхового бизнеса.
Следует отметить, что японские лизингодатели были активно вовлечены в международную лизинговую деятельность.
- Предисловие
- Введение
- Глава 1
- 1.1. Эволюция лизинговых отношений и место лизинга в экономике
- 1.2. Этапы реализации лизингового соглашения
- 1.3. Виды лизинга
- 1.4. Эволюция организационных форм управления лизинговым процессом
- Глава 2
- 2.1. Анализ тенденций на рынке лизинговых услуг
- 2.2. Опыт сша
- 2.3. Опыт Японии
- 2.4. Опыт Германии
- 2.5. Опыт Соединенного Королевства
- 2.6. Опыт Чехии
- 2.7. Практика лизинговых отношений в Российской Федерации
- 2.8. Практика лизинговой деятельности в Республике Беларусь
- 2.8.1. История развития лизинга в Республике Беларусь
- 2.8.2. Деятельность 00 «Белорусский союз лизингодателей»
- 2.8.3. Влияние экономической ситуации в Республике Беларусь на развитие лизинговых отношений
- Глэва 3
- 3.1. Виды лизинговых платежей
- 3.2. Анализ структуры лизинговых платежей. Погашение основной суммы долга равными частями
- 3.2.1. Погашение балансовой стоимости объекта лизинга
- 3.2.2. Плата лизингодателю за предоставленную услугу
- 3.2.3. Стоимость финансовых ресурсов
- 3.2.4. Маржа лизинговой компании
- 3.2.5. Страховые платежи
- 3.2.6. Дополнительные расходы
- 3.2.7. Налог на добавленную стоимость
- 3.3. Анализ структуры лизинговых платежей. Регулярные платежи с постоянной величиной
- 3.4. Методика сравнительного анализа схем финансирования инвестиций
- 3.4.1. Описание методики
- 3.4.2. Определение возможных альтернатив
- 3.4.3. Расчет потоков затрат при различных схемах финансирования инвестиций
- 3.4.4. Налоговый щит и его влияние на принятие управленческих решений
- 3.4.5. Расчет налогового щита при покупке
- 3.4.6. Расчет налогового щита при лизинге
- 3.4.7. Расчет налогового щита при банковском кредите
- 3.4.8. Анализ возможностей субъекта хозяйствования при использовании налогового щита
- 3.4.9. Понятие временной стоимости денег
- 3.4.10. Расчет текущей стоимости каждой схемы привлечения инвестиций
- 3.4.11. Качественный анализ
- 3.4.12. Обработка полученных результатов
- 3.5. Сферы эффективного использования лизинга
- Глава 4
- 4.1. Общие ограничения рынка лизинговых услуг
- 4.2. Классификация операторов и модель рынка лизинговых услуг
- 4.3. Методология формирования рынка лизинговых услуг
- 4.4. Экономико-математическая модель сбалансированного рынка лизинговых услуг
- Глава 1. Теоретические аспекты и миссия лизинга
- Глава 2. Особенности развития лизинга в некоторых
- Глава 3. Инвестиционный аспект лизинговых
- Глава 4. Управление рынком лизинговых услуг 267
- 113152, Г. Москва, Загородное шоссе, д. 5, корп. 1.