logo
Формирование рынка лизинговых услуг - Левкович А

2.8.1. История развития лизинга в Республике Беларусь

Начало активных операций в области лизинга в Республике Беларусь относится к 1991 г. В определенной степени пионером можно считать ПКФ «Лотос», созданную в г. Солигорске (ее деятельность связана с предоставлением и обслуживанием транспорта для международных перевозок, лизингом недвижи-

126

мости и оборудования для строительства). Этой фирмой был за­ключен первый договор лизинга в начале 1991 г. Но первой спе­циализированной лизинговой компанией, осуществляющей в широком масштабе лизинговые операции на профессиональном уровне и в широком масштабе, стало ООО «Приорлизинг», заре­гистрированное в июне 1991 г. Учредителями компании стали «Приорбанк», «Белгосстрах», «Лада-лизинг» и БНПА (ныне-БНТУ). С первых дней своей деятельности компания приступи­ла к активной работе, заключив до конца 1991 г. лизинговые со­глашения с Приорбанком, МАЗом и ПО «Интеграл» на общую сумму свыше 500 тыс. USD. Ее фактическая монополия на рын­ке сохранялась до начала 1992 г., когда появились «Дукат-лизинг» и «Белинтерфинанс».

«Дукат-лизинг» был зарегистрирован как дочерняя структу­ра одного из филиалов «Белбизнесбанка». Позднее он стал соуч­редителем и дал название АКБ «Дукат», который, в свою оче­редь, выкупил его у «Белбизнесбанка» и нескольких других мел­ких совладельцев. В конце 1994 - начале 1995 гг. были созданы три дочерние структуры: «Лингос», «Тонвар» и «Лифт». Основ­ным учредителем и клиентом фирмы до 1995 г. являлся АКБ «Дукат», банкротство которого отразилось и на работе его дочерней компании. Счета «Дукат-лизинг» оказались заморо­женными. Ныне из четырех фирм нормально функционирует лишь одна - «Лингос». В настоящее время «Дукат-лизинг» на­ходится в стадии реорганизации. В ближайшее время он плани­рует возобновить работу, но под новым названием.

Финансовая компания ЗАО «Белинтерфинанс» была зареги­стрирована как 100%-ная дочерняя структура АКБ «Белвнеш-экономбанк». Она не являлась специализированной лизинговой компанией. Лизинг, наряду с обычными инвестициями, стал од­ним из направлений ее деятельности, направленной на техниче­ское переоснащение отечественных предприятий промышленно­го и агропромышленного комплекса и повышение эффективно­сти их работы за счет внедрения новых технологий.

В Республике Беларусь лизинг на первых порах внедрялся с трудом. Прежде всего сказывалось полное незнание субъектами хозяйствования сути данного вида деятельности. Первые лизин­говые компании приложили немало усилий, посещая предпри-

127

ятия и организовывая учебные семинары для того, чтобы убе­дить потенциальных клиентов в привлекательности лизинга.

Постепенно на белорусском рынке начал формироваться спрос на этот вид услуг. В 1993 г. число фирм, занимающихся лизингом, резко увеличилось. В основном, создавались фирмы двух типов. Во-первых, это были банковские лизинговые компа­нии, учреждаемые коммерческими банками как дочерние струк­туры. Поскольку практически все лизинговые компании созда­вались как общества с ограниченной ответственностью, то они не имели значительного уставного капитала и нуждались в за­емных средствах для приобретения имущества по заявкам кли­ентов. Для банковских фирм этот вопрос решался относительно просто, так как они в первую очередь ориентировались на кре­диты «материнского» банка. Во-вторых, это были небольшие частные фирмы, редко имеющие в своем штате профессиональ­но подготовленных специалистов в области лизинга. Руково­дство таких фирм стремилось заключать долгосрочные соглаше­ния с банковскими учреждениями для обеспечения источника кредитных средств. Но чаще всего эти фирмы были вынуждены заниматься обычной торгово-закупочной деятельностью, чтобы обеспечить себе необходимый доход.

Стремясь привлечь клиентов, частные лизинговые компа­нии часто шли на нарушение негласных «правил игры», огово­ренных представителями более крупных фирм в условиях отсут­ствия в то время какого-либо нормативного регулирования ли­зинговой деятельности. Например, они заключали договоры, предусматривавшие 100%-ную амортизацию имущества у ли­зингополучателя в течение 5-6 месяцев. Это нанесло серьезный вред лизингу, т.к. дискредитировало его в глазах финансовых органов.

По мере роста числа белорусских лизинговых компаний появилась необходимость в создании лизингового союза, кото­рый занялся бы отстаиванием интересов своих членов, методи­ческой работой, а также подготовкой специалистов в области лизинга. В результате в 1993 г. была образована Ассоциация ли­зинговых компаний, которую учредили шесть первых лизинго­вых фирм республики, а в состав ее членов вошли еще около десяти лизинговых компаний.

128

В этот период лизинг существовал и развивался в неприспо­собленном для него правовом поле. Работать приходилось по принципу «разрешено то, что не запрещено», делая ссылки на существовавший Закон «Об аренде», на аналоги зарубежных нормативных актов. Иногда это помогало в работе с государст­венными структурами, например, с некоторыми ГНИ по вопросу ускоренной амортизации, но чаще такая ситуация вызывала про­блемы. Например, таможенные органы отказывались признавать лизинг как таковой и подводить его под какой-либо из сущест­вующих таможенных режимов на том основании, что он не упо­минался ни в таможенном кодексе, ни в инструктивных письмах.

Большие затруднения вызывал бухгалтерский учет лизинго­вых операций, так как ввиду общей сложности и запутанности нашего учета бухгалтера привыкли пользоваться инструктивны­ми письмами и разъяснениями Министерства финансов и Госу­дарственной налоговой инспекции по каждому виду хозяйствен­ных операций. В целом такое положение вещей являлось абсо­лютно неприемлемым.

В 1993 г. в рамках Ассоциации совместно с Министерством экономики был подготовлен проект Положения о лизинге и сде­лана попытка утвердить его как нормативный документ Кабине­та Министров. Но, несмотря на проведенное согласование со всеми заинтересованными ведомствами, юридическое управле­ние Кабинета Министров отклонило проект под предлогом от­сутствия упоминаний о лизинге в Гражданском кодексе.

После этого было принято решение действовать сначала на уровне министерств через инструктивные письма. Ассоциация, привлекая наиболее опытных специалистов из банковских ли­зинговых компаний, участвовала в разработке проекта Методи­ческих указаний о порядке учета лизинговых операций и содей­ствовала на правительственном уровне тому, что эти указания были утверждены Министерством финансов 11 апреля 1994 г. за №61 и опубликованы. Таким образом, в начале 1994 г. в Рес­публике Беларусь появился первый на территории стран СНГ нормативный правовой документ в области лизинга.

В результате того что лизинг в Беларуси всецело зависел от инициативы снизу и не получал государственной поддержки, развиваться он мог только до определенных пределов. Поэтому

129

после первого пика в 1993 г. развитие лизинга в республике за­тормозилось.

В 1995 г. отечественный лизинг получил новый толчок к своему развитию. Состояние экономики в это время вызывало тревогу и озабоченность в структурах власти. Руководители всех уровней искали выход из сложившейся обстановки. Многие из них, обратив внимание на лизинг, восприняли его как панацею в решении ряда экономических проблем и в первую очередь вы­вода промышленности из состояния застоя. Популярность ли­зинга росла. В различных министерствах и ведомствах его стали включать в отраслевые планы развития. Разделы о лизинге были включены в Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг., в Программу развития Республики Беларусь до 2000 г. Важное место лизингу отводилось в постановлении Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 июля 1996 г. № 457, утвердившем Национальную Программу привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь.

В такой обстановке стала ясна необходимость выхода на международный рынок не только на уровне отдельных фирм, но и для участия в работе международных лизинговых организа­ций. В первую очередь необходимо было членство в «LEASEU-ROPE», поскольку это обеспечивало доступ к последним теоре­тическим разработкам в области лизинга, к различного рода ин­формации, давало возможность участия в международных семи­нарах и конференциях, обучения с участием ведущих специали­стов европейских стран, а также создавало условия для установ­ления деловых контактов с зарубежными лизинговыми компа­ниями через национальные ассоциации. Но поскольку «LEASEUROPE» объединяет только коллективных членов - на­циональные ассоциации и союзы, встал вопрос о реорганизации Ассоциации лизинговых компаний в объединение со статусом общественной, а не хозяйственной, организации.

Весной 1995 г. было создано новое объединение - Союз ли­зинговых предприятий Беларуси, учрежденный 15-ю лизинго­выми компаниями. Союз с первых дней своего существования активно занялся вопросами отстаивания интересов белорусских лизингодателей, т.к. начало его деятельности совпало с появле-

130

нием ряда документов (в основном инструктивных писем На­ционального банка), серьезно осложняющих работу лизинговых компаний. Содержание инструктивных писем Национального банка сводилось, главным образом, к ограничениям и запреще­ниям коммерческим банкам сотрудничать с лизинговыми компа­ниями одновременно в качестве кредитора и клиента. Такая по­зиция нанесла ущерб развитию лизинга и технической оснащен­ности коммерческих банков. Ряд проблем также был вызван до­кументами, изданными другими государственными органами.

Летом 1995 г. по указанию одного из управлений Нацио­нального банка практически было запрещено кредитование ли­зинговых операций. Многие коммерческие банки отказались от сотрудничества с лизинговыми фирмами. И только благодаря активной деятельности Союза лизинговых предпринимателей кредитование удалось возобновить.

Немногим позже Министерство финансов ввело 5%-ный на­лог на продажу. Разработчики этого норматива исходили из то­го, что лизинговая операция - это скрытая продажа в рассрочку и должна подпадать под данный вид налогообложения. Налог на продажу практически полностью «съедал» маржу лизингодателя и делал абсолютно невыгодными операции обратного лизинга. Благодаря большой работе руководства Союза лизинговых предпринимателей, проделанной в Министерстве финансов, Министерстве экономики, Министерстве юстиции, удалось до­казать, что лизинг отличается от купли-продажи в рассрочку.

К началу 1996 г. в Республике Беларусь уже сложился ры­нок лизинговых услуг. Объем лизинговых операций достиг 30-40 млн. USD.

Активная деятельность Союза обеспечила новый прорыв в правовом развитии лизинга в 1996 г. Благодаря интересу к про­являемому лизингу со стороны руководящих органов удалось создать основу законодательной базы по лизингу. Среди доку­ментов, принятых Правительством Республики Беларусь, следу­ет отметить Положение о лизинге на территории Республики Беларусь, утвержденное Министерством экономики 29 февраля 1996 г. № 14а, и изменения в Методические указания о порядке учета лизинговых операций, утвержденные Министерством эко­номики 30 июля 1996 г. № 19/12-1874 и Министерством финан-

131

сов 23 августа 1996 г. №53. К разработке обоих документов привлекались лучшие специалисты предприятий - членов Союза лизинговых предпринимателей.

Принятие данных документов позволило идти навстречу пожеланиям клиентов, разнообразить формы осуществляемых лизинговых сделок. Появилась реальная возможность развивать оперативный лизинг в Республике Беларусь. Также была узако­нена свободная амортизация имущества по договорам финансо­вого лизинга, размер которой определяется условиями договора. Данное право было закреплено Письмом Министерства финан­сов «О внесении изменений в нормы амортизации, касающиеся ускоренной амортизации при проведении лизинговых опера­ций», зарегистрированном Министерством юстиции от 21 авгу­ста 1996 г. за № 1556/12. Такой нормативный акт существует только в Республике Беларусь. И если в условиях нормальной экономической ситуации его положения вызвали бы серьезные возражения из-за опасения злоупотреблений при уклонении от налогов за счет неправомерного завышения себестоимости, то в отечественных условиях это единственная возможность сделать проект окупаемым и расплатиться с лизингодателем.

В октябре 1996 г. Союз лизинговых предприятий был при­нят в «LEASEUROPE» на правах ассоциированного члена. В апреле 1997 г. он преобразован в Белорусский союз лизингода­телей (информация о его деятельности отражена в параграфе 2.8.2).

Сравнительно благоприятное развитие лизинга в республи­ке было прервано летом 1997 г. выходом постановления Совета Министров Республики Беларусь «О предприятиях и организа­циях, осуществляющих деятельность по передаче имущества в лизинг» от 8 августа 1997 г. № 1045. Данное постановление яви­лось началом активного регулирования правительством лизин­говой деятельности в республике, оно ввело в Республике Бела­русь лицензирование лизинговой деятельности и установило минимальный уставный фонд для лизинговых компаний в раз­мере 50 000 ЭКЮ.

Фактически этот документ являлся серьезным препятствием для существования 95% лизинговых предприятий страны. Фор­мирование уставного фонда в таком размере было крайне за-

132

труднено. В результате до конца декабря 1997 г. создалась си­туация сплошной неопределенности. Объем сделок по лизингу стал резко сокращаться из-за настороженности лизингополуча­телей, в первую очередь коммерческих банков." Так, наблюда­лось снижение лизинговых сделок в первом квартале 1998 г. по сравнению с третьим кварталом 1997 г. в пять раз.

Союз обратился к Президенту страны с просьбой об отмене постановления № 1045, ущемляющего деятельность отечествен­ных лизингодателей. Благодаря поддержке Президента поста­новлением от 6 июля 1998 г. № 1042 «О внесении изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Бела­русь» лицензирование лизинговой деятельности отменено.

31 декабря 1997 г. выходит постановление Совета Минист­ров № 1769 «О лизинге на территории Республики Беларусь», которым введено новое Положение о лизинге на территории Республики Беларусь; 30 января 1998 г. выходит очередная ре­дакция Методических указаний о порядке бухгалтерского учета лизинга, утвержденная Министерством финансов за № 2. На се­годняшний день это два основных документа, регламентирую­щих лизинговую деятельность в республике.

Следует отметить, что, с одной стороны, такое частое изме­нение нормативных документов, регулирующих сферу лизинго­вой деятельности, договоры по которой являются долгосрочны­ми, отрицательно сказывается на работе субъектов данной сфе­ры, а с другой, - принятие новой редакции этих нормативных документов позволило посредством подписания Президентом Республики Беларусь 2 июля 1998 г. Указа № 325 присоединить­ся к Конвенции УНИДРУА о международном лизинге от 28 мая 1988 г.

Конечно, существует еще много слабых мест в отечествен­ном законодательстве при регулировании лизинговых операций, однако можно отметить, что к середине 1998 г. в Республике Бе­ларусь была создана вполне приемлемая нормативная правовая база лизинга для нормальной работы лизинговых компаний как на внутреннем рынке, так и за пределами государства.

Однако экономическая ситуация в республике такова, что, достигнув пика в своем развитии в 1996-1998 гг., рынок лизин­говых услуг постепенно стал сокращать свои обороты. Основная

133

негативная тенденция состояния отечественной экономики по­следнего времени выражается, как известно, в наличии высокой инфляции, а также в падении уровня производственной и дело­вой активности. Это обстоятельство оказывает самое отрица­тельное воздействие как на развитие лизингового бизнеса вооб­ще, так и на конкретные процессы формирования спроса и пред­ложения на рынке лизинговых услуг.

На сегодняшний день в Республике Беларусь существует не более 30-40 лизинговых компаний, и в целом инфраструктура лизингового бизнеса так и не сформировалась.

К сожалению, информация по деятельности отечественных операторов рынка лизинговых услуг отсутствует. Последние статистические исследования проводились в 1996 г. Однако произошедшие с тех пор существенные изменения в лизинговой отрасли не позволяют использовать те данные для анализа ос­новных тенденций. Именно поэтому в монографии пропущен такой существенный аспект, как анализ белорусского рынка ли­зинговых услуг.