logo
Формирование рынка лизинговых услуг - Левкович А

2.7. Практика лизинговых отношений в Российской Федерации

Лизинг в России развивается не согласно, а вопреки эконо­мическим условиям, которые существуют на этапе переходного периода, когда происходит спад производства. Развитие лизинга можно условно разделить на несколько этапов.

Первый этап, продолжавшийся до начала 1990-х гг., пред­ставляет собой создание экономической основы и предпосылок для дальнейшего развития лизинговых отношений. Лизинг ис­пользовался в очень ограниченных масштабах и только в сфере международной торговли. В условиях существовавшей государ­ственной монополии лизинг рассматривался советскими внеш­неторговыми организациями как одна из форм приобретения или реализации станков, оборудования, транспортных средств, вычислительной техники с использованием специальной формы кредита. Лизинг фиксировался как аренда на определенный срок, соответствующий сроку службы сдаваемого имущества (или несколько меньший) с сохранением права собственности за арендодателем. На условиях «бербоут-чартер» (разновидность лизинга судов без экипажа) Минфлот СССР приобрел значи­тельное количество танкеров, сухогрузов, пассажирских судов, построенных на иностранных верфях.

В 1989 г. предприятия получили право выхода на внешний рынок, в связи с чем у многих из них появился источник ино­странной валюты, а затем и возможность ее приобретения на внутреннем рынке. Кроме того, создались условия для компен­сационного лизинга, позволяющего предприятиям осуществлять расчеты по лизингу оборудования не валютой, а поставками

119

производимой продукции. Перевод предприятий на арендные формы хозяйствования и перестройка банковской системы, соз­дание коммерческих и кооперативных банков явились толчком в развитии лизинга.

С 1990 г. стали появляться первые лизинговые компании: во Владивостоке - Дальневосточная акционерная лизинговая ком­пания «Дальлизинг» (сфера-деятельности - лизинг рыболовец­ких судов, шахтного оборудования); в Нижнем Новгороде - тор-гово-лизинговое объединение «РОСС и Я» (операции со станоч­ным оборудованием, прокатными станами, электронными сис­темами); в Ярославле - лизинговая компания «Ярославтехли-зинг», а в Санкт-Петербурге - компания «Балтийский лизинг».

Второй этап характеризуется введением начисления ускоренной амортизации для объектов лизинга и распадом СССР. В результате введения с 1 января 1991 г. новых норм амортизационных отчислений объем закупок оборудования всеми банками для сдачи по лизингу возрос с 1,3 млн руб. на 1 января 1989 г. до 286,8 млн.руб. на 1 января 1992 г., из которых 97,5% приходилось на коммерческие банки. После распада СССР и образования новых суверенных государств, многие лизинговые компании, созданные в 1983-1991 гг., продолжали действовать и в Российской Федерации. Вместе с тем начали создаваться и новые лизинговые организации. Одна из них - компания «Лизингбизнес» и сегодня является одной из крупнейших на российском рынке.

Однако после произошедшего в 1992 г. в результате «либе­рализации» цен и высокого уровня инфляции значительного спа­да производства и еще более глубокого инвестиционного кризиса многие лизинговые компании вынуждены были зани­маться иными финансовыми сделками, что превратило их в уни­версальные финансовые структуры. Некоторые компании стали посредническими, или торговыми, поскольку инвестиционные вложения в условиях гиперинфляции становились невыгодными. К тому же отсутствие соответствующего законодательства обу­словливало низкую эффективность лизинговых операций и сво­дило их к состоянию обычной аренды.

Следующий этап начался с выхода ряда законодательных актов, по которым лизинг получил государственную поддержку

120

в виде налоговых льгот. Последние на фоне снизившихся темпов инфляции дали лизинговым компаниям возможность эффектив­но функционировать. Снижение прибыльности на других финан­совых рынках (валютные операции, продажа денег на межбанков­ском рынке, операции на рынке государственных облигаций) по­будили банки обратить внимание на этот вид деятельности. Большее внимание стало уделяться малому предпринимательст­ву - одному из наиболее перспективных потребителей лизинга.

До середины 1998 г. лизинговая индустрия Российской Фе­дерации постепенно набирала обороты. Однако после широко­масштабного финансового кризиса многие российские лизинго­вые компании в течение полутора-двух месяцев не заключали новых лизинговых контрактов.

Заключительный этап развития лизинговых отношений в России начинается с момента вступления в действие Федераль­ного закона «О лизинге» от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ. Приня­тие закона, по мнению автора, послужило новым толчком к дальнейшему развитию лизинговых отношений.

Согласно Закону «О лизинге», договор классифицируется как договор лизинга, если он содержит указания на наличие инве­стирования денежных средств в предмет лизинга и его лизинго­получателю. Финансовый лизинг характеризуется следующими чертами:

В России лизинг относится к лицензируемым видам дея­тельности. Лицензии на право осуществления лизинга на всей территории Российской Федерации выдаются Министерством экономики Российской Федерации по решению Комиссии, в ко­торую входят представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Лизинг привлек внимание региональных властей. Интен­сивно развиваются законодательная и нормативная базы лизин-

121

говых отношений в Москве, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В начале 1998 г. в Совете Федерации создан Эксперт­ный совет по лизингу.

В октябре 1994 г. была создана национальная лизинговая ассоциация «Рослизинг». При создании ассоциации в ее состав вошли 15 компаний. К июню 1998 г. в ее состав входило 56 компаний (сейчас более 70).

По статистическим данным, представленным по 1997 г. «Leaseurope», структура российского рынка лизинговых услуг выглядит следующим образом: приблизительно равные доли занимают дочерние компании банков и независимые лизингода­тели (45% и 47% соответственно), и только 8% составляют до­черние структуры компаний-производителей. Причем информа­ция представлена лишь по 29 компаниям, входящим в состав ассоциации «Рослизинг». Однако, по информации Комиссии по лицензированию, к августу 1999 г. лицензии на осуществление лизинговых операций получили 937 компаний-резидентов (но только 419 из них специализируются на лизинговой деятельно­сти), которые можно разделить на пять групп:

По данным Государственной регистрационной палаты, в конце 1999 г. 75,8% компаний, получивших лицензию на право осуществления лизинговой деятельности, находились в европей­ской части Российской Федерации. Большая часть лизинговых компаний сконцентрирована в Москве.

122

Различные органы государственного управления (федераль­ные и региональные) являются основными учредителями боль­шого числа лизинговых компаний, что является особенностью российского лизинга. Среди них такие лизинговые компании, как «Росагролизинг», «Лизингуголь», Московская лизинговая компания и др.

Среди российских и зарубежных фирм, заинтересованных в сбыте своей продукции с помощью механизма лизинга, или фирм, создавших лизинговые компании для минимизации стои­мости приобретения оборудования, значатся «РТК-лизинг», «Хьюлетт Паккард», «Продмашлизинг» и др. Деятельность этих компаний во многом определяется наличием большого спроса российских лизингополучателей на их услуги и возможностью привлекать недорогие финансовые ресурсы или получать значи­тельные коммерческие кредиты от поставщиков оборудования.

У 20,6% компаний, получивших лицензии на осуществление лизинговой деятельности, единственным или одним из учреди­телей являются банки, однако среди реально работающих на рынке компаний их доля составляет 46,1%. Причем существен­ная их часть учреждена банками, входящими в первую десятку крупнейших российских банков по показателю суммы активов. К ним относятся Сбербанк России, АКБ «СБС-Агро», «Инком­банк», банк «Менатеп», ОНЭКСИМбанк, Альфа-Банк, КБ «Газ­промбанк».

Интересно, что наиболее крупные в настоящее время рос­сийские лизинговые компании, такие как «ММБ-лизинг», «Рус-ЛизингСвязь», «Интеррослизинг», «РТК-лизинг», «Инкомлизинг (холдинг)», «МЕНАТЕП-лизинг» с совокупным годовым объе­мом более чем на 300 млн. USD, сформировались только в 1995-1997 гг.

Стоящие за этими компаниями мощные финансово-про­мышленные структуры в течение нескольких лет присматрива­лись к возможностям российского лизинга. Когда они уверовали в его успешную будущность, то создали по-хорошему амбици­озные и агрессивные лизинговые компании с высококвалифици­рованным персоналом, способные эффективно решать проблемы технического перевооружения крупных предприятий, входящих в финансово-промышленные группы, учредившие эти лизинго­вые компании.

123

Представительство иностранных лизинговых компаний со­ставляет около 9% общего количества лизингодателей, лицензи­рованных на российском рынке. Среди компаний-нерезидентов семь представляют первую сотню крупнейших в мире лизинго­дателей. К ним относятся: «Sogeliase Leasing GmbH», входящая в группу «Societe Generele» (Австрия - Франция); «Capital Cor­poration CIS», входящая в группу «AT&T Capital» (США); «ABN Amro Lease» (Голландия); «Rank Xerox Leasing» (Europe) Ltd. и «Ксерокс (СНГ)», входящие в группу «Xerox» (Великобритания - США); «Хьюлетт Паккард АО», входящая в группу «Hewlett Packard» (Австрия - США); «Sudleasing GmbH» (Германия); «ABB Credit» (Швеция).

Наиболее существенными инвестиционными льготами от получения оборудования по лизингу в России являются:

Доля лизинга в общем объеме инвестиций находится всего на уровне не выше 4.5%. Дать более точную оценку пока еще не представляется возможным, т.к. общегосударственной ком­плексной системы статистической информации по лизингу в России до настоящего времени нет. Представленные в периоди­ческой печати данные очень противоречивы, а данные, пред­ставляемые ассоциацией «Рослизинг», не отражают полной кар­тины, поскольку доля компаний этой ассоциации составляет только около 60% лизингового рынка.

При дальнейшем анализе российского рынка лизинговых услуг автором использованы данные, приведенные в моногра­фии В.Д. Газмана [30] и отчете ассоциации «Рослизинг» за 1998-2001 гг.

124

В 1996 г., по оценке Министерства экономики России, в объеме инвестиций в основной капитал лизинговые операции составляли 1%. Этот показатель соответствовал 630 млн. USD. Опубликованы эти материалы в статье Дэвида Портера и Энди Томсона «Leasing penetration continues to grow» в «World Leasing Yearbook 1998». Такие объемы лизинговых операций поставили Россию на 36-е место в мире. На рисунке 2.10 представлена ди­намика российского лизинга по данным В.Д. Газмана.

Рис. 2.10. Развитие лизинговой отрасли в Российской Федерации

Анализ ситуации в российской экономике приводит к выво­ду, что главным источником производственных инвестиций бы­ли и остаются собственные средства предприятий. За их счет финансируется около 80% капиталовложений в стране. По­скольку подавляющее большинство лизинговых операций осу­ществляется с привлечением кредитных средств, то можно ут­верждать, что доля нового лизингового бизнеса в общем объеме кредитных средств в прямых инвестициях превышает 10%.

К сожалению, для исследователя рынок лизинговых услуг Российской Федерации в определенной степени остается закры­тым. Например, нет информации по крупнейшим лизинговым компаниям. Лишь в монографии В.Д. Газмана [30] упоминается, что можно с определенной уверенностью прогнозировать, что такие лизинговые компании, как «РТК-лизинг», «Инкомлизинг (холдинг)», «ММБ-лизинг», «РусЛизингСвязь», «Интерросли-

125

зинг», «Лизингбизнес», «РГ-лизинг», «ЛК-лизинг», могут в бли­жайшее время войти если не в первую, то во вторую-третью сотню крупнейших лизинговых компаний мира.

В своей монографии Л.Н. Прилуцкий [106] отмечает сле­дующие причины, сдерживающие развитие лизинговой отрасли:

Приведенные данные показывают, что рынок лизинга в Рос­сии, несмотря на неустойчивую политическую и экономическую ситуацию в стране, стабилен и имеет тенденции к развитию. На­до иметь в виду, что среда, в которой работают российские ли­зинговые компании, очень динамична и ее трудно прогнозиро­вать. Тем не менее опыт показывает, что многие лизинговые компании сумели пережить сложные времена, когда ставка ре­финансирования Центрального банка России составляла 120% годовых, и августовский кризис 1998 г.