logo
Формирование рынка лизинговых услуг - Левкович А

1.4. Эволюция организационных форм управле­ния лизинговым процессом

В общем виде организация лизингового проекта представ­лена на рисунке 1.1, однако в зависимости от формы управле­ния лизинговым процессом правоотношения сторон могут ме-

40

няться, побуждая к особой заинтересованности в сделке како­го-либо из субъектов лизинговых отношений. В этом парагра­фе проводится анализ основных концепций построения дого­ворных отношений на рынке лизинговых услуг.

В зависимости от уровня разделения труда в обществе и на предприятиях, от размера и типа коммерческих организаций, от стадии развития лизинга и сложившейся практики Е.Н. Чекмарева [123, с. 37-40], В.А. Горемыкин [33, с. 213-215], Ю.С. Авраамов и М.И. Лещенко [16, с. 208] предлагают выделить три основные концепции управления лизинговой деятельностью: производственную, маркетинговую и специа­лизированную (отраслевую).

Н.И. Киркорова и Т.С. Карачун [53, с. 12-16] предлагают выделить четыре формы управления лизинговыми операциями: службы предприятия-изготовителя, банки, дочерние структуры банков, самостоятельные лизинговые компании.

Учитывая основные тенденции мирового финансового рынка, нам представляется возможным выделить четыре ос­новные концепции управления лизинговой деятельностью.

  1. В составе служб предприятия-изготовителя (производ­ ственную, маркетинговую) - основной целью осуществления лизинговых сделок в данной концепции является расширение объема продаж за счет потенциальных лизингополучателей.

  2. В составе структур банков (напрямую банком или через дочерние лизинговые компании как структуры банка) - основ­ ная цель лизинговой деятельности - поиск сфер дополнитель­ ного вложения финансов.

  3. В составе самостоятельных лизинговых компаний (спе­ циализированную или отраслевую) - лизинговый бизнес здесь является основным видом деятельности.

  4. В составе различных объединений компаний (холдинго­ вую) - определяющей целью является повышение производи­ тельности труда, снижение затрат, решение задач научно- технического прогресса.

На небольших предприятиях, где нет глубокого разделе­ния управленческих функций, вся работа по подготовке и реа­лизации лизинговых операций сосредоточивается в составе

41

маркетинговой службы предприятия-изготовителя основных средств, что позволяет улучшить сбыт новой техники, нала­дить ее ремонт и обслуживание непосредственно по месту ис­пользования у арендаторов. Именно в подразделениях про­мышленных фирм находятся квалифицированные кадры, имеющие опыт производства и гарантийного обслуживания выпускаемой техники. Схема взаимодействия субъектов ли­зинговой сделки в данном случае будет выглядеть так, как по­казано на рисунке 1.6.

Рис. 1.6. Организация лизингового проекта непосредственно товаропро­изводителями

В данном случае сервисный центр может быть представ­лен структурой фирмы-производителя. При такой схеме управления из-за диверсификации финансовых рисков невоз­врата платежей отпадает необходимость в таких субъектах, как страховщики (т.к. производитель располагает широким кругом клиентуры и ему не составляет большого труда быстро продать или сдать в лизинг изъятый у неплательщика объект по оста­точной стоимости), а функции поставщика, кредитора и лизингодателя объединяются фирмой-производителем.

Данная организационная структура характеризуется наи­более тесным взаимодействием производителя и лизингополу­чателя. Это дает возможность вносить небольшие изменения в конструкцию объекта лизинга для наибольшего эффекта ис­пользования его в конкретных условиях. Напрямую взаимо­действуя с сервисным центром, завод-изготовитель получает оперативную информацию о недостатках выпускаемой модели, что позволяет корректировать конструктивные особенности и повышает конкурентоспособность выпускаемых товаров.

42

Однако следует отметить, что означенная организацион­ная форма эффективна при единичных лизинговых сделках. По мере концентрации лизинговых услуг она перестает отвечать экономическим интересам обеих сторон, и на определенном этапе возникает необходимость перехода к новому, более вы­сокому, уровню управления.

Выделение организации лизинговых операций в само­стоятельные подразделения (дочерние лизинговые компании) позволяет уже с большей долей профессионализма продвигать выпускаемую продукцию на рынке лизинговых услуг. Схема организации такого функционирования представлена на рисун­ке 1.7.

При данной схеме взаимодействия субъектов лизинговых отношений, в отличие от предыдущей, функция лизингодателя передается самостоятельному субъекту, однако фирма-произ­водитель все еще является по сути и кредитором данной сдел­ки. Снижение финансовых рисков может осуществляться ме­тодами, альтернативными услугам страховщиков (например, диверсификацией рисков аналогичной предыдущей схеме).

Рис. 1.7. Организация лизингового проекта дочерними структурами товаропроизводителей

Основные преимущества и недостатки данного взаимо­действия субъектов осуществления лизинговой операции пред­ставлены в таблице 1.3.

43

Таблица 1.3 Конкурентоспособность дочерних структур товаропроизводителей

Преимущества

Недостатки

1. Создается постоянный контин­гент потребителей [53] 2. Обеспечивается форсированный сбыт наиболее передовой техники [53] 3. Организуется сервисное обслу­живание по ремонту техники (возможность наладить обслужи­вание непосредственно по месту использования) 4. Наиболее качественное сервис­ное обслуживание, т.к. его осуще­ствляет производитель 5. Повышение профессионализма кадров, занимающихся лизинго­выми сделками (знание конструк­тивных особенностей товара)

1. Невозможность обеспечить покупателя всем необходимым комплексом техниче­ских средств (узкий профиль) [53] 2. Резко возрастает постоянная величина оборотных средств, выделяемых на ли­зинговые сделки, следовательно, замед­ляется оборачиваемость капитала (пере­менной составляющей), что уменьшает его ликвидность [53] 3. Увеличивается количество юридиче­ских и правовых функций у товаропро­изводителя [53] 4. При превышении спроса над предло­жением возникает незаинтересованность в лизинговых операциях товаропро­изводителя 5. Лизинговые операции в числе прочих более важных функций, отсюда недоста­точная компетентность [53] 6. Возрастает риск невозврата средств по сравнению с прямыми продажами 7. Локальный характер сделок и их симп­томатичность 8. Отсутствие раздельной бухгалтерии не дает точной оценки эффективности ли­зинговой деятельности

Следует отметить, что масштабы и характер воздействия лизингодателей с такой формой организационной структуры на рынке лизинговых услуг неодинаковы в различных странах и отраслях. Например, в США их влияние в целом весьма зна­чительно, особенно в таких сферах, как ЭВМ, авиатехника, до-рожно-строительное оборудование, отдельные виды электро­технических изделий. В Великобритании, ФРГ, Австрии и не­которых других западноевропейских странах роль лизинговых компаний данного типа менее заметна. В Японии вследствие сравнительно позднего развития лизингового рынка большого влияния на нем отделения промышленных и торговых компа­ний не имеют [112, с. 69].

44

Примером данной организации лизинговых отношений слу­жат такие компании, как: «Дон-трейдинг», организованная при заводе «Ростсельмаш» (г. Ростов-на-Дону), «МАЗКОНТРАКТ-ЛИЗИНГ», сдающая в лизинг технику «МАЗ» (г. Минск), а также «Беларустракторлизинг», реализующая технику Мин­ского тракторного завода.

С появлением конкуренции со стороны лизинга для обыч­ных способов привлечения заемных ресурсов (например, кре­дитам) банки становятся заинтересованными во включении лизинговых операций в набор предлагаемых услуг. Эта кон­цепция облегчает проблему изыскания свободных средств для финансирования сделок. Данная схема управления объединяет функции лизингодателя и кредитора в одном субъекте. Уча­стие страховщиков в осуществлении такого взаимодействия необязательно по причине того, что гарантом обеспечения сделки выступает банк.

Взаимодействие субъектов лизинговой сделки в данном случае будет выглядеть в виде схемы, представленной на ри­сунке 1.8.

Рис. 1.8. Организация лизингового проекта финансовыми структурами

Основные преимущества и недостатки данной организа­ционной формы представлены в таблице 1.4.

Белорусские банки (по аналогии с западноевропейскими) уже осуществляют лизинговую деятельность, однако еще не

45

ощущается конкуренции лизинговым компаниям со стороны банков (как происходит в ведущих европейских странах), не­смотря на то что практика активного участия на рынке лизин­говых услуг широко распространена среди белорусских бан­ков. Наиболее активно лизинговыми операциями занимаются такие банки, как Белинвестбанк, АСБ «Беларусбанк» и Белгаз-промбанк.

Таблица 1.4 Конкурентоспособность финансовых структур

Преимущества

Недостатки

1. Банки организационно оформлены 2. Проще создать стартовый капитал [53] 3. Расширение занимаемой доли рын­ка за счет увеличения количества видов услуг, предоставляемых бан­ком клиентам, увеличение числа потенциальных клиентов 4. Минимизация рисков при выдаче кредита для финансирования лизинговых сделок 5. Более устойчивое положение бан­ка в конкурентной среде [53] 6. Повышение привлекательности бан­ка для клиентов, т.к. он располагает новым спектром услуг 7. Дополнительный источник дохо­да, а также получение доходов, пре­вышающих средний уровень доход­ности инвестиций 8. Возрастает роль банка в решении государственных проблем [53] 9. Возможность предоставления бо­лее выгодных условий финансиро­вания (т.к. плата за кредит и маржа объединяются)

1. Затрудняется обеспечение должного контроля из-за многообразия функций 2. Возрастает риск из-за увеличения количества долгосрочных вложений [53] 3. Наибольшие сложности с реализа­цией объектов лизинга (при досроч­ном завершении сделки по финансо­вому лизингу и при оперативном ли­зинге), т.к. банки не обладают опытом подобных операций 4. Резкое снижение ликвидности банка при росте доли лизинговых операций в его деятельности (объекты лизинга являются собственностью банков) 5. Существенно расширяются управ­ленческие функции и увеличивается сложность организации сделки [53] 6. Необходимы различные специали­сты, владеющие техническими вопро­сами объектов сделки [53] 7. Обычно отсутствует сервисное об­служивание 8. Отсутствие раздельной бухгалтерии не дает точной оценки эффективности лизинговой деятельности

Дальнейшая эволюция этого вида деятельности (увеличе­ние доли лизинговой деятельности в финансовых операцияхбанка) приводит к необходимости углубления специализации и к выделению дочерних лизинговых фирм из банковских струк­тур. Лизинговая деятельность для таких компаний становится

единственным видом деятельности. Организация сделок об­легчается, т.к. появляется большое количество однотипных контрактов.

Схематично данное взаимодействие можно представить как схему, изображенную на рисунке 1.9.

Рис. 1.9. Организация лизингового проекта дочерними структурами финансовых организаций

В такой структуре банк лишь предоставляет кредитные ре­сурсы для осуществления лизинговой сделки, а все вопросы по поводу оформления лизингового соглашения, заключения кон­тракта купли-продажи с заводом-изготовителем, решение во­просов сервисного обслуживания решает дочерняя лизинговая компания.

Данная схема характеризуется тем, что каждый субъект выполняет свою строго определенную функцию (банк - креди­тора, производитель - поставщика, дочерняя компания - ли­зингодателя), однако наличие страховщиков в данном варианте необязательно, поскольку банк для своих клиентов, являющих­ся лизингополучателями, выступает гарантом.

Основные достоинства и недостатки такого взаимодейст­вия представлены в таблице 1.5.

Группа дочерних лизинговых компаний банков является наиболее крупной и играет основную роль на рынках лизинго-

47

вых услуг почти всех ведущих капиталистических стран (за исключением США) [112, с. 70].

Наиболее крупными дочерними лизинговыми компаниями банков на сегодняшний день являются «Альфа-лизинг» при Альфа-Банке, «Интеррослизинг» при ОНЭКСИМбанке и МФК, «Балтинвест» при банке «Балтийский» и т.д.

Таблица 1.5 Конкурентоспособность дочерних банковских компаний

Преимущества

Недостатки

1. Лизинговые операции - основной вид дея­тельности, отсюда высокая компетентность на базе специализации [53]

2. Концентрация всех вопросов по лизингу в одной организации [53] 3. Возможность иметь полную информацию о клиентах и поставщиках [53] 4. Отсутствие проблем по поиску клиентуры, т.к. клиенты предоставляются материнским банком 5. Большая повторяемость решения одних и тех же вопросов, что уменьшает затраты на их про­ведение (возможность использования типовых контрактов) и повышает производительность труда работников лизинговых фирм 6. Уменьшение степени риска при заключении сделок (сравнительно постоянная клиентура, знание их финансового положения и др.) [53] 7. Проведение практически без затрат реклам­ных акций через сеть отделов банка 8. Разделение риска неплатежей между банком и дочерней лизинговой компанией

1.В период становления необходимо иметь свобод­ные средства (стартовый капитал) [53] 2. Предпочтение клиентам своего банка [53] 3. Сделки носят долгосроч­ный характер, отсюда опре­деленный риск, потери, сни­жение ликвидности [53] 4. Возможность возникно­вения конкуренции между банком-кредитором и до­черней лизинговой компа­нией (лизинговая компа­ния работает с клиентами банка)

С ростом объема заключаемых лизинговых соглашений вышеприведенные организационные формы не в состоянии эффективно функционировать. Поэтому в силу действия зако­на общественного разделения труда появляется концепция, при которой лизинговая деятельность выходит за пределы пред­приятий-изготовителей и банков и концентрируется в особой специализированной отрасли, представленной различного рода лизинговыми компаниями (схема управления которыми пред­ставлена на рис. 1.10).

48

Группа независимых лизингодателей не имеет значитель­ной доли в общем объеме лизинговых операций большинства стран. Исключение составляют лишь США, где независимые лизингодатели, представленные финансовыми и специализи­рованными лизинговыми компаниями, являются наиболее многочисленным классом. Такое положение вещей объясняет­ся особенностью формирования уставного фонда американ­скими компаниями, являющимися, в основном, акционерными обществами. Дополнительным источником привлечения инве­стиционного капитала для таких компаний может быть вто­ричная эмиссия акций [112, с. 70-71].

Рис. 1.10. Организация лизинговых проектов лизинговыми компаниями

Доля таких компаний достаточно значительна в Республике Беларусь, в частности, самостоятельным бизнесом сегодня зани­маются следующие компании: ООО «Агентство лизинговых опе­раций» (г. Минск), АЛК «Лизинг-Сервис» (г. Витебск), ООО «Сол­ли» (г. Солигорск), ОДО «Эффектлига» (г. Минск) и т.д.

Данная схема управления является классической. Все функции выделены наиболее четко, наличие такого субъекта, как страховщики, при таком взаимодействии наиболее жела-

49

4. Зак.2127

тельно, однако необязательно при построении альтернативной схемы снижения финансовых рисков.

Основные преимущества и недостатки этой организацион­ной структуры представлены в таблице 1.6.

Дальнейшее развитие организационных форм управления лизингом обусловливается тенденциями, вызываемыми закона­ми кооперации, специализации и концентрации производства.

Кооперация крупных финансодержателей в лице банков и страховых компаний с предприятиями - производителями ма­шин и оборудования, а также ремонтных предприятий с непо­средственными потребителями позволяет преодолеть неизбеж­ные трудности развития системы лизинга технических средств в условиях формирования рынка. Возможно, например, долевое участие заинтересованных сторон в образовании специализиро­ванных лизинговых фирм с привлечением материально-техни­ческой базы каждого из участников и получением ими прибыли пропорционально вложенному капиталу [33, с. 213-215].

Таблица 1.6 Конкурентоспособность лизинговых компаний

Развитие деятельности лизинговой компании приводит к тому, что она одна не в состоянии справиться со всевозрас­тающим количеством сделок по причине так называемого «ли­мита кредитования», когда доля одного ссудозаемщика в кре-

50

дитном портфеле банка не может превышать определенного уровня. Существует также проблема соотношения собственно­го и заемного капитала. Все это приводит к необходимости создания сети дочерних предприятий и, в свою очередь, раз­личных хозяйственных групп.

Создание хозяйственной группы позволяет охватывать клиентуру по всему экономическому региону и даже за его пределами, что повышает устойчивость группы на рынке ли­зинговых услуг.

В Российской Федерации в качестве примера таких струк­тур можно отметить группу компаний «Инкомлизинг» при Ин­комбанке. В Республике Беларусь организационной структуры такого уровня достигли компании УП «Приорлизинг», ООО «Белсинтезлизинг», на базе которой сформирована груп­па «Синтез», а также АЛК «Лизинг-сервис».

Дальнейшее развитие описываемой организационной формы характеризуется увеличением объемов заключаемых лизинговыми фирмами сделок. В связи с этим в орбиту лизин­гового бизнеса втягиваются все новые технические средства, вызывая необходимость укрупнения фирм, углубления их спе­циализации, создания юридически самостоятельных фирм, в которых данная финансовая система будет обладать кон­трольным пакетом акций, привлечение к деятельности системы коммерческих банков и участие в них на правах учредителя. То есть речь идет о переходе к структурам холдингового типа [33, с. 215].

Схема функционирования структур данного типа приве­дена на рисунке 1.11.

Данная организационная схема отражает общие тенденции экономики. В этом случае лизингополучатель имеет дело с единой структурой, которая объединяет функции лизингодате­ля, кредитора, сервисного центра и страхователя, а в некото­рых случаях даже производителя объекта лизинга. Однако внутри холдинга эти функции выполняют различные субъекты хозяйствования, что обеспечивает высокую квалификацию персонала и качество оказываемых услуг.

51

Рис. 1.11. Организация лизинговых проектов лизинговыми холдингами

Функциональный принцип построения лизинговых ассо­циаций и компаний на основе фирм холдингового типа позво­лит существенно сократить расходы по проведению лизинго­вых операций. Например, вопросы рекламы и издательской деятельности вполне могут находиться в ведении компании -держателя контрольного пакета. Холдинговая компания может иметь общую службу изучения клиентуры и консалтинговое агентство. Вопросы страхования лизинговых сделок также мо­гут решаться на уровне холдинга при условии контракта со страховой компанией.

Качественный анализ структур данного типа представлен в таблице 1.7.

52

Таблица 1.7 Конкурентоспособность лизинговых холдингов

Преимущества

Недостатки

1. Наиболее устойчивое положение в конкурент­ной среде 2. Углубление специализации и выделение управ­ленческих функций в отдельное подразделение, следовательно, наиболее эффективное использо­вание резервов и наибольшая производительность труда 3. Возможность комплексного обслуживания кли­ента 4. Организация сервисного обслуживания по ре­монту техники 5. Дополнительные источники дохода 6. Отсутствие проблем по поиску источников кредитования (т.к. банк-кредитор входит в состав холдинга) 7. Устойчивое положение на рынке, отсюда воз­можность адекватного ценообразования 8. Большая повторяемость решения аналогичных вопросов, что уменьшает затраты на их проведе­ние (возможность использования типовых кон­трактов) 9. Возможность обмена опытом между подразде­лениями

1. Требуется огромный стартовый капитал 2. Существенно расши­ряются управленческие функции 3. Наиболее сложная структура управления 4. Затрудняется обеспе­чение должного контроля над системой из-за мно­гообразия функций

Уровень развития отечественного рынка лизинговых услуг пока не позволяет говорить о скором появлении на нем компа­ний холдингового типа.

На протяжении нескольких последних лет ведущие немец­кие лизинговые компании, традиционно являющиеся законо­дателями мод в лизинговом бизнесе, перешли именно к хол­дингам [111]. В качестве примера такой организации можно привести компанию Deutsche Leasing AG, в состав которой входит несколько специализированных лизинговых фирм и DIF Bank. Структура данного холдинга схематично представ­лена на рисунке 1.12.

Deutsche Leasing AG совместно со своими подконтроль­ными компаниями охватывает лизинг промышленного обору­дования, компьютеров, офисного оборудования, транспорта, а также самолетов, кораблей и недвижимости. Общее число

53

компаний, в которых Deutsche Leasing AG прямо или косвенно представляет объединяющее начало, - порядка 30.

Рис. 1.12. Организационная структура Deutsche Leasing AG

Новые сферы деятельности лизинговых фирм, несомнен­но, повлекут и усложнение организационной структуры. Здесь проявляется общий принцип - организационная структура должна перестраиваться с учетом потребностей рынка, обеспе­чивая прогресс в лизинговом бизнесе [33, с. 215].

В заключение следует отметить, что, в соответствии с кон­кретными условиями, рассматриваемые формы управления лизинговой деятельностью существуют во времени и про­странстве одновременно, образуя различные комбинации при­менительно к конкретному виду лизинга.

1.5. Особенности развития международного лизинга

Во всех странах мира внутренние лизинговые операции предшествовали международным. Однако вскоре после того как лизинг стал одобренной формой финансирования оборудо­вания на многих внутренних рынках в 60-х гг. были заключены первые договоры международного лизинга гражданских само­летов, морских судов и др. дорогостоящих активов.

В 70-х гг. лизинговые компании пришли к пониманию, что налоговые льготы, предоставляемые при внутренних инвести­циях, могут быть доступны зарубежным пользователям. Ино­гда подобные льготы предоставлялись при лизинге подержан­ного оборудования. Структура лизинговых сделок такова, что пользователи сохраняли право на льготные нормы амортиза­ции и другие налоговые льготы в своей стране и одновременно пользовались низкими ставками арендных платежей, получен­ными при распространении на них налоговых льгот в стране лизингодателя.

Сделки такого типа стали применяться лизинговыми ком­паниями Австралии, Великобритании, США и впоследствии получили название «double dip». В конце 80-х гг. большое чис­ло таких сделок заключили компании Японии.

Помимо гражданских самолетов и морских судов, предме­тами сделок международного лизинга становились строитель­ное оборудование, компьютеры, телекоммуникационное обо­рудование, части машин и транспортные средства различных категорий.

В связи с большим числом сделок по международному ли­зингу остро встали вопросы о разработке правового регулиро­вания международного сотрудничества в этой области.

В рамках Международного института по унификации ча­стного права в 1974 г. была создана группа по созданию уни­фицированных правил международного лизинга. Работа про­должалась более 10 лет и закончилась принятием 28 мая 1988 г. в г. Оттава (Канада) Конвенции о международном фи­нансовом лизинге.

55

Цель данной Конвенции - устранение имеющихся юриди­ческих препятствий на пути международного финансового ли­зинга, адаптация традиционных двухсторонних договоров к трехсторонним и установление единообразных норм, регули­рующих правовые взаимоотношения всех участников лизинго­вой сделки. Важно отметить, что действие Конвенции распро­страняется только на лизинг оборудования и не касается не­движимого имущества, что легко объясняется особенностями недвижимости как товара.

В Конвенции закреплена неразрывная связь двух догово­ров - купли-продажи и лизинга. При этом лизингополучатель должен одобрить условия первого договора, а поставщик -знать, для каких целей приобретается оборудование.

Существует и определение международной лизинговой сделки. Чтобы договор попадал под действие Конвенции, ли­зингополучатель и лизингодатель должны находиться в разных странах. Поставщик же может находиться в одном из двух го­сударств.

Большая часть сделок «double dip» в конце 70-х гг. совер­шалась по инициативе компаний США. По лизингу предлага­лись, в основном, гражданские самолеты, морские суда, нефте­добывающее оборудование. Хотя оборудование было предна­значено для использования за рубежом, в те годы американ­ские лизингодатели могли передать преимущества налоговой скидки на инвестиции и возможность ускоренных сроков амортизации своим иностранным пользователям.

Существенная часть заключенных международных лизин­говых контрактов пришлась на гражданскую авиацию. Боль­шинство авиакомпаний мира воспользовалось предоставлен­ной возможностью. В Австралии многие из лизинговых ком­паний связывали свою международную деятельность также с лизингом самолетов. Лизинговые компании Соединенного Ко­ролевства после отмены контроля по обмену в 1979 г. смогли предоставить определенное количество лизинговых льгот в США по авиалиниям, а также другим типам дорогостоящих активов (промышленных предприятий и кораблей).

Однако возможность осуществления сделок «double dip» продолжалась недолго. Финансовым актом 1982 г. было суще­ственно сокращено количество сделок по международному

56

лизингу в Великобритании. Также после отмены налоговыми органами в 1982 г. налоговых льгот по процентам, ускоренной амортизации и налоговой скидки на инвестиции по лизингу оборудования для нерезидентов международный лизинг не смог дальше развиваться в Австралии. После принятия Кон­грессом США Билля Пикля-Доула (впоследствии ставшего Ак­том о налоговой реформе 1986 г.) возможность экспортировать налоговые льготы была утрачена и там. Однако некоторые ве­дущие американские банки сохранили специализированные филиалы для наблюдения за состоянием международного ли­зинга и возможностями проведения финансовых операций.

Иным путем шел международный лизинг в Японии, где налоговые скидки на инвестиции и ускоренная амортизация не использовались в должной мере для развития местной про­мышленности. Прямая государственная поддержка проявля­лась в возможности получать долгосрочные долларовые кре­диты с низкой фиксированной процентной ставкой. Использо­вание субсидных фондов явилось основой для создания про­граммы «Samurai Lease» как очень эффективного международ­ного инструмента внутри среды, в которой правительство про­двигало международный лизинг как часть экономической по­литики.

После изменений в экспортном регулировании в 1980 г. японские лизингодатели смогли предлагать лизинговые активы за пределы страны для нерезидентов, и такие сделки (с услови­ем расчетов в Иенах) стали известны как «Shogun Leases».

Крупные независимые лизинговые компании Японии имеют организованную сеть иностранных филиалов. Кроме деятельности на лизинговых рынках тех стран, где они распо­лагаются, иностранные филиалы помогают материнским ком­паниям выполнять роль инвестиционных банков в международ­ных лизинговых договорах. Например, компания «Orient Leasing» стала первой японской лизинговой компанией, при­нявшей в 1986 г. участие в финансировании развития сети гос­тиниц в США, и агентом, и инвестиционным банком, вложив­шим 600 млн. гонконгских долларов в проект стоимостью 3 млрд. гонконгских долларов для финансирования строитель­ства новых подводных дорог и железнодорожных туннелей в Гонконге.

57

Операции по международному лизингу время от времени проводятся и в странах бывшего СССР. Интересную сделку такого рода описывает в своей работе Е.В. Кабатова: «На принципиально новый вид лизинга пошло правительство Ка­захстана. В 1996 г. был сдан в лизинг угольный разрез. Амери­канская компания «Global Mineral Reserves Inc.» получила в доверительное управление на 10 лет Шебаркольский разрез мощностью 3 млн. т, расположенный в Карагандинском уголь­ном бассейне. Компания по лизинговому договору получает 100% прибылей и вносит в бюджет страны в течение 10 лет 38 млн. долл. лизинговых платежей. Балансовая стоимость ос­новных средств разреза оценена в 30 млн. долл. Если добыча угля будет расти на 15% в год, то новые владельцы обязаны пропорционально увеличить уровни заработной платы занятым на предприятии. Если лизинговый договор будет расторгнут по инициативе государства, то иностранная компания получит компенсацию в размере упущенной выгоды. Иностранную компанию привлекло богатство месторождения, и она приняла на себя обязательство выплачивать высокий уровень лизинго­вых платежей».

Международным лизинговым сделкам способствуют лизинговые клубы. Они выступают в качестве посредников. Если потенциальный лизингодатель обратился с предложением о лизинге оборудования к фирме-члену клуба, то она может переадресовать его к другой фирме, работающей в стране, из которой получено предложение. Фирма, переадресовавшая ли­зингодателя, получает комиссионные за посредничество, но за платежеспособность клиента ответственности не несет. В За­падной Европе в качестве лизинговых клубов выступает ассо­циация «Интерлиз», в которую входят лизинговые фирмы Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Италии, Испании, Нидерландов, Норвегии, Франции, Швейцарии, Швеции, а также ассоциация «Лизклаб», объединившая лизинговые фир­мы Австралии и десяти стран Западной Европы.

В Западной Европе на международных лизинговых сделках специализировались крупнейшие английские банки «Барклайз бэнк», «Ллойде», «Мидлэнд», «Нэшнл Вестминстер бэнк».

58

В настоящее время экспортирование налоговых преиму­ществ ограничено несколькими сделками по лизингу авиа­лайнеров, т.к. только в этой сфере остается возможность для крупных лизингодателей развивать международную финан­совую деятельность. Размер и сложность таких сделок требуют улучшения налоговой и юридической экспертизы. Существует также ряд проблем, с которыми приходится иметь дело:

Иногда компании развитых стран, занимающиеся лизин­гом оборудования, передают его через третьи страны, имею­щие льготные системы налогообложения (например Швейца­рию и некоторые оффшорные зоны). В них регистрируются филиалы или зависимые общества. В третьей стране можно рассчитывать на более низкий уровень налоговых вычетов с прибыли по сравнению с аналогичными показателями в стра­нах, где расположены материнская лизинговая компания и пользователь оборудования.

В последние годы при проникновении лизинговых компа­ний развитых стран на рынки Центральной и Восточной Евро­пы, Азии, Африки и Южной Америки международный лизинг становится наиболее актуальным как эффективное средство инвестирования в экономику развивающихся стран, как допол­нительный канал сбыта дорогостоящих передовых технологий, а также как инструмент снижения финансовых рисков.

Для белорусских компаний, занимающихся грузопере­возками, сегодня становится реальным взять на условиях ли­зинга транспортные средства ведущих европейских произво­дителей при финансировании проекта немецкой стороной с более низкими процентными ставками, чем те, что сложились на отечественном рынке.

59