logo
Формирование рынка лизинговых услуг - Левкович А

1.1. Эволюция лизинговых отношений и место лизинга в экономике

Любое явление реальной жизни возникает при определен­ных условиях как результат действия определенных причин. Со временем такие явления, по мере накопления, претерпевают необратимые изменения, в ходе которых выявляются некото­рые тенденции их развития и открываются различные перспек­тивы их будущих состояний. В каждом таком случае важно уяснить, как возникло то или иное явление, какие главные эта­пы проходило оно в своем развитии, чтобы увидеть, чем этот процесс завершился и к каким результатам может привести в будущем.

Современность нельзя правильно осмыслить вне связи с прежними стадиями исторического процесса: останутся нерас­крытыми глубинные механизмы, образовавшиеся когда-то давно, но действующие сегодня и в значительной мере опреде­ляющие будущее.

Для уяснения сути лизинговых отношений в их современ­ном значении необходимо определить, каковы же были перво­начальные условия их возникновения и что влияло на образо­вание правовой базы лизинговых операций [121, с. 9].

Трудность заключается в том, что в литературе на этот счет высказываются различные мнения, авторы которых ис­пользуют, по существу, два основных подхода.

Первый подход базируется на мнении о том, что лизинг является одной из древнейших форм финансирования, корни которой уходят к шумерам и другим народам Междуречья [18, 26,29,51,52,58,90,91, 112, 118,120,133,139].

9

Второй подход основывается на том, что слово «лизинг» (leasing) вошло в широкое употребление в конце XIX в. При этом одна группа ученых принимает за точку отсчета факт, ко­гда в 1877 г. американская телефонная компания «Белл» реши­ла не продавать свои аппараты, а сдавать их во временное пользование [28, 122, 123, 125]. Вторая группа исследователей точку отсчета истории лизинга видит в создании в 1952 г. пер­вой компании, специализирующейся на лизинговых операциях.

Существует также особое мнение, согласно которому ис­тория лизинга в его современном понимании начинается с 1952 г. [86, 98, 106] или с 1877 г. [27, 33], но в то же время счи­тается, что история арендных отношений в трактовке данной категории ученых иллюстрирует, как в результате качествен­ных изменений общественных отношений возникает новое яв­ление в праве. Данный подход к пониманию истории лизинга представляется автору более убедительным.

Следует также отметить исследование Н.Н. Внуковой и О.В. Ольховикова [27], в котором делается попытка выделить этапы в истории развития лизинговых отношений. Так, период с конца XIX в. по настоящее время разбит на пять этапов, включающих зарождение лизинга, американский период, рас­пространение лизинга, «лизинговый бум» и мировую лизинго­вую интеграцию. Недостатком данного подхода, как нам пред­ставляется, является то, что не учитывается период до конца XIX в.

В связи с вышеизложенным нам представляется возмож­ным выделить следующие основные этапы эволюции лизинго­вых отношений:

  1. Возникновение идеи использования чужих средств труда на возмездной основе (начиная с XX в. до н.э.).

  2. Развитие данной идеи и ее отражение в римском праве (на­ чиная с V в. н.э.).

  3. Развитие правовых конструкций пользования в английской правовой системе (XIX в.).

  4. Возникновение термина «лизинг» и его использование для защиты технологии (конец XIX в. - первая половина XX в.).

  5. Формирование рынка лизинговых услуг в США (50-е гг. XX в.).

  6. Интеграция лизинга по всему миру и окончательное формирование его правовой конструкции (с 60х гг. XX в. по н.в.).

10

Первый этап развития лизинговых отношений характери­зуется возникновением идеи использования чужих средств тру­да в обмен на денежное или компенсационное вознаграждение.

По мнению историков, исследующих вопросы экономиче­ских отношений, сделки, аналогичные арендным, заключались еще в древнем государстве Шумер и датируются примерно 2000 г. до н.э. Так (как пишут П. Балтус и Б. Майджер в книге «Школа европейского лизинга» [18]), обнаруженные глиняные таблички содержат сведения о храмовых священниках-арендодателях, заключавших договоры с местными фермерами на аренду сельскохозяйственных орудий, земли, водных ис­точников, волов и других животных.

Английский историк Т. Кларк, на которого ссылается рос­сийский юрист-исследователь Е.В. Кабатова [51, с. 12-13], об­наружил несколько положений о лизинге (передаче активов во временное пользование) в Законах Хаммурапи, принятых меж­ду 1775-1750 гг. до н.э.

Древние финикийцы практиковали аренду судов, которая по своей экономико-правовой сути очень схожа с классической формой современного лизинга оборудования. Множество краткосрочных договоров аренды обеспечивали получение судна и экипажа [120, с. 3; 29, с. 11].

Есть ссылки и на то, что в притче Евангелия от Матфея в Новом Завете повествуется о владельце земли, который сдает свой виноградник и винный пресс [121, с. 10].

Второй этап связан с появлением института владения ак­тивами без права собственности в римском праве, которое яви­лось основой развития европейских правовых систем.

Император Юстиниан I, осуществивший кодификацию римского права, отразил основную идею лизинговых отноше­ний в известных Институциях. Вот почему юристы справедли­во полагают, что римскому праву был отлично известен ком­плекс имущественных отношений, связанных с владением ве­щью без права собственности. Эти отношения отражались как в договорном, так и вещном праве [51, с. 13; 29, с. 11].

В Великобритании, как отмечает Е.В. Кабатова [51, с. 13-14], одним из первых нормативных актов, регулирующих отношения, схожие с лизинговыми, был Закон Уэльса 1284 г.

11

Третий этап, по мнению автора, охватывает историю раз­вития арендных отношений в Англии, что связано с уникаль­ностью английской правовой системы и ее непохожестью на континентальную.

Новый импульс в развитии лизинговых отношений связан в первую очередь с техническим прогрессом, когда потребова­лись дополнительные каналы сбыта новой дорогостоящей тех­ники.

В начале XIX в. в Великобритании в связи с развитием промышленности, увеличением производства различных видов оборудования возросло количество товаров, сдаваемых в ли­зинг. Особую роль в этом сыграло развитие железнодорожного транспорта и каменноугольной промышленности. Собственни­ки каменноугольных копей вначале покупали вагоны для пере­возки угля, однако вскоре стали очевидными невыгодность и невозможность такого финансирования. Выработка угля уве­личивалась, открывались новые шахты, требовалось все боль­ше вагонов. Вполне резонно, что небольшие предприятия ре­шили воспользоваться этой ситуацией для выгодного вложе­ния капитала. Они покупали вагоны для угля и сдавали их в аренду (лизинг) железнодорожным компаниям. Появились компании, единственной целью которых был лизинг локомо­тивов и железнодорожных вагонов. При составлении договора они стали использовать право на покупку, предоставлявшееся пользователю по окончании срока лизинга. Одной из причин появления такого условия было то, что пользователи гораздо бережнее обращались с вагонами, если существовала перспек­тива их последующего приобретения в собственность. Такие сделки получили впоследствии название договоров аренды-продажи, которые позже были отграничены от правового ин­ститута лизинга [29, с. 13-14; 51, с. 14; 121, с. 14-15].

Четвертый этап отмечается хрестоматийной историей фирмы «Белл» и возникновением термина «лизинг» (leasing).

Австрийский исследователь В. Хойер в своей книге «Как делать бизнес в Европе» [122] отмечает, что первое известное употребление термина «лизинг» относится к 1877 г., когда американская телефонная компания «Белл Телефон Компани» (Bell) приняла решение не продавать свои телефонные аппара-

12

ты, а сдавать их в пользование, т.е. устанавливать оборудова­ние в доме или офисе клиента только на основе периодической платы [120, с.4; 29, с. 15]. Благодаря этому экономическому ходу США были телефонизированы гораздо быстрее и мас­штабнее, чем другие страны мира [27, с. 38-39].

Эта операция, ставшая хрестоматийной, оказала сильное воздействие не только на развитие связи. Интересуясь прибы­лью от предоставления специфических по тому времени фи­нансовых уелуг, производители новой техники были также за­интересованы в защите технологии, составляющей предмет их собственности, воплощенной в новых машинах. Многие по­этому высоко оценили аренду оборудования, позволяющую им, в отличие от простой продажи, защитить свое монопольное право на использование «ноу-хау». Только принятие феде­рального антимонопольного законодательства США положило конец этой практике и потребовало от изготовителей выста­вить оборудование на свободную продажу [29, с. 15-16].

Пятый этап связан с появлением организаций, для кото­рых лизинг является основным видом деятельности, и выделе­нием лизинга в самостоятельный сегмент финансового рынка. Именно с этого момента начинается точка отсчета истории ли­зинга в его современном понимании.

В послевоенное время в США обозначился устойчивый спрос на финансирование различных видов техники и обору­дования, что не всегда было возможным с использованием традиционных источников. В лизинг стали массово сдаваться средства производства: технологическое оборудование, маши­ны, механизмы, суда, самолеты и т.д. Правительство США по достоинству оценило это явление, оперативно разработало и реализовало государственную программу его стимулирования [29, с. 17].

По утверждению В. Хойера [122], первым акционерным обществом, для которого лизинговые операции стали основ­ным видом деятельности, является созданная в 1952 г. в Сан-Франциско известная американская компания «United States Leasing Corporation». Основал компанию Генри Шонфельд. Это описывается следующим образом: «Небольшой фирме по производству пищевых продуктов в Калифорнии в 1952 г. для

13

выполнения крупного заказа, полученного от военного ведом­ства, необходимо было увеличить парк машин, но капитал фирмы был небольшим, и свободных средств не было. Тогда руководство приняло решение арендовать необходимые маши­ны и таким образом осуществило процесс финансирования их получения. Убедившись в выгодности такой операции и узнав, что многие фирмы по этому примеру также хотят арендовать нужные им машины, учредители компании создали фирму «United States Leasing Corporation» с капиталом в 20 тыс. USD. Через два года эта фирма сдавала в лизинг машин и оборудо­вания на сумму более 3 млн USD».

Лизинговые операции довольно быстро пересекли грани­цы США, и, следовательно, появилось такое важное для разви­тия лизингового бизнеса понятие, как «международный ли­зинг». Через несколько лет компания начала открывать свои филиалы в других странах (прежде всего в Канаде в 1959 г.). В дальнейшем она стала именоваться «United States Leasing In­ternational» [29, с. 17].

Современный этап становления лизинговых отношений связан с распространением лизинга в Западной Европе и Япо­нии, а затем и по всему миру.

Первые лизинговые компании в ведущих европейских странах, занимающих сегодня первые места по объему лизин­говых операций, появились в самом начале 60-х гг.

Во Франции первая лизинговая компания SEPAFITES (с 1962 г. - Locafrance) появилась в 1957 г. В Англии перво­проходцем современного лизингового бизнеса стала компания «Mercantile Leasing Company», работающая с 8 июня 1960 г. Ее учредителями стали «Mercantile Credit Company» и «United States Leasing Corporation».

Первая лизинговая компания в Италии появилась в 1963 г. В Германии первой в 1962 г. была учреждена лизинговая ком­пания «Locallease Mietfinanzierung GmbH».

В начале 60-х гг. лизинговый бизнес начал развиваться на Азиатском континенте. В Японии ныне крупнейшей и одной из наиболее именитых является созданная в 1969 г. лизинговая компания «Century Leasing System» [29, с. 18; 51, с. 15-18].

14

Несмотря на повсеместное распространение лизинга в ми­ре, единого международного общепризнанного понятия этой правовой конструкции не существует до нашего времени. Это связано как со сложным и неоднозначным содержанием, отра­жаемым этим термином, так и различиями в правовых базах и системах отчетности разных стран.

В литературе имеют место определения лизинга как вида предпринимательской деятельности, направленной на инве­стирование временно свободных или привлеченных финансо­вых средств [8, 9, 29, 30, 47, 91, 99]; как формы, промежуточ­ной между кредитованием и прямым инвестированием [33]; как специфической формы финансирования капиталовложений в основные фонды [2, 53]; как специфического вида долго­срочной аренды [1, 24, 27, 31, 44, 49, 118]; как специфической формы кредита [86, 97, 106, ПО, 112, 123]; как покупки в рас­срочку [122], а также как комплекса имущественных отноше­ний [18, 51, 52, 86, 97, 98, 102, 106, 110, 121, 123].

В Гражданском кодексе Республики Беларусь лизинг оп­ределяется в качестве «финансовой аренды» [1, ст. 636-641], т.е. специфического вида арендных отношений.

В другом нормативном акте (Положении о лизинге на тер­ритории Республики Беларусь от 31.12.1997 за № 1769 [8]) ли­зинг трактуется так: «Лизинговая деятельность [лизинг] деятельность, связанная с приобретением одним юридическим лицом за собственные или заемные средства объекта лизинга в собственность и передачей ее другому субъекту хозяйство­вания на срок и за плату во временное владение и пользование с правом или без права выкупа». Таким образом, наблюдается неоднозначность толкования этого понятия.

В законе Российской Федерации «О лизинге» от 29 октяб­ря 1998 г. №164 [9] дается следующее определение лизинга: «Лизинг вид инвестиционной деятельности по приобрете­нию имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем».

Различные определения лизинга учитывают те или иные формы проявления этого экономического механизма. Попытки

15

определить лизинг и дать соответствующую формулировку с точки зрения одного из участников лизинговой операции, как отмечает Ю.С.Харитонова [121, с. 46], приводит к подмене понятия лизинга как такового конкретной формой его приме­нения. Для поставщика оборудования лизинг может рассмат­риваться как эффективная форма сбыта своего товара, для ли­зингополучателя - как капиталосберегающая форма финанси­рования инвестиций, для лизингодателя - как вид предприни­мательской деятельности. Таким образом, с нашей точки зре­ния, лизинг необходимо рассматривать с позиции системных взаимоотношений трех участников лизинговой операции.

Лизинг - это комплекс имущественных отношений, скла­дывающихся в связи передачей активов в пользование на услови­ях платности, срочности и возвратности на основе их приоб­ретения.

Этот комплекс, помимо собственно договора лизинга, включает и другие договоры (договор поручения, договор куп­ли-продажи, договор займа).

Суть классической лизинговой операции заключается в том, что потенциальный лизингополучатель, у которого нет свободных финансовых средств, обращается в лизинговую компанию с деловым предложением о заключении лизинговой сделки, согласно которой лизингополучатель может выбирать продавца, располагающего требуемым имуществом, а лизин­годатель приобретает его в собственность и передает лизинго­получателю во временное владение и пользование на платной основе. Стоимость имущества определяется путем договорен­ности между лизингополучателем и продавцом, но не должна превышать рыночную стоимость. По окончании договора, в зависимости от его условий, имущество возвращается лизин­годателю, переходит в собственность лизингополучателя или используется на тех же условиях путем продления договора лизинга [106, с. 6].

Общая схема взаимоотношений участников лизинговых операций и движения финансовых потоков при лизинге приве­дена на рисунке 1.1 [106, с. 7].

16

Рис. 1.1. Принципиальная схема взаимоотношений субъектов лизинга

движение финансовых потоков; движение материальных потоков; договорные взаимоотношения.

По мнению автора, ныне существует объективная необхо­димость определения миссии лизинга в экономике, она нужна для придания лизинговой операции юридической формы и, соответственно, установления сферы использования этой пра­вовой конструкции в практической деятельности субъектов хозяйствования. Для решения данной проблемы необходимо определить принципиальные отличия лизинга от других пра­вовых конструкций, выполняющих схожие функции (каналов привлечения активов в деятельность субъектов хозяйствова­ния). Такими конструкциями являются покупка за собственные средства, аренда, банковский кредит, коммерческий кредит и поручение.

Различные формы привлечения ресурсов в предпринима­тельскую деятельность возникли объективно, следовательно, они в большей степени дополняют друг друга, чем выступают в качестве конкурентов.

17

Рис. 1.2. Предпосылки возникновения форм привлечения ресурсов

Лизинг возник вследствие того, что появились субъекты хозяйствования, которые ощущают потребность в конкретном элементе основных средств или нематериальных активов для осуществления инвестиционного проекта, испытывая при этом дефицит финансовых ресурсов для самофинансирования и дос­таточного обеспечения для получения кредита.

На рисунке 1.2 представлены предпосылки возникновения правовых конструкций на базе упомянутых договорных отно­шений.

Рассмотрим сходства и принципиальные отличия обозна­ченных выше правовых конструкций с лизингом, выявленные на основании предпосылок возникновения и представленные автором в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Сравнительный анализ лизинга с другими правовыми конструкциями

Право­вые формы

Сравнение с лизингом

Сходства

Различия

1

2

3

Коммер­ческий кредит

- инвестирова­ние средств в основной капи­тал на возврат­ной основе в натуральной форме, т.е. в форме переда­ваемого в поль­зование имуще­ства

- при коммерческом кредите права владения, пользования и распоряжения не разделяются и передаются пользователю в момент передачи объекта по ТТН, при лизинге права пользования и распоряжения отделяются от права владения, право собственности на объект может перейти к пользователю только при реализации опциона по завершении срока договора; - при коммерческом кредите существует необ­ходимость предоставления гарантий выполнения обязательств, при лизинге считается, что объект лизинга служит достаточным обеспечением, т.к. право собственности находится у лизингодателя; - учет задолженности по коммерческому кре­диту ведется как кредиторская задолженность, а по лизинговым платежам - как текущие затраты; - коммерческий кредит носит, в основном, краткосрочный характер, в то время как лизинг может быть только долгосрочной сделкой

19

1

2

3

Банков­ский кредит

- использова­ние заемных средств для достижения коммерческих целей

- выдача банковского кредита и его возврат осуществляются только в денежной форме, а при лизинге выдача производится в материальной форме, а возврат возможен в денежной, компен­сационной или смешанной формах; - оценка платежеспособности клиента при банковском кредите производится по результа­там работы за прошлый период, а при лизинге -по ожидаемым результатам от реализации про­екта; - непогашенная сумма долга учитывается как кредиторская задолженность, а лизинговые пла­тежи - как текущие затраты; - контроль при банковском кредите ведется только за своевременностью выполнения обяза­тельств по договору, а при лизинге - еще и за целевым использованием объекта лизинга

Аренда

- привлечение в свою деятель­ность чужих активов на платной основе

- в арендный период к арендатору переходит только право пользования арендованным имуще­ством, к лизингополучателю - право пользова­ния и обязанности собственника; - риск случайной гибели объекта и обязан­ность капитального ремонта при аренде лежит на арендодателе, а при лизинге, - в основном, на лизингополучателе; - величина арендных платежей определяется лишь взаимодействием спроса и предложения и может изменяться при изменении конъюнктуры, величина лизинговых платежей - сроком согла­шения и величиной платы за пользование заем­ными ресурсами на рынке капитала; - по общему правилу, при аренде за недостат­ки переданного пользователю имущества отве­чает арендодатель, при лизинге лизингополуча­тель самостоятельно осуществляет приемку объ­екта, адресуя все претензии непосредственно продавцу; - при арендных отношениях переход права собственности не предусмотрен, при финансо­вом лизинге существует опцион на приобретение по завершении срока договора; - объектом арендных отношений может быть имущество, которым уже владеет арендодатель, а при лизинге имущество специально приобрета­ется для передачи в пользование конкретному лизингополучателю;

20

1

2

3

- учет арендованных внеоборотных активов ведется только на балансе арендодателя в соста­ве собственных внеоборотных активов с соответ­ствующей отметкой их выбытия в инвентарной карточке по учету основных средств; учет вне­оборотных активов, являющихся объектом ли­зинга, может вестись как на балансе лизингода­теля (аналогично аренде), так и на балансе ли­зингополучателя в составе долгосрочно арен­дуемых внеоборотных активов; - величина арендных платежей может изме­няться с изменением рыночной конъюнктуры; лизинговые платежи могут изменяться лишь при изменении ставки рефинансирования

Поруче­ние

- выполнение действий одной стороной по поручению и в пользу другой стороны

- при поручении действия совершаются пове­ренным от имени поручителя и в его интересах, а при лизинге лизинговая компания приобретает объект лизинга от своего имени, а затем лизин­гополучатель принимает последний у продавца в исполнение своих интересов; - право собственности на результат действий поверенного при поручении переходит к поручи­телю, а при лизинге право собственности на объект лизинга может и не перейти к лизингопо­лучателю

При анализе результатов исследования, отраженных на ри­сунке 1.2 и в таблице 1.1, становится очевидным, что экономи­ческая сущность лизинговой сделки придает возникшим трех­сторонним партнерским взаимоотношениям новую качествен­ную характеристику, которая не может быть учтена сущест­вующими традиционными правовыми конструкциями. Таким образом, лизинговые отношения соответствуют принципиаль­но новому типу правоотношений, что определяет уникальные роль и место лизинга в экономике.

По мнению автора, для лизинга можно выделить свою миссию, отличную от миссий схожих правовых институтов. Миссия лизинга заключается в содействии функционированию конкурентного рынка при нехватке ресурсов и недоступности или неэффективности других форм финансирования путем привлечения имеющихся ограниченных ресурсов в точки эко­номического роста.

21

Рис. 1.3. Эволюция лизинговых отношений

Обобщение результатов анализа эволюции лизинговых от­ношений позволяет сформулировать свою концепцию и по­строить схему ее интерпретации (см. рис. 1.4).