logo
Формирование рынка лизинговых услуг - Левкович А

2.2. Опыт сша

Финансирование лизинговых операций по различным видам техники и оборудования всегда активно применялось в США. На протяжении всей современной истории развития лизинговой от­расли США удерживают лидирующие позиции по объему лизин­говых операций, с большим отрывом занимая первое место в мире по этому показателю. Для стран с переходной экономикой опыт США в лизинговой отрасли интересен с точки зрения путей даль­нейшего развития отечественного рынка, а также поиска новых эффективных схем осуществления лизинговых соглашений.

85

Корни лизинговых отношений в США можно проследить в развитии системы коммерческого кредита и начальных методах финансирования железнодорожного оборудования. На раннем этапе эволюции американский лизинг развивался в тесной связи с английским, следуя его опыту. Однако к концу 19 в. развитие американского рынка скорее опережало остальные страны, чем следовало чьему-либо опыту. В развитии лизинга до настоящего уровня, как отмечают английские исследователи Д. Сопер, Р. Манро и Е. Камерон [139], США на 20 лет опередили Велико­британию.

Настоящая революция в лизинговых отношениях произошла в Америке в начале 50-х гг., когда лизинг стали использовать в качестве маркетингового рычага для увеличения объема про­даж посредством предложения более привлекательной альтерна­тивы покупке за наличные. По лизингу сначала в небольших объемах, а затем массово начни; поставляться средства произ­водства: технологическое оборудование, машины, механизмы, суда, самолеты и т.д.

Первым акционерным обществом, для которого лизинговые операции стали основным видом деятельности, является создан­ная в 1952 г. в Сан-Франциско известная американская компания «United States Leasing Corporation». Основателем компании яв­ляется Генри Шонфелд. Первоначально он создал компанию только для одной конкретной сделки. Потом понял, что лизинго­вый бизнес может стать очень перспективным, и в результате на свет появилась «US Leasing Corporation». Лизинговые операции довольно быстро пересекли границы США, появился междуна­родный лизинг. Через несколько лет компания стала открывать свои филиалы в других странах (прежде всего в Канаде в 1959 г.). В дальнейшем компания стала именоваться «United States Leasing International».

Правительство США по достоинству оценило это явление: оно оперативно разработало и реализовало государственную программу его стимулирования. Лизинговые операции позволя­ли применять гибкие схемы платежей, осуществлять забалансо­вый метод учета имущества, кроме того, предусматривались предоставление инвестиционных налоговых льгот (до 10% но­вых инвестиций вычиталось из суммы налога) и возможность

86

ускоренной амортизации. Но, как отмечается в книге «Лизинг и коммерческий кредит» [89], право на налоговые льготы возни­кало только тогда, когда договор соответствовал правилам, ус­танавливаемым для аренды Управлением внутренних доходов министерства финансов США:

Эти обстоятельства способствовали быстрому развитию ли­зинга в США.

В 1976 г. Управление стандартизации и финансового учета издало постановление, в соответствии с которым с 1977 г. стали разграничивать «подлинный лизинг» и покупку с помощью ли­зинга. В постановлении были перечислены следующие пункты:

Если сделка отвечает хотя бы одному из условий, то имуще­ство учитывается на балансе лизингополучателя как актив с кор­респондирующим долговым обязательством в пассив («Обя­зательства по финансовому лизингу»). Если сделка не соответ­ствует ни одному из вышеупомянутых условий, то имущество учитывается в приложении к балансу лизингополучателя.

С 1986 г. климат для лизинга на налоговой основе изменил­ся, т.к. правительство США увидело в нем «субсидию на благо

87

другого государства» (т.н. экспорт налоговых льгот). Налоговые льготы, введенные в 1960-70-х гг. в период высокой инфляции, больше не рассматривались как эффективный инструмент сти­мулирования капиталовложений в более стабильной экономиче­ской обстановке 1980-х гг. Реформа налоговой системы в США сократила доступность налоговых льгот через отмену налоговой инвестиционной льготы и изменение профиля амортизации.

Таким образом, значительно снизилась экономическая вы­года лизинга, но тем не менее его развитие не остановилось, т.к. погашение лизинговых сделок все-таки обладает большей гиб­костью, чем, например, погашение обычных ссуд, многие лизин­говые компании лучше знают оборудование, чем другие креди­торы, к тому же сохранились некоторые налоговые льготы.

В 1981г. в США был принят Закон о реформе системы нало­гообложения. В нем указывались критерии отнесения сделок к лизинговым. В 1982 г. в Законе о налогообложении появился термин «финансовый лизинг». В настоящее время для того, что­бы сделка удовлетворяла условиям финансового лизинга, она должна обладать следующими характеристиками:

В последнее время растет значение соглашений возвратного лизинга (нефтяные танкеры, железнодорожные контейнеры, компьютеры, самолеты), оперативного лизинга (транспорт, пе­чатное оборудование). Особенно наглядно просматривается рост

88

оперативного лизинга без наличия особых налоговых льгот в авиации. Мировой рынок оперативного лизинга самолетов вы­рос практически от нулевой отметки в 1982 г. до 10% всего ны­нешнего лизингового рынка.

Лизинг в США является основным инвестиционным инст­рументом, на долю которого на протяжении последних 10 лет приходится около 30% инвестиций в оборудование (см. рис. 2.8).

В 2001 г. объем лизинговых операций в США составил 216 млрд. USD, что явилось падением на 12,6% по сравнению с предыдущим годом вследствие сентябрьского кризиса. Однако на протяжении 90-х гг. зафиксирован постоянный рост со сред­ним темпом прироста 7,5%. На долю США в эти годы приходи­лось около 95% североамериканского лизингового рынка, или 45-50% общего объема мирового лизинга.

Как отмечает в своей монографии В.Д. Газман [30], «по-видимому, этот темп будет сохраняться благодаря расширению сервисных услуг и активному продвижению на рынки разви­вающихся стран».

Английские исследователи Д. Сопер, Р. Манро и Е. Камерон [139] указывают, что структура лизингового рынка США обла­дает некоторыми принципиальными отличиями от многих евро­пейских стран.

89

В силу законодательных ограничений отдельных видов фи­нансового сервиса и специфических типов финансовых институ­тов американские лизинговые компании развивались независимо от банковского сектора экономики. В качестве примера данного утверждения можно привести уже упоминавшуюся «US Leasing International Inc.», которая и ныне остается одной из крупнейших американских лизинговых компаний со значительным участием в международном лизинге, а также тот факт, что в ведущей шес­терке американских лизинговых компаний нет ни одной банков­ской (см. табл. 2.9).

Таблица 2.9 Американские лизинговые топ-компании, млн. USD

Позиция в миро­вом рей­тинге

Наименование компании

Общий объем портфеля (на начало 1995 г.)

Стоимость новых лизинго­вых договоров (в 1994 г.)

1

GE Capital Corp. (GECC)

41 300

16 800

7

General Motors Auto Corp. (GMAC)

13 631

10 363

10

AT&T Capital Corp.

7 661

4 250

14

IBM Credit Corp.

5 300

2 800

15

US Leasing Capital

5 300

2 145

16

Mercedes Benz Credit Corp.

5 300

1 876

19

Caterpillar Financial Services

4511

2 183

28

Comdisko Inc.

3 840

1 582

29

CIT group

3 694

1040

34

Rank Xerox Leasing Group

3 100

1 200

37

Hewlett Packard

2 500

1500

48

Citicorp

1 500

800

Основными лизингодателями в США являются филиалыпромышленных компаний, функционирующие как независимые лизинговые фирмы. Хорошо известный пример - «General Elec­tric Credit Corporation» полностью принадлежит компании «Gen­eral Electric Inc.», мировому лидеру в производстве двигателей самолетов. Тем не менее деятельность «GECC» не связана с ли­зингом продукции своей родительской компании, а компания известна как главный лизингодатель оборудования, финанси­рующий широкий спектр капитальных активов для лизингопо­лучателей промышленного и коммерческого сектора. Такие спе-

90

анализированные лизингодатели включают в свой состав сеть региональных лизинговых фирм (например, уже упоминавшиеся «US Leasing» и «GECC»). Они финансируются из различных ис­точников, среди которых самым значительным являются ком­мерческие банки.

Непосредственные производители оборудования, такие все­мирно известные компании, как «General Electric», ЮМ, «Ge­neral Motors», «AT&T Capital Corp.», «Rank Xerox», «Caterpillar», «Hewlett Packard» и др., хорошо осознав преимущества лизинга, стали создавать дочерние лизинговые предприятия. В середине 90-х гг. общие объемы портфелей лизинговых заказов у этих компаний колебались от 2,5 до 41,3 млрд. USD, а годовые объе­мы нового лизингового бизнеса - от 1,2 до 16,8 млрд. USD.

Тем не менее заметную роль на лизинговом рынке США играет финансовый сектор. Вовлеченные сюда компании можно классифицировать следующим образом: основные «финансовые центры» - коммерческие банки, основанные в крупных городах, каждый из которых предлагает полный набор лизинговых услуг по всей стране; малые региональные банки, функционирующие более избирательно в условиях месторасположения; компании по страхованию жизни, специализирующиеся на лизинге доро­гостоящих активов. Большинство таких финансовых компаний работают посредством специализированных лизинговых дочер­них структур внутри финансовых групп, хотя некоторые банки непосредственно занимаются лизинговой деятельностью с по­мощью отделов лизинга внутри банковских компаний.

Банковские холдинговые компании имеют право осуществ­лять лизинг движимого и недвижимого имущества. Однако их деятельность ограничена сферой, где лизинг является функцио­нальным эквивалентом предоставления кредита (т.е. лизинг должен иметь неуправленческую основу - без оказания допол­нительных услуг). Например, при автомобильном лизинге фили­ал банковской холдинговой компании не может предлагать ус­луги, ремонт или поддержание технического состояния транс­портного средства. Банковская холдинговая компания должна вести лизинговую деятельность на основе полной выплаты, так­же она должна возместить инвестиционные расходы и расходы по финансированию.

91

Закон о равной конкуренции в банковском деле (1981 г.) предусматривает право «сберегательных институтов» (местных сберегательных банков, сберегательных и займовых ассоциаций) инвестировать до 10% активов в лизинговые договоры на чисто лизинговой основе без ограничения величины остаточной стои­мости. Сберегательные банки имеют право осуществлять только лизинг движимого имущества.

Еще одна существенная категория лизингодателей США включает в себя кэптивные лизинговые компании, принадлежа­щие производителям капитальных активов и предлагающие ли­зинг или ссуду для клиентов материнской компании. Отличи­тельной чертой их капитальной структуры является то, что фи­нансовые дочерние структуры не могут сливаться с материн­скими компаниями с целью ведения единого баланса. Таким об­разом, при осуществлении лизинговой деятельности на основе кредитов сумма их долга не вносится на баланс материнской компании.

Отличительной чертой американского лизинга является присутствие на рынке частных лизингодателей, которые могут сдавать в лизинг капитальные активы корпоративным лизинго­получателям, создавая в этих целях ограниченные партнерства. Их деятельность возможна благодаря использованию как частны­ми налогоплательщиками преимуществ «налогового щита» при инвестировании собственных доходов в капитальные активы.

В США функционирует 15 различных ассоциаций, объеди­няющих участников лизингового рынка.

На рынке лизинговых услуг компании США являются наи­более заметными и крупными. В таблице 2.9 приводятся данные по 12 компаниям, входящим в состав 50 крупнейших лизинго­вых компаний мира. Стоимость совокупного лизингового порт­феля этих компаний достигла 97,637 млрд. USD, а величина ли­зинговых договоров, заключенных в течение года, составила 46,323 млрд. USD. Данный показатель означает, что эти компа­нии держали порядка 30% американского и 13% мирового ли­зингового рынков.

92