4.2. Классификация операторов и модель рынка лизинговых услуг
Для существования рынка лизинговых услуг необходим ряд субъектов хозяйствования, которые решают специфические задачи по обеспечению нормальной реализации лизинговых проектов.
С точки зрения выполняемых функций при осуществлении лизинговых отношений участников рынка лизинговых услуг можно условно разделить на следующие группы: лизингополучатель, лизингодатель, производитель объекта лизинга, кредитор, страховщик, посредник и государство. На рисунке 4.6 представлена классификация участников рынка лизинговых услуг с перечислением функций, выполняемых ими в процессе хозяйственной деятельности, связанной с лизинговыми отношениями.
Практически все субъекты лизинговых отношений, представленные на рисунке 4.6, только одной гранью своей хозяйственной деятельности пересекаются с функционированием рынка лизинговых услуг, и лишь лизингодатели и посредники, профессионально занимающиеся лизинговой деятельностью, в полном объеме функционируют в плоскости миссии лизинга и являются операторами рынка лизинговых услуг.
В совокупности они реализуют миссию лизинга в экономике. Однако каждый конкретный оператор рынка лизинговых услуг выполняет свою частную миссию и имеет отличительные особенности, что придает ему индивидуальность. Для лучшего изучения указанных особенностей и получения общей информации о структуре рынка лизинговых услуг попытаемся проклассифицировать по ряду признаков всех возможных операторов рынка лизинговых услуг.
Анализируя классификацию операторов рынка лизинговых услуг, по представлению автора, целесообразно выделить четыре классификационных основания: по инициаторам создания, по концентрации предоставляемых услуг, по специализации предоставляемых услуг и по организационно-правовым формам.
286
Рис. 4.6. Функции участников рынка лизинговых услуг
287
По организационно-правовым формам нам представляется необходимым выделить следующие группы операторов: структурное подразделение, дочерняя структура, самостоятельный субъект хозяйствования, финансовая группа и лизинговый холдинг. Об особенностях работы на рынке, предназначении и конкурентоспособности каждого из перечисленных видов операторов было указано в разделе 1.4 настоящего исследования.
Для целей настоящего исследования классификация операторов рынка лизинговых услуг по данному основанию не представляет интереса, поэтому в дальнейшем использоваться не будет.
По инициаторам создания операторов лизингового рынка зарубежные авторы выделяют три основных вида лизингодателей: «кэптивные» компании, дочерние структуры банков и независимые лизинговые компании [87, 125, 132, 139]. Белорусский союз лизингодателей, а также Л. Прилуцкий [106, с. 43-44] придерживаются такой же точки зрения. Заместитель председателя Комиссии при Министерстве экономики России по лицензированию лизинговой деятельности в Российской Федерации В.В. Дементьев [43, с. 59] по типу учредителей выделяет пять типов лизинговых компаний, созданных: банками, местной администрацией, иностранными инвесторами, физическими лицами, юридическими лицами или юридическими и физическими лицами. Российский исследователь А.Л. Смирнов [112, с. 69-71] выделяет четыре основные группы лизингодателей: отделения промышленных и торговых компаний, дочерние лизинговые компании банков, независимые арендодатели и прочие арендодатели. Такая точка зрения представляется нам наиболее верной.
Однако, с точки зрения реализации миссии лизинга в экономике, представляется необходимым уточнить классификацию А.Л. Смирнова и выделить пять видов лизингодателей по инициаторам создания: дочерние структуры банков и финансовых институтов, «кэптивные», независимые, государственные и иностранные лизинговые компании.
Дочерние структуры банков и финансовых институтов в большинстве случаев создаются с целью предоставления дополнительной услуги клиентам материнского банка, а также для снижения финансовых рисков банка по кредитной дея-
288
тельности. В качестве примера этих структур можно привести следующие отечественные компании: «Приорлизинг» при Приорбанке, «Белинтерфинанс» при Внешэкономбанке, «Бел-бизнеслизинг» при Белинвестбанке, а также «Промстройин-вест» при Промстройбанке.
Целью учреждения «кэптивных» компаний является содействие сбыту, т.е. создание нового эффективного канала сбыта продукции для производителя объектов лизинга. Примером таких структур в нашей республике служат следующие лизинговые компании: «МАЗКонтрактЛизинг», сдающая в лизинг технику «МАЗ» (г. Минск), «Трансмашлизинг», организованная при заводе «Трансмаш» (г. Могилев), а также «Беларус-тракторлизинг», созданная для продвижения продукции «МТЗ» (г. Минск).
Основным мотивом функционирования независимых компаний служит возможность получения более высокого уровня рентабельности по сравнению с другими отраслями. Самостоятельно лизинговой деятельностью в нашей республике сегодня занимаются следующие компании: ООО «Белсинтезлизинг» (г. Минск), ООО «Агентство лизинговых операций» (г. Минск), АПК «Лизинг-Сервис» (г. Витебск), ООО «Солли» (г. Со-лигорск), ОДО «Эффектлига» (г. Минск), ООО «Домарк» (г. Минск) и т.д.
Государственные компании создаются с целью осуществления государственных социальных и экономических программ. Так, например, для осуществления программы технического переоснащения предприятий - производителей сельскохозяйственной продукции Минской области создана компания ОАО «Промагролизинг» (с 75,5% акций, принадлежащих Минскому облисполкому). Переоснащением отечественных сельскохозяйственных предприятий занимается также республиканское объединение «Белагроснаб».
Основными целями работы иностранных компаний являются продвижение достижений научно-технического прогресса и поднятие технологии в стране до мирового уровня, возможность использования передовых изобретений и разработок. Такое условие необходимо для расширения рынка сбыта крупнейших мировых производителей. В Республике Беларусь операторы такого типа не представлены.
289
19. Зак.2127
По концентрации предоставляемых услуг (или объему портфеля заказов) специалисты комитета по статистике Российской Ассоциации лизинговых компаний «Рослизинг» выделяют следующие виды операторов лизингового рынка: компании с объемом портфеля до 1 млн. USD, от 1 до 10 млн. USD, от 10 до 50 млн. USD, свыше 50 млн. USD [57, с. 30]. Такой подход представляется достаточно обоснованным, однако отражает специфику российского рынка лизинговых услуг. Например, компания с объемом портфеля от 10 до 50 млн. USD, которая является достаточно крупной в условиях российской экономики, относилась бы к разряду средних (или даже мелких) в экономических условиях и при уровне развития финансового рынка США.
В общем случае, как нам представляется, по данному основанию следует различать три группы операторов рынка лизинговых услуг: мелкие, средние и крупные, что применимо к условиям любого экономического региона. Конкретное значение интервалов величины лизингового портфеля предприятий для определения классификационных групп зависит от уровня развития лизинговой отрасли и экономики в целом в конкретной стране (или регионе).
Каждое предприятие, входящее в ту или иную группу, занимает свою нишу на рынке и обслуживает специфическую клиентуру. Так, мелкие компании предназначены для обслуживания предприятий малого и среднего бизнеса с относительно небольшой стоимостью проектов. Средние компании предназначены для осуществления и обслуживания единичных крупных проектов для корпоративных клиентов или кредитных линий и специализированных проектов (например, проект помощи малому бизнесу, осуществляемый Московской лизинговой компанией; кредитная линия для поставки подъемных кранов строительным организациям Москвы, обслуживаемая компанией «Ликострой»; проект реализации техники МАЗ, реализуемый ЗАО «МАЗКонтрактЛизинг», и т.п.). Крупные компании предназначены для аккумулирования инвестиционного портфеля и достижения достаточной диверсификации, чтобы иметь возможность реализации венчурных проектов и продвижения отечественной продукции на мировом рынке посредством международного лизинга.
290
Анализируя операторов рынка лизинговых услуг с позиции специализации, обратимся к схеме, представленной на рисунке 4.7.
Рис. 4.7. Классификация операторов рынка лизинговых услуг по специализации
При классификации лизинговых компаний по специализации предоставляемых услуг на базе проведенного анализа литературы представляется возможным выделить четыре уровня классификационных признаков, расставленных в порядке углубления специализации: по территориальному признаку, по значимости лизинговых операций в деятельности субъекта хозяйствования, по номенклатуре предоставляемых услуг и объектов лизинга, а также по направлениям специализации.
291
На первом уровне выделяются лизинговые компании, функционирующие на внутреннем и внешнем рынках. Компании, работающие на внешнем рынке, обычно представляют собой транснациональные корпорации, основной целью которых является продвижение достижений НТП во всех странах для удержания международного рынка в неизменном состоянии. В большинстве случаев такие компании являются «кэптивны-ми» при крупнейших мировых производителях (в основном, автоконцернов и производителей офисной техники). Основной целью компаний внутреннего рынка является удовлетворение спроса отечественных потребителей лизинговых услуг.
На втором уровне классификации выделяют профессиональных, непрофессиональных и временных операторов рынка лизинговых услуг.
К непрофессиональным операторам относятся те операторы, для которых лизинговые операции не являются основным видом деятельности. Такие предприятия прибегают к лизингу для решения временных целей по сбыту продукции или привлечению клиентов. В качестве примера операторов такого типа можно привести коммерческие банки, самостоятельно осуществляющие лизинговые операции. В Республике Беларусь самостоятельно проводят лизинговые операции Белинвест-банк, Беларусбанк, Белгазпромбанк и т.д.
К профессиональным операторам относятся субъекты хозяйствования, основным видом деятельности которых является проведение лизинговых операций.
Временные лизинговые компании — это компании, созданные для обслуживания одной лизинговой сделки. Такие компании учреждаются (в основном как акционерные общества) для осуществления дорогостоящих лизинговых проектов с участием нескольких компаний поставщиков, лизингодателей и с привлечением кредитных средств у ряда банков, а также со страхованием лизингового имущества и с возвратом лизинговых платежей с помощью страховых пулов (т.н. сделки по «ле-веридж»-лизингу). В обязанности временной компании входит исполнение функций поверенного лизингодателей, обслуживание платежей, расчет с кредиторами и распределение прибыли от проекта между заинтересованными сторонами.
292
Следует отметить, что операторами внутреннего рынка могут являться все виды компаний второго уровня классификации, а на внешнем рынке функционируют, в основном, профессиональные или временные операторы.
На третьем уровне классификации существуют два основания для разделения компаний по видам - по номенклатуре предоставляемых услуг и по номенклатуре объектов лизинга.
По номенклатуре объектов лизинга представляется целесообразным выделить универсальные и специализированные лизинговые компании. Первые не ограничивают свою деятельность какой-либо одной отраслью или предлагаемым товаром. Проявление этого ограничения у специализированных компаний предопределяет выделение четвертого уровня классификации по специализации предлагаемых услуг. Так, специализированные компании, по мнению автора, делятся на специализированные по видам сдаваемых в лизинг объектов (это, в основном, «кэптивные» компании, предлагающие в лизинг товар одного вида или класса), по отраслевой принадлежности (компании, обслуживающие клиентов какой-либо одной отрасли) и обслуживающие клиентов материнской компании (это, в основном, дочерние банковские структуры). Следует отметить, что отечественный рынок не достиг еще того уровня рвзвития, когда выделяются компании по отраслевой принадлежности. Примером такой структуры в России служит компания ОАО ЛК «Ликострой», учрежденная для перевооружения компаний строительного комплекса Москвы.
Российский исследователь Е.В. Кабатова [51, с. 30-32], ссылаясь на классификацию США, выделяет два вида компаний в зависимости от номенклатуры предоставляемых услуг: сервисные и финансовые, но также упоминает о существовании лизинговых брокеров. А.Л. Смирнов [112, с. 70-71] выделяет два типа компаний по данному основанию: финансовые и специализированные (аналог сервисным из классификации Е.В. Кабатовой).
По мнению автора, данное основание должно содержать три вида операторов: сервисные, финансовые компании и лизинговые брокеры.
Сервисные лизинговые компании, передавая оборудование во временное пользование, берут на себя все обязанности (или
293
их часть), связанные с обслуживанием, ремонтом, страхованием оборудования, контролируют оплату налогов, ведение бухгалтерских книг, консультируют пользователя в отношении эксплуатации оборудования. Финансовые лизинговые компании эти обязательства на себя не принимают, а осуществляют только финансирование сделки.
В странах, где рынок лизинговых услуг достиг высокого уровня развития, действуют лизинговые брокерские компании, основной функцией которых является сведение пользователя, желающего взять во временное пользование то или иное оборудование, изготовителя или оптовую фирму и банк, который может финансировать эту сделку. Лизинговый брокер не является участником отношений по лизингу, он лишь осуществляет посреднические функции и получает комиссионное вознаграждение. Лизинговые брокеры в некоторых случаях действуют как агенты по сбыту в интересах изготовителей оборудования, от которых они получают комиссионное вознаграждение; в других случаях пользователи выплачивают брокеру комиссионное вознаграждение после организации лизинга на выгодных для них условиях и подписания контракта между последним и финансовой компанией. Как правило, брокер не несет материальной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора одной из сторон [51, с. 30-32].
Следует отметить, что современная стадия развития отечественного рынка лизинговых услуг определяет функционирование только финансовых лизинговых компаний.
Для дальнейшего анализа рынка лизинговых услуг при рассмотрении классификации операторов по специализации будем принимать во внимание их деление на финансовые, сервисные компании и лизинговые брокеры как определяющее и соответствующее экономической теории.
Таким образом, проведенный анализ литературных источников позволяет впервые разработать полную классификацию операторов рынка лизинговых услуг (см. рис. 4.8).
Объем потребностей в лизинговых услугах и структуру спроса на них можно наглядно представить с помощью пространственной модели (см. рис. 4.9).
294
Рис. 4.8. Классификация операторов рынка лизинговых услуг
Модель представляет собой куб, объем которого характеризует объем лизинговых услуг в стоимостном выражении. На осях куба отражено деление операторов рынка лизинговых услуг в соответствии с различными классификационными основаниями (отраженными на рис. 4.8 в разработанной нами классификации операторов рынка лизинговых услуг). Величины всех граней куба равны между собой, т.к. являются интерпретацией количества операторов рынка, которое не зависит от классификационного основания.
295
Рис. 4.9. Аналоговая модель структуры рынка лизинговых услуг
На оси Y куба отложено количество операторов рынка лизинговых услуг по видам учредителей. Выделены следующие виды операторов:- «кэптивные» компании; - дочерниеструктуры банков и финансовых компаний;-государственные компании;- иностранные компании;- независимыекомпании. Деление операторов по данному признаку производится по основным функциям, выполняемым операторами, а не по виду учредителей. Например, если компания имеет учредителей - нерезидентов данного экономического региона, но выполняет функции независимой лизинговой компании, то для целей данного деления она должна быть отнесена к сегменту независимых операторов рынка лизинговых услуг.
На оси X куба отражено деление операторов лизингового рынка по концентрации капитала. Выделены следующие виды операторов:- крупные компании;- средние компании; - мелкие компании. Размер лизингового портфеля предприятий, входящих в ту или иную группу, зависит от уровня раз-
296
вития лизинговой отрасли и экономики в целом в конкретном экономическом регионе.
На оси Z куба показано деление операторов лизингового рынка по специализации предлагаемых услуг. Выделены следующие виды операторов: Z - сервисные лизинговые компании (технологическая специализация); Z - финансовые лизинговые компании (подетальная специализация); Z3 - лизинговые брокеры (предметная специализация). Деление операторов по данному признаку производится по доле вида специализации в лизинговом портфеле оператора:
в случае, когда один из видов специализации является приоритетным, оператор относится к сегменту рынка данного вида специализации;
в случае, когда доля операций по нескольким видам специа лизации сопоставима, деятельность оператора рассматрива ется отдельно на нескольких сегментах рынка, а объемы опе- раций и деление по остальным основаниям производятся по каждому виду специализации независимо друг от друга.
Каждая компания, функционирующая на рынке, может быть включена в отдельный сегмент аналоговой модели, расположенный, в соответствии с видом учредителей, на соответствующем уровне оси Y, со специализацией по видам услуг на соответствующем уровне оси Z и с концентрацией капитала на соответствующем уровне оси X.
Для иллюстрации на рисунке 4.9 выделена крупная государственная финансовая лизинговая компания. Подчеркнем, что данная компания относится к классу государственных структур в классификации по видам учредителей. Подобные организации создаются с целью реализации государственных социальных программ по переоснащению технической базы отечественных предприятий. На представленной модели государственный характер компании отражен горизонтальным пластом Y3. По концентрации капитала данная компания входит в класс крупных компаний. Предназначением этих операторов рынка является проведение крупных проектов и обслуживание большого числа клиентов при минимизации издержек по оформлению договоров (открытие лизинговых линий). На представленной модели операторы данного вида отражены вертикальным пластом Х\. На пересечении необходимых пла-
297
стов образуется горизонтальный столбецдающий графи-
ческую интерпретацию крупным государственным лизинговым компаниям, основным предназначением которых является предоставление лизинговых линий и обслуживание корпоративных клиентов по социально-значимым проектам. Наконец, компания представляет группу финансовых лизинговых компаний по специализации предоставляемых услуг, основным предназначением которых является аккумулирование финансовых ресурсов для осуществления лизинговых проектов без предоставления дополнительных услуг. На представленной модели операторы данного вида отражены вертикальным пластомна пересечении которого с полученным ранее горизонтальнымстолбцомобразуется сегменткоторый и является
графической интерпретацией искомого сегмента рынка.
Сегментв целом характеризует частную миссию
рассматриваемой лизинговой компании: «Компания предназначена для аккумулирования финансовых ресурсов с целью предоставления лизинговых линий и обслуживания корпоративных клиентов по социально-значимым проектам без предоставления дополнительных услуг».
Выводы. Проанализированная в данном разделе классификация операторов рынка лизинговых услуг дает представление о структуре рынка, его сегментах и позволяет построить аналоговую модель рынка лизинговых услуг, которая, в свою очередь, дает возможность определить частные миссии всех операторов рынка лизинговых услуг.
Определение частных миссий лизинговых компаний позволит выйти на оптимальную структуру рынка лизинговых услуг в зависимости от текущих экономических параметров региона.
- Предисловие
- Введение
- Глава 1
- 1.1. Эволюция лизинговых отношений и место лизинга в экономике
- 1.2. Этапы реализации лизингового соглашения
- 1.3. Виды лизинга
- 1.4. Эволюция организационных форм управления лизинговым процессом
- Глава 2
- 2.1. Анализ тенденций на рынке лизинговых услуг
- 2.2. Опыт сша
- 2.3. Опыт Японии
- 2.4. Опыт Германии
- 2.5. Опыт Соединенного Королевства
- 2.6. Опыт Чехии
- 2.7. Практика лизинговых отношений в Российской Федерации
- 2.8. Практика лизинговой деятельности в Республике Беларусь
- 2.8.1. История развития лизинга в Республике Беларусь
- 2.8.2. Деятельность 00 «Белорусский союз лизингодателей»
- 2.8.3. Влияние экономической ситуации в Республике Беларусь на развитие лизинговых отношений
- Глэва 3
- 3.1. Виды лизинговых платежей
- 3.2. Анализ структуры лизинговых платежей. Погашение основной суммы долга равными частями
- 3.2.1. Погашение балансовой стоимости объекта лизинга
- 3.2.2. Плата лизингодателю за предоставленную услугу
- 3.2.3. Стоимость финансовых ресурсов
- 3.2.4. Маржа лизинговой компании
- 3.2.5. Страховые платежи
- 3.2.6. Дополнительные расходы
- 3.2.7. Налог на добавленную стоимость
- 3.3. Анализ структуры лизинговых платежей. Регулярные платежи с постоянной величиной
- 3.4. Методика сравнительного анализа схем финансирования инвестиций
- 3.4.1. Описание методики
- 3.4.2. Определение возможных альтернатив
- 3.4.3. Расчет потоков затрат при различных схемах финансирования инвестиций
- 3.4.4. Налоговый щит и его влияние на принятие управленческих решений
- 3.4.5. Расчет налогового щита при покупке
- 3.4.6. Расчет налогового щита при лизинге
- 3.4.7. Расчет налогового щита при банковском кредите
- 3.4.8. Анализ возможностей субъекта хозяйствования при использовании налогового щита
- 3.4.9. Понятие временной стоимости денег
- 3.4.10. Расчет текущей стоимости каждой схемы привлечения инвестиций
- 3.4.11. Качественный анализ
- 3.4.12. Обработка полученных результатов
- 3.5. Сферы эффективного использования лизинга
- Глава 4
- 4.1. Общие ограничения рынка лизинговых услуг
- 4.2. Классификация операторов и модель рынка лизинговых услуг
- 4.3. Методология формирования рынка лизинговых услуг
- 4.4. Экономико-математическая модель сбалансированного рынка лизинговых услуг
- Глава 1. Теоретические аспекты и миссия лизинга
- Глава 2. Особенности развития лизинга в некоторых
- Глава 3. Инвестиционный аспект лизинговых
- Глава 4. Управление рынком лизинговых услуг 267
- 113152, Г. Москва, Загородное шоссе, д. 5, корп. 1.