logo
Формирование рынка лизинговых услуг - Левкович А

2.4. Опыт Германии

В 1997 г. доля Германии в мировом объеме производства составляла 5%, а в мировом экспорте - 12%.

Первой в Германии была учреждена в 1962 г. лизинговая компания Locfllease Mietfinanzierung GmbH с уставным капита­лом в 1 млн. DM. Головной офис этой компании находится не­далеко от Дюссельдорфа. Необходимо отметить, что в герман­скую ассоциацию лизинговых компаний входят компании, обра­зованные и до 1962 г. Однако ранее они не занимались проведе­нием лизинговых операций.

В Германии лизинг не регламентируется отдельным зако­ном, все правовые условия лизинговой деятельности создаются судебной практикой и постановлением налоговых служб. Реше­ние Федерального Финансового Суда от 26 января 1970 г. явля­ется основанием для всех других инструкций по лизингу в Гер­мании.

Инструкции, касающиеся лизинга, - это не законодательные акты, а административные правила, которые обязательны для финансовых властей. Инструкция, касающаяся лизинга с полной выплатой, состоит из Декрета по движимым активам от 19 апре­ля 1971 г. и Декрета по недвижимости от 21 марта 1972 г. Декрет от 22 декабря 1975 г. касается договора с неполной выплатой и обычно применяется только к движимым активам. Договор ли­зинга недвижимости с неполной выплатой заключается в соот­ветствии с декретом от 23 декабря 1991 г.

Определенное воздействие на деятельность германских ли­зинговых компаний оказывают региональные нормативные акты

98

по лизингу, которые приняты, к примеру, в землях Саксония и Гессен.

Германское гражданское уложение (ГГУ) не дает определе­ния лизинговым контрактам, они, согласно ст. 535 ГГУ, регули­руются как договоры аренды. Согласно этому закону, арендатор имеет.право на использование актива за арендную плату. Это подтверждено несколькими решениями Верховного суда. Кроме этого, применяются положения закона об общих условиях ком­мерческой деятельности и закона о потребительском кредите. Вообще, в Германии не существует ограничений на тип актива, который может быть сдан в лизинг, хотя специальные требова­ния регистрации применяются к лизингу программного обеспе­чения.

По немецкому законодательству, объект лизинга должен числиться на балансе лизингодателя, т.к. в ином случае контракт классифицируется как кредитная сделка, что ставит под сомнение законный статус лизингодателя как собственника. Кроме того, согласно законодательству о несостоятельности (банкротстве), определение лизингового контракта как кредитной сделки может понизить юридический статус лизингодателя как кредитора.

В Германии обращают внимание на то, что до последнего времени в законодательстве существовали нормы, согласно ко­торым после требования процедуры признания неплатежеспо­собности лизингополучателя он мог решать, будет ли контракт завершен. В германском законодательстве с 1 января 1999 г. су­ществует норма, в соответствии с которой в случае если лизин­гополучатель оказывается несостоятельным, лизингодатель име­ет преимущественное право перед другими кредиторами как собственник сдаваемых в лизинг активов.

Германия является крупнейшей в Европе страной по разви­тию рынка лизинговых услуг, по валовому объему лизинговых операций занимая первое место в Европе и третье в мире. Так, в 2001 г. объем лизинговых операций достиг 46,3 млрд. EURO, a доля Германии в общеевропейском объеме всех лизинговых опе­раций составила 24% (что, однако, явилось снижением с 31,3% в 1996 г.). Снижение доли на европейском рынке объясняется тем, что темповые характеристики в ведущих европейских странах были достаточно высоки, а также существенно расширилась

99

7*

география европейского лизингового рынка - на карте появился ряд новых стран с немалыми объемами предоставляемых лизин­говых услуг. В общемировом объеме лизинга доля Германии в

2000 г. составляла более 6%.

На протяжении последних 14 лет (с 1988 по 2001 г.) доля лизинга в общем объеме инвестиций колеблется в районе 15-17% (16,7% в 2001 г.). Следует отметить, что в 1996-1998 гг. на­блюдался подъем до 19,7% (в 1998 г.), после чего произошел возврат к прежнему уровню.

Лизинговый сектор промышленности Германии представ­ляют около 1300 компаний, 215 из них, входящие в Федераль­ную ассоциацию лизинговых компаний Германии, составляют основную долю рынка. По количеству лизинговых компаний, входящих в составы национальных ассоциаций, Германия в

2001 г. заняла первое место, опередив Францию и Чехию. Лизинговые компании Германии в соответствии с их стату­ сом могут быть разделены на три основные категории:

Наибольшее количество компаний имеют статус независи­мых (67,4% в 2001 г.). Рост их числа произошел за счет вхожде­ния в ассоциацию большого количества мелких компаний. Для сравнения, в 1997 г. наибольшее представительство на рынке имели дочерние компании банков (48% от общего числа), а так­же кэптивные компании (40%).

Иногда на Западе лизинг называют формой, альтернативной продажам. В Германии хорошо понимают, что лизинг является не столько альтернативной, сколько одной из наиболее эффек­тивных форм реализации оборудования, техники, недвижимо­сти. Статистика свидетельствует, что в течение последних не­скольких лет передаваемое в лизинг его непосредственными производителями имущество ежегодно увеличивается в среднем на 6% [111].

Три года подряд (в 1995-1997 гг.) в годовых отчетах LEASEUROPE отмечалось, что рост лизинговых инвестиций в

100

Германии был больше, чем рост инвестиций в целом в экономи­ку страны. Причем в эти годы происходил рыночный подъем в экономике. В частности, реальный валовой внутренний продукт в 1996 г. вырос на 1,4, а в 1997 г.- на 2,2%. Объективности ради необходимо указать, что в эти годы в Германии возникали про­блемы с лизингом недвижимости, так как кризисные явления захватили строительный сектор. Только возрастающее число проектов предотвратило ухудшение ситуации.

Следует отметить, что немецкий рынок лизинговых услуг является самым конкурентным среди всех стран - членов Leaseurope, индекс Херфиндаля-Хиршмана для него составляет около 300. В то же время разрыв между лидерами рынка и мел­кими операторами достигает 39 раз, что свидетельствует о силь­ном влиянии на лизинговый рынок нескольких лидирующих компаний. Так, 2,3% компаний контролируют первых 25% рын­ка, а 9,3% компаний - первых 75% рынка.

Ряд немецких лизинговых компаний входит в сотню круп­нейших лизингодателей мира (см. табл. 2.11). Ежегодно заклю­чаемые лизинговые сделки некоторых из них превышают 3 млрд. USD.

Таблица 2.11 Список крупнейших немецких лизинговых компаний

По заключенным в 1995 г. сделкам (в млн. USD)

По размерам лизингового портфеля на конец 1995 г. (в млн. USD)

KG Allgemeine Leasing

3 150

KG Allgemeine Leasing

21 000

GEFA Leasing

3 148

GEFA Leasing

5 289

Deutsche Leasing

1900

VR Leasing

3 927

VR Leasing

1 300

Deutsche Leasing

3 378

ALD Autoleasing

1 163

ALD Autoleasing

1409

GVD Leasing

952

Sudleasing

1380

Анализ показал, что более чем у половины компаний устав­ный капитал составляет от 1 до 10 млн. DM и более чем у 30% -свыше 10 млн. DM. Такой капитал позволяет привлечь для ли­зинговых операций кредитные средства в размере сотен мил­лионов марок. Первоначальный уставный капитал «KG Allge­meine Leasing» равнялся 40 млн. DM, а объем портфеля лизинго­вых контрактов этой компании составляет 33,6 млрд. DM [111].

101

Более 90% германских лизинговых компаний зарегистриро­вано в форме обществ с ограниченной ответственностью (GmbH). Эта форма наиболее распространенная и удобная для малых и средних предприятий. Процедура учреждения такого общества значительно проще, чем акционерного, и в то же время в GmbH сохранены его основные достоинства. Одновременно GmbH использует некоторое преимущество полного и комман­дитного товарищества (так, GmbH не обязано публиковать отче­ты). Минимальный размер уставного капитала для GmbH со­ставляет 50 тыс. марок [111].

Конкуренция среди лизинговых компаний Германии в по­следние несколько лет была очень динамичной, следствием чего стало некоторое сокращение прибылей компаний. Вместе с тем конкуренция повлияла и на расширение различных видов серви­са, предоставляемого лизинговыми компаниями.

Из общего объема лизинговых инвестиций в 2001 г. 81% приходился на лизинг движимого имущества и, соответственно, 19% - на лизинг недвижимости. Рассмотрим с помощью табли­цы 2.12 динамику структуры немецкого лизингового бизнеса.

Таблица 2.12 Лизинговый бизнес в Германии (в млн. ЭКЮ/евро)

1991

1994

1997

2001

Лизинг оборудования, всего

15 361

19 223

24 693

37 500

в том числе:

- машиностроительное и про­мышленное оборудование

13,2 %

8,4%

9,3%

10,7%

- компьютеры и офисное обо­рудование

21,6%

13,0%

11,3%

14,7%

- грузовые автомобили

6,4%

6,8%

8,7%

8,0%

- легковые автомобили

46,7 %

58,9 %

54,6 %

50,7%

- другое оборудование

12,1 %

12,9 %

16,1 %

15,9%

Лизинг недвижимости, всего

2 194

5 715

6 ПО

8 800

в том числе:

- промышленные здания

8,0%

20,0 %

12,5 %

13,6%

- места для розничной торговли

36,0 %

25,0 %

14,2 %

20,5%

- офисные здания

41,7 %

40,0 %

38,3 %

29,5%

- частное обслуживание

0,0%

5,0%

25,0 %

5,7%

- другие

14,3 %

10,0%

10,0 %

30,7%

102

В Германии наиболее развитым является лизинг автотранс­портных средств. Удельный вес лизинга легковых автомобилей в общем объеме лизинга всех видов оборудования составлял в 2001 г. 50,7%, а с учетом грузовиков - 58,7%. Однако следует отметить тенденцию к снижению доли операций данного вида. Так, по сравнению с 1994 г. доля данных операций сократилась на 8 процентных пунктов.

Годовой объем новых сделок по лизингу легковых автомо­билей в 2001 г. составлял в Германии 19 млрд. евро, или 35,6% всех европейских операций данного вида. Среди лизинговых компаний, входящих в состав ассоциации, 25 непосредственно специализируются на лизинге автомобилей и грузовиков. Их учредителями являются крупнейшие автомобильные концерны мира. По сути, эти лизинговые компании входят в состав хол­дингов, занимающихся финансированием, производством и реа­лизацией автомобилей различных моделей с большим спектром направлений и условий эксплуатации. Поэтому, как правило, лизинг автомобилей в Германии представляет собой форму ли­зинга с полным набором сервисных услуг, что предусматривает наличие комплексной системы технического и гарантийного об­служивания, ремонта, страхования.

Крупнейшие германские автомобилестроители (БМВ, «Мерседес», «Фольксваген»), в одних случаях самостоятельно, в других - с участием крупных банков, создали целую сеть лизин­говых компаний в различных европейских странах, в Америке.

Чтобы заинтересовать как можно больше клиентов в своих услугах и сделать их на долгие годы лизингополучателями, была разработана схема, по которой по истечении срока лизинга ста­рый автомобиль принимается в зачет первого платежа по новому договору лизинга уже на новую машину. Это означает, что в те­чение четырех лет происходит практически полная амортизация автомобиля, и он выкупается у лизингополучателя по остаточ­ной стоимости в размере чуть более 2%. Существуют и такие схемы лизинговых соглашений, при которых размер лизинговых платежей зависит от интенсивности эксплуатации автомобилей.

Представленные меры позволили резко расширить рынок продаж на условиях лизинга, что является основной целью това­ропроизводителей. Например, концерн «Фольксваген», входя-

103

щий в первую сотню крупнейших компаний Европы, имел в 1995 г. обороты в 53 169,3 млн. USD. При этом лизинговые ком­пании, учрежденные этим концерном, имели общий объем портфеля контрактов на сумму в 4 395 млн. USD., т.е. через ли­зинг реализовывалось 8,3% продукции концерна.

Лизинг недвижимости в Германии касается имущества, ис­пользуемого для предпринимательских целей. Поскольку такие сделки обычно бывают дорогостоящими, для каждого объекта недвижимости учреждается отдельная имущественная компания. Имеются некоторые налоговые, коммерческие и административ­ные преимущества, связанные с учреждением этих компаний.

Все крупные лизинговые компании, занимающиеся недви­жимостью, предлагают широкий диапазон услуг. Они включают управление строительством, опытное консультирование по мон­тажу здания, принятие на себя ответственности за бухгалтерский учет в течение основного срока договора лизинга, годовую от­четность и уплату налогов имущественной компанией.

Наиболее распространенные сроки лизинговых соглашений в Германии для лизинга оборудования - от 2 до 5 лет (70,7 % в 2001 г.), что полностью соответствует общеевропейским тен­денциям. Для лизинга недвижимости нет четко выраженной тенденции: равные объемы сделок совершаются на сроки от 8 до 16 лет (29,5%), от 16 до 20 лет (29,5%) и свыше 20 лет (29,5%), что свидетельствует о лучших условиях для немецких лизинго­получателей, чем в целом в Европе.