logo
Формирование рынка лизинговых услуг - Левкович А

4.3. Методология формирования рынка лизинговых услуг

При рыночном пути развития экономики удовлетворение потребностей членов общества достигается на рынке путем уравновешивания спроса и предложения. Причем данная сба­лансированность сопровождается установлением рыночной

298

цены и тенденции ее снижения за счет внедрения высоких тех­нологий и достижения оптимальных производственных про­цессов.

Для нормального функционирования рынка и успешного развития экономики страны необходимо, чтобы при сформи­рованном и неизменном уровне цен на инвестиционные активы совокупное предложение на рынке было не меньше, чем сово­купный платежеспособный спрос, при условии, что предложе­ние товаров, работ и услуг по каждой номенклатурной единице должно быть не меньше спроса на нее.

Так, например, если при прочих равных условиях спрос на книги удовлетворяется на 85%, а спрос на одежду удовлетво­ряется на 120%, то это является нарушением концепции сба­лансированности спроса и предложения, хотя совокупное предложение превышает совокупный спрос на 5%.

Формализованное выражение данной концепции может быть представлено в следующем виде:

299


Законы свободного конкурентного рынка обусловливают минимизацию излишка предложения по отношению к спросу, т.к. в противном случае операторы рынка терпят необоснован­ные издержки при замораживании капитала в невостребован­ных товарах. Таким образом, в идеале совокупный спрос на рынке будет равен совокупному предложению:

Удовлетворение спроса может осуществляться различ­ными видами реализации: покупка за собственные средства, кредит, лизинг, аренда и другие виды, а также их смешанные формы.

Объем товаров, работ и услуг по видам реализации может быть представлен как сумма произведений доли в реализуемых активов конкретных форм реализации на их количество по ка­ждой номенклатурной позиции, что может быть рассмотрено с помощью следующей формулы:

Удельный вес любого варианта реализации инвестицион­ных активов в целом по экономическому региону можно рас­считать по следующей формуле:

Обратимся к выявлению доли лизинга в общем объеме реализации инвестиционных активов на рынке, которая объек-

300

тивно ограничена возможностями применения этой правовой конструкции.

Рис. 4.10. Структура объема товаров, работ, услуг по видам реализации

С одной стороны, использование лизинга ограничено тре­бованиями нормативно-правовых документов к объекту лизин­га. Так, в Республике Беларусь объектом лизинга могут являть­ся основные средства, предназначенные для предприниматель­ских целей, что отражено в Положении «О лизинге на террито­рии Республики Беларусь» [8].

С другой стороны, субъектам хозяйствования привлечение ресурсов на условиях лизинга рационально лишь в тех случаях, когда лизинг экономически эффективен.

Следовательно, критерием при определении границ рынка лизинговых услуг будет экономическая эффективность этой формы привлечения ресурсов при соблюдении законодатель­ных ограничений по отношению к объекту лизинга.

Проведенный в разделе 4.1 анализ позволил выделить об­щие ограничения рынка лизинговых услуг (или сферы возмож­ной сравнительной экономической эффективности), которые соответствуют реализации возможностей точек экономического роста, когда рост уровня доходности товаров или услуг проис­ходит более высокими темпами, чем в среднем по отрасли.

301

Для создания оптимальной структуры рынка лизинговых услуг в конкретном экономическом регионе должны присутст­вовать такие виды операторов и в таком количестве, чтобы удовлетворить весь спрос на этот вид услуг. Каждая лизинго­вая компания в зависимости от ее возможностей функциониру­ет на определенном сегменте рынка, определяющем ее част­ную миссию, и представляет собой конкретный вид операторов рынка исходя из оснований предложенной нами ранее класси­фикации (по целям создания операторов, концентрации и спе­циализации предлагаемых услуг).

Совокупность операторов рынка должна обеспечить спрос на лизинговые услуги. Объем потребностей в лизинговых ус­лугах и структуру спроса на них можно наглядно представить с помощью пространственной модели (см. рис. 4.9).

Интеграция методики расчета потребностей внутреннего рынка страны в реализации и привлечении активов посредст­вом различных схем лизинга и модели рынка лизинговых услуг позволяет представить аналоговую интерпретацию миссии ли­зинга в экономике с дифференциацией спроса по услугам каж­дой лизинговой компании (см. рис. 4.11).

Аналоговая интерпретация миссии лизинга подчеркивает, что совокупный спрос в экономике не может быть удовлетворен только с помощью традиционного канала сбыта, которым явля­ется покупка инвестиционных активов за собственные средства. Необходимость достижения равновесия между предложением активов и спросом на них побуждает субъекты хозяйствования к поискам новых схем финансирования приобретений.

В экономике создается набор каналов сбыта, на каждый из которых приходится своя доля в обеспечении совокупного спроса (это отображено в верхней части рис. 4.11). Доля лизин­га в общем объеме приобретаемых активов зависит от реализа­ции его миссии в правовых условиях конкретного экономиче­ского региона.

С другой стороны, реализация миссии происходит путем ее дифференциации на составляющие (частные миссии отдель­ных операторов) с последующим синтезом на рынке лизинго­вых услуг.

302

Рис. 4.11. Методология реализации миссии лизинга в экономике

303

Интенсификация частной миссии, как правило, сопровож­дается углублением специализации и повышением концентра­ции однородных видов сделок. Это приводит к повышению квалификации персонала и снижению издержек на единицу сдаваемых в лизинг объектов.

Таким образом, чем выше специализация частной миссии операторов, функционирующих на рынке, тем лучше будет соот­ношение результатов и затрат пользователей лизинговых услуг.

Следовательно, размер внутреннего рынка лизинговых ус­луг определяется спросом на него в экономике, а его структура находится в прямой зависимости от потребностей и предпоч­тений пользователей (что и является реализацией миссии ли­зинга в данном месте и в данное время).

Для реализации миссии лизинга в экономике Республики Беларусь необходимо подобрать такой набор лизинговых ком­паний (т.е. создать такую структуру рынка лизинговых услуг), который бы обеспечивал максимальное удовлетворение пла­тежеспособного спроса на лизинговые услуги при минималь­ных совокупных затратах.

В общем виде данную концепцию можно представить в виде следующей целевой функции:

В качестве эффекта от лизинговой деятельности прини­мают:

304

по созданию и обеспечению нормального функционирования рынка лизинговых услуг.

Величина эффекта зависит от спроса на лизинговые услуги в экономическом регионе. Спрос на лизинговые услуги являет­ся прямой зависимостью от сфер сравнительной эффективно­сти лизинга. В долгосрочном периоде государство может регу­лировать спрос на лизинговые услуги путем предоставления определенных налоговых льгот или, наоборот, ужесточения законодательной системы. Однако для целей определения оп­тимальной структуры сбалансированного рынка лизинговых услуг совокупный спрос на лизинговые услуги является факто­ром, неизменным при существующем уровне экономического развития региона, что может быть формализовано следующим образом: АА = const.

В таком случае (при реализации целей настоящего иссле­дования) критерием для решения оптимизационной задачи яв­ляется минимум совокупных затрат по лизинговым услугам, а целевая функция преобразуется следующим образом:

F = C->min. (4.17)

В качестве совокупных затрат будем использовать сум­марную величину лизинговых платежей, которая представляет собой общий объем лизинговых соглашений в денежном вы­ражении, осуществленных на всех сегментах рынка лизинго­вых услуг данного экономического региона за определенный временной интервал (например, отчетный период).

Как следует из теоретических и практических разработок ведущих экономических школ мира, рынок является саморегу­лирующейся системой. Таким образом, проблема решения це­левой функции и, соответственно, определения оптимальной структуры рынка лизинговых услуг решится при взаимодейст­вии спроса и предложения. Однако основным условием для этого является наличие на рынке свободной конкурентной сре­ды, что характеризуется выполнением следующих требований (признаков свободного рынка):

305

- подвижность, способность к быстрому перемещению мате­риальных, трудовых и финансовых ресурсов [48, с. 85-89].

Рис. 4.12. Интерпретация информационно-координационного центра 306

С целью снижения количества итераций при формирова­нии свободной конкурентной среды на рынке лизинговых ус­луг предлагаем создание информационно-координационного центра (см. рис. 4.12), основной функцией которого будет обеспечение равных возможностей участникам рынка путем предоставления объективной и полной информации по рынку лизинговых услуг всем субъектам лизинговых отношений.

Помощь информационно-координационного центра при реализации частной миссии лизинговых компаний будет заклю­чаться в выполнении аналитических задач, включающих сбор и обработку информации по рынку лизинговых услуг. Схематич­ное отображение работ центра представлено на рисунке 4.12.

Для практического осуществления задач информационно-координационного центра и намеченных работ необходимо привлечь специалистов высокой квалификации, имеющих опыт деятельности на рынке лизинговых услуг.

Предлагаемый информационно-координационный центр должен обеспечить методологическую и организационную по­мощь конкретным субъектам рынка лизинговых услуг, а также создать предпосылки для формирования рациональной струк­туры рынка.

Для организации работы центра на начальном этапе по­требуются инвестиции государства, необходимые для приоб­ретения или привлечения на условиях аренды офиса, офисной мебели, современной компьютерной техники и расходов по выплате заработной платы работникам центра в течение перво­го года функционирования. По завершении первого года функ­ционирования центра планируется поступление доходов от реализации ряда сопутствующих достижению основной задачи центра услуг: оценки проектов, составления бизнес-планов, разработки планов стратегического развития лизинговых ком­паний, проведения тендеров.

Используя созданную базу данных, можно получать до­полнительный доход от участия в венчурных проектах путем предоставления в виде вклада права пользования интеллекту­альной собственностью. Прогнозируется возможность посте­пенного сокращения размера государственного финансирова­ния и плавного перехода на самофинансирование.

307

Выводы. Создание оптимальной структуры и балансиро­вание рынка лизинговых услуг возможно только при условии рационального развития последнего, что требует осознания миссии лизинга в экономике и реализацию этой миссии через рыночные механизмы и централизованную систему информа­ционной, методологической и организационной поддержки лизинговых компаний и их клиентов.