logo
Формирование рынка лизинговых услуг - Левкович А

4.4. Экономико-математическая модель сбалансированного рынка лизинговых услуг

Для определения оптимальной структуры рынка лизинго­вых услуг необходимо обратиться к математическому аппара­ту, который описывает объемы лизинговых услуг, а также раз­личные ограничения по отдельным операторам и, как следст­вие, позволяет выявить целевую функцию.

При проектировании конкретного рынка данного эконо­мического региона важное значение имеет определение опти­мальной концентрации и специализации лизинговых компа­ний, а также их рациональное распределение по территории региона, что требует комплексного учета множества факторов, действующих при заключении лизинговых соглашений.

Задача оптимизации выбора мощностей и размещения се­ти операторов рынка лизинговых услуг сводится к определе­нию такого варианта, который бы обеспечивал удовлетворение совокупного спроса на лизинговые услуги в данный момент в заданном экономическом регионе при минимальных совокуп­ных затратах.

Для правильного выбора одной из структурных схем рын­ка лизинговых услуг в заданном экономическом регионе при определенном уровне спроса предполагается следующая по­становка задачи по оптимизации сети лизинговых компаний: «Допустим, что в заданном экономическом регионе имеются w субъекты хозяйствования (где w = l...p), испытывающие необ­ходимость в объектах лизинга /-й номенклатуры (где i = 1...п). Поставка объектов лизинга осуществляется операторами рын­ка лизинговых услуг j-ro вида (где у = 1...т). Требуется опре-

308

делить мощность (концентрацию) специализированных опера­торов и их местоположение на территории экономического района, т.е. найти оптимальную структуру сбалансированного рынка лизинговых услуг заданного региона, при которой зна­чение целевой функции системы будет минимальным».

В общем виде целевую функцию можно представить сле­дующим образом:

В качестве эффекта от лизинговой деятельности прини­мают:

Величина эффекта зависит от спроса на лизинговые услуги в экономическом регионе. Спрос на лизинговые услуги являет­ся прямой зависимостью от сфер сравнительной эффективно­сти лизинга, которые были рассмотрены в разделе 4.1 настоя­щего исследования. В долгосрочном периоде государство мо­жет регулировать спрос на лизинговые услуги путем предо­ставления определенных налоговых льгот или, наоборот, уже­сточения законодательной системы. Однако для целей опреде­ления оптимальной структуры сбалансированного рынка ли­зинговых услуг совокупный спрос на них является фактором, неизменным при существующем уровне экономического раз-

309

вития региона, что может быть формализовано следующим образом: АА = const.

В таком случае (при реализации целей настоящего иссле­дования) критерием для решения оптимизационной задачи яв­ляется минимум совокупных затрат по лизинговым услугам, а целевая функция преобразуется следующим образом:

В качестве совокупных затрат будем использовать сум­марную величину лизинговых платежей, которая представляет собой общий объем лизинговых соглашений в денежном вы­ражении, осуществленных на всех сегментах рынка лизинго­вых услуг данного экономического региона за определенный временной интервал (например, отчетный период).

Для определения совокупи: ix затрат необходимо выявить основные составляющие лизинговых платежей и факторы, влияющие на их величину. Лизинговые платежи (ЛП) состоят из инвестиционных расходов по привлечению объекта лизинга и дохода лизингодателя. Наглядно это может быть представле­но с помощью следующего равенства:

ЛП=ИР+ДСЛ, (4.20)

где ИР - инвестиционные расходы;

ДСЛ- добавленная стоимость лизингодателя.

Инвестиционные расходы, в свою очередь, состоят из це­ны приобретения объекта лизинга и различных налоговых вы­плат (Ц), связанных с объектом лизинга, и расходов по привле­чению ресурсов для реализации лизинговой сделки (РПР), что в формализованном виде выглядит следующим образом:

ИР=Ц + РПР (4.21)

Рассмотрим влияние различных факторов на составляю­щие инвестиционных расходов.

С точки зрения оптимизации целевой функции, на цену влияет один фактор (тип операторов рынка лизинговых услуг

310

по видам учредителей), что может быть представлено в сле­дующем виде:

Так, в зависимости от вида учредителя могут быть пред­ложены скидки на приобретаемые объекты. Например, «кэп-тивной» лизинговой компании продукция материнской органи­зации обойдется дешевле, чем другим операторам рынка. В некоторых случаях скидки могут быть предложены государст­венным и иностранным компаниям.

Величина расходов по привлечению ресурсов для реали­зации лизинговой сделки в понимании автора - это не только фактическая оплата заемных ресурсов, но и альтернативная стоимость ресурсов при использовании для рефинансирования лизинговой деятельности собственных средств (например, эмиссия акций). Под альтернативной стоимостью понимается доходность по проектам, в которые компания могла бы вло­жить средства с величиной риска, равной риску при лизинго­вых соглашениях.

На величину этого показателя влияют тип операторов рынка лизинговых услуг по видам учредителей, а также их концентрация и специализация. Это может быть представлено с помощью следующей формулы:

Наиболее дешевыми ресурсами располагают государст­венные лизинговые компании, т.к. для выполнения своей мис­сии они дотируются из государственных и негосударственных фондов поддержки производителей. Дочерние структуры бан­ков и финансовых компаний также имеют доступ к кредитам по ставкам ниже среднерыночных.

При повышении концентрации и, соответственно, увели­чении класса заемщика операторы рынка лизинговых услуг могут рассчитывать на удешевление расходов по привлечению ресурсов. При углублении специализации снижаются риски невозврата платежей и их влияние на финансовое положение

311

Рассмотрим влияние различных факторов на составляю­щие добавленной стоимости лизингодателя.

На величину издержек лизингодателя, приходящихся на одно лизинговое соглашение, влияют, согласно объективным экономическим законам, концентрация, специализация и ме­сторасположение операторов рынка лизинговых услуг:

На размер страховых отчислений влияют тип операторов рынка лизинговых услуг по видам учредителей и их специали­зация:

Например, для «кэптивных» лизинговых компаний стра­хование финансовых рисков невозврата платежей может не требоваться, т.к. снижение рисков осуществляется наличием широкого круга однородной клиентуры - потребителей про­дукции материнской компании, что приводит к возможности быстрой реализации подержанных средств производства при неплатежах. Аналогичный эффект возникает и при углублении специализации операторов.

312

На стоимость дополнительных услуг влияют, согласно объективным экономическим законам, концентрация, специа­лизация и месторасположение операторов рынка лизинговых услуг, что отражено в формуле:

Наконец, на прибыль лизингодателя (под которой понима­ется рентабельность, достаточная для согласия оператора рын­ка лизинговых услуг на заключение лизингового соглашения в каждом конкретном случае) влияют тип операторов рынка ли­зинговых услуг по видам учредителей и их концентрация:

Так, для выполнения своей миссии различные типы опера­торов рынка лизинговых услуг могут согласиться на разный уровень рентабельности проектов для реализации лизинговых соглашений (государственные и в некоторых случаях «кэптив-ные» компании для реализации своей миссии могут вообще отказаться от прибыли). При повышении концентрации сказы­вается эффект масштаба, и предприятия при снижении удель­ных затрат на реализацию каждого лизингового проекта (и, соответственно, увеличении рентабельности, а в конечном счете - и валовой прибыли) могут позволить сокращение абсо­лютной прибыли по совершаемым сделкам.

Месторасположение операторов влияет на абсолютную величину прибыли в той мере, что при изменении величины накладных расходов в зависимости от расстояния, связываю­щего оператора рынка лизинговых услуг с лизингополучате­лем, необходима различная величина прибыли для сохранения уровня рентабельности, заданного видом оператора по целям создания.

При комплексном анализе влияющих факторов можно сделать вывод, что общая величина лизинговых платежей за­висит от типа операторов по видам учредителей, концентрации и специализации предлагаемых услуг, а также удаленности оператора от лизингополучателя, т.е. его географического рас-

313

положения. Отмеченная зависимость может быть формализо­вана следующим образом:

Окончательное решение вопроса о целесообразном коли­честве операторов рынка лизинговых услуг различных типов,

314

их мощности (концентрации), специализации и месторасполо­жении в экономическом регионе может быть принято после технико-экономического анализа результатов решения постав­ленной задачи.

Содержание задачи требует соблюдения целого ряда соот­ношений и ограничений.

Так, количество средств производства, привлекаемых субъектами хозяйствования с помощью лизинга через м-го оператора рынка лизинговых услуг у-го типа, не может быть отрицательным числом, следовательно, должно выполняться следующее равенство:

Как было рассмотрено в разделе 4.3 (см. формулу 4.14), потребности рынка данного экономического региона в активах, привлекаемых на условиях лизинга, и мощности лизинговых компаний должны быть сбалансированы, что может быть фор­мализовано следующим образом:

Определенные ограничения по возможностям операторов рынка лизинговых услуг накладывают особенности их миссии в зависимости от типа по виду учредителей.

Например, объем портфеля лизинговых соглашений, осу­ществляемых «кэптивной» лизинговой компанией в соответст­вии с ее частной миссией, объективно ограничен возможно­стями материнской компании по выпуску продукции i-й но­менклатуры и субъективно - доступом к ресурсам для рефи­нансирования лизинговой деятельности и спросом на предо-

315

ставляемые услуги. Данное утверждение может быть формали­зовано в следующем виде:

Указанные выше ограничения функционируют таким об­разом, что размер лизингового портфеля у «кэптивной» компа­нии определяется наименьшим из возможных вариантов, опи­санных в условиях формулы (4.33). Например, при наличии достаточного количества источников рефинансирования и ус­тойчивого высокого спроса на услуги компании возникает де­фицит готовой продукции материнской компании-произво­дителя, что является барьером для дальнейшего увеличения объемов лизинговых операций (примером такого случая в на­шей стране является деятельность компании «МАЗКОН-ТРАКТЛИЗИНГ» при МАЗ). В иной ситуации при дефиците спроса на продукцию материнской компании производствен-

316

ные мощности и возможности по рефинансированию оказыва­ются невостребованными в полной мере (например, лизинго­вая компания «Беларустракторлизинг» при МТЗ).

Объем портфеля операторов рынка лизинговых услуг, уч­редителями которых являются банки и финансовые компании, объективно ограничен возможностями материнской организа­ции по рефинансированию лизинговой деятельности и субъек­тивно - спросом на предоставляемые услуги. Данное утвер­ждение может быть формализовано в следующем виде:

Размер лизингового портфеля будет ограничиваться тем фактором, величина которого является наименьшей. Например, при определенной финансовой мощи материнской организации (и, следовательно, выделении достаточного количества средств для рефинансирования лизинговой деятельности) размер порт­феля лизинговой компании будет ограничиваться спросом на предоставляемые услуги. И наоборот, при появлении у клиен­тов материнской организации высокого спроса на лизинговые услуги будет испытываться дефицит свободных ресурсов для рефинансирования лизинговой деятельности, что послужит ограничением для дальнейшего роста портфеля заказов.

317

Объем сегмента рынка операторов, учрежденных государ­ственными органами, объективно ограничен объемом государ­ственного финансирования лизинговой деятельности и субси­дирования социально-значимых проектов и субъективно -спросом на предоставляемые услуги. Данное утверждение мо­жет быть формализовано в следующем виде:

Размер портфеля договоров государственной лизинговой компании складывается из наименьшей величины ограниче­ний, указанных в формуле (4.35). Аналогично описанным вы­ше ограничениям по «кэптивным» и банковским лизинговым компаниям, при избытке спроса и объема ресурсов, выделен­ных государством для реализации проектов через и-ю государ­ственную лизинговую компанию, все социально-ориенти-

318

рованные проекты, испытывающие необходимость субсидиро­вания со стороны государства и обладающие достаточной важ­ностью для данного субсидирования, будут реализованы. Та­ким образом, спрос на услуги м-й государственной лизинговой компании будет удовлетворен не полностью, а объем ресурсов, выделенных на рефинансирование, окажется невостребован­ным в полной мере. Однако в практической деятельности оте­чественных государственных лизинговых операторов возникает иная ситуация, когда ограничением по размеру портфеля дого­воров служит объем ресурсов, выделенных государством для реализации проектов через данную компанию.

Говоря об иностранных лизинговых компаниях, следует отметить, что объемы их операций зависят от ряда макроэко­номических факторов (уровня экономического и технического развития, инвестиционного климата и политической обстанов­ки в экономическом регионе, правовых и налоговых систем региона и стран-экспортеров, а также политики стран-экспортеров и ТНК). Формализовано выразить зависимость объемов лизинговых услуг, приходящихся на данный сегмент рынка, и ограничения по этому типу операторов рынка на те­кущем исследовательском этапе не представляется возмож­ным. В основном, согласно своей миссии, иностранные лизин­говые компании должны продвигать на рынке такие товары, доступ к которым вышеперечисленных операторов рынка ли­зинговых услуг («кэптивных», банковских и государственных лизинговых компаний) ограничен или невозможен. В связи с этим можно говорить о том, что прямого влияния на объемы операций других операторов иностранные лизинговые компа­нии не оказывают. Поэтому автору представляется возможным принять в дальнейших рассуждениях объем операций, совер­шаемых иностранными лизинговыми компаниями, как кон­станту.

Ограничений по деятельности независимых операторов рынка лизинговых услуг не существует, т.к. при наличии пла­тежеспособного спроса будут изысканы собственные ресурсы или привлечены заемные средства в необходимом размере.

Таким образом, подставляя в модель оптимизации струк туры сбалансированного рынка лизинговых услуг экономиче

31'

ского региона все необходимые для решения данные и учиты­вая описанные ограничения, получим оптимальный набор опе­раторов, позволяющий удовлетворить совокупный спрос на лизинговые услуги с наименьшими затратами.

Предложенная в работе модель является универсальной, т.к. она предполагает решение по оптимизации структуры как для одного типа операторов рынка лизинговых услуг по видам учредителей, так и для всего рынка.

Изложенная проблема представляет собой задачу нели­нейного дискретного программирования, ибо приведенная функция затрат изменяется нелинейно и значения аргументов дискретны.

Проанализировав все доступные нашему пониманию ог­раничения по реализации целевой функции, можно разработать логическую модель решения целевой функции и выявления оптимальной структуры сбалансированного рынка лизинговых услуг в конкретном экономическом регионе. Схематичная ин­терпретация логической модели представлена на рисунке 4.13.

320


Для описания модели приняты следующие обозначения:

321

322

Следует отметить, что на практике компании всех сегмен­тов рынка могут выполнять функции частных лизингодателей, привлекая финансовые ресурсы для рефинансирования дея­тельности на общих основаниях и заключая лизинговые со­глашения за пределами своей миссии. Однако такую деятель­ность следует приравнять к деятельности частных операторов рынка лизинговых услуг, т.к. она выполняет частную миссию данного сегмента.

Выход на целевую функцию, согласно логической модели, предполагает последовательное пошаговое выполнение ряда действий (последовательность этапов выхода на целевую функцию определена на логической интерпретации модели порядковыми номерами).

Так, на первом шаге необходимо определить совокупный потенциальный спрос на рынке лизинговых услуг. Совокупный потенциальный спрос определяется путем суммирования по­тенциального спроса на каждом из сегментов рынка.

На этапах 2-6 рассчитывается фактический объем лизин­говых сделок на отдельных сегментах по видам учредителей рынка лизинговых услуг.

Вторым шагом процедуры выхода на целевую функцию яв­ляется определение фактического объема лизинговых сделок, заключаемых субъектами хозяйствования с иностранными лизинговыми компаниями. Объем лизинговых сделок опреде­лится путем вычитания нереализованного спроса (при его на­личии) из величины потенциального спроса на данном сегмен­те рынка. Следует отметить, что нереализованный спрос может возникать вследствие применения описанных выше ограниче­ний. Как уже отмечалось, доступ других операторов рынка ли­зинговых услуг к предлагаемой иностранными компаниями продукции невозможен или ограничен, то перераспределения спроса по другим сегментам рынка не будет.

На третьем шаге необходимо рассчитать фактический объем операций, приходящийся на сегмент рынка, где функ­ционируют государственные компании. Данный объем опре­делится путем уменьшения величины потенциального спроса на этом сегменте рынка в размере нереализованного спроса (при его наличии). Последний перераспределится между дру-

323

На следующем шаге следует определить фактический объем реализации лизинговых соглашений сегментом «кэптив-ных» лизинговых компаний, поскольку такие операторы рынка могут предлагать объекты лизинга по более выгодным услови­ям за счет получения скидок от товаропроизводителей на при­обретение объектов, отказа от высокой маржи и снижения рас­ходов на хеджирование рисков невозврата платежей путем проведения типовых сделок и всестороннего изучения рынка. Объем будет определяться величиной потенциального спроса сегмента, скорректированного на размер поправок (оттока ча­сти спроса по другим каналам финансирования приобретений, перераспределение части спроса по другим сегментам рынка, а также появления добавочного спроса, перешедшего на этот сегмент рынка из других).

Пятым шагом является выявление объема лизинговых со­глашений, заключенных операторами сегмента дочерних структур банков и финансовых компаний. Операторы такого типа могут предложить снижение цены сделки за счет низкой стоимости привлекаемых ресурсов для рефинансирования сво­ей деятельности и относительно невысокой ставки доходности своей деятельности. Объем будет определяться (аналогично предыдущему шагу) величиной потенциального спроса данно­го сегмента, скорректированного на размер поправок (анало­гично поправкам к сегменту «кэптивных» компаний).

Основной задачей частных лизинговых компаний является удовлетворение всего нереализованного другими операторами рынка спроса на лизинговые услуги (при его наличии). Такая миссия сопряжена со значительным риском неполучения дохо­дов из-за отсутствия спроса на услуги данного рода, поэтому цена договора на этом сегменте рынка будет максимально воз­можной. Для определения объемов сделок, заключаемых опе-

324

раторами данного сегмента, необходимо от величины совокуп­ного потенциального спроса на лизинговые услуги, уменьшен­ного на общую величину нереализованного спроса, перерас­пределяющегося по другим каналам финансирования приобре­тений, отнять суммарный объем операций на других сегментах рынка лизинговых услуг.

На заключительном этапе проводится анализ полученных в ходе предыдущих расчетов количественных данных и опре­деляются в соответствии с предназначениями операторов каж­дого из сегментов необходимое для оптимальной структуры рынка число операторов и их особенности по концентрации и специализации.

Выводы. В разделе рассмотрен механизм формирования и балансирования рынка лизинговых услуг на базе целевой функции, которая представляет собой минимизацию совокуп­ных затрат при функционировании рынка в текущих экономи­ческих условиях. В процессе анализа подтверждена роль всех операторов рынка, а также необходимость специализации в соответствии с частной миссией оператора.

325

список

ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Текст Кодекса по состоя­ нию на 1 августа 2002 г. - Мн.: Амалфея, 2002. - 656 с.

  2. Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге: Отта­ ва, 28.05.88 // Национальный реестр правовых актов Республики Бе­ ларусь, 2000. - № 19. - 3/46.

  3. Об утверждении Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость: Постановление ГНК Республики Бела­ русь, 29.06.2001, №94 // Национальный реестр правовых актов Рес­ публики Беларусь, 2001. - № 88. - 8/6945.

  4. Об утверждении Инструкции о порядке предоставления рассрочки уплаты таможенных платежей при таможенном оформлении объектов лизинга, ввезенных по договорам финансового лизинга: Постановле­ ние ГТК Республики Беларусь, 10.07.2001, № 34 // Национальный ре­ естр правовых актов Республики Беларусь, 2001. - № 77. - 8/6423.

  5. Об утверждении Инструкции о целевом сборе на содержание и разви­ тие инфраструктуры города (района): Решение Минского областного Совета депутатов, 27.12.2002, № 134 // Национальный реестр право­ вых актов Республики Беларусь, 2003. - № 30. - 9/2483.

  6. Об утверждении Инструкции о целевом транспортном сборе на об­ новление и восстановление городского, пригородного пассажирского транспорта, автобусов междугородных сообщений и содержание ве­ домственного городского электрического транспорта и целевом сборе на развитие инфраструктуры города: Решение Минского городского Совета депутатов, 27.02.2003, № 286 // Национальный реестр право­ вых актов Республики Беларусь, 2003. - № 42. - 9/2547.

  7. Об утверждении Положения о порядке начисления амортизации ос­ новных средств и нематериальных активов: Постановление Мини­ стерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства статистики и анализа Республи­ ки Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, 23.11.2001, № 187/110/96/18 // Национальный реестр право­ вых актов Республики Беларусь, 2001. - № 118. - 8/7522.

  8. О лизинге на территории Республики Беларусь: Постановление Сове­ та Министров Республики Беларусь, 31.12.1997, № 1769 (в ред. по­ становления Совмина от 13.07.2000 № 1038) // Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Бела­ русь, 1998.-№ l.-Ст. 16.

326

  1. О лизинге: Федеральный закон Российской Федерации от 29.10.98, № 164-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №44. - Ст. 5349.

  2. О налогах на доходы и прибыль: Закон Республики Беларусь, 22.12.1991, № 1330-ХП (в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2003 № 183-3) // Ведомости Верховного Совета Республики Бе­ ларусь, 1992. - № 4. - Ст. 77.

11.0 налоге на добавленную стоимость: Закон Республики Беларусь, 19.12.1991, № 1319-ХИ (в ред. Закона Республики Беларусь от 28.12.2002 № 167-3) // Национальный реестр правовых актов Респуб­лики Беларусь, 1999. - № 95. - 2/99.

  1. О налоге на добавленную стоимость // Письмо ГНК Республики Бела­ русь, 29.10.2001, № 2-1-8/6281.

  2. О налоге на недвижимость: Закон Республики Беларусь, 23.12.1999, № 1337-ХИ (в ред. Закона Республики Беларусь от 28.12.2002 № 167-3) // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1992. - № 3. - Ст. 59.

  3. Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) // Государственный комитет Республики Бе­ ларусь по экономике и планированию, Министерство финансов Рес­ публики Беларусь, Государственный комитет Республики Беларусь по статистике и анализу, 19.02.1993, № 26/13-24/15-6/14/18-22/10.

  4. Авдашова СБ., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рын­ ков: учебник. - М.: ИЧП «Изд. Магистр», 1998. - 320 с.

  5. Авраамов Ю.С., Лещенко М.И. Методические рекомендации лизин­ говой деятельности центров и фирм инновационного предпринимательства. Часть 1. - М.: ГИНФО, 2000. - 272 с.

  6. База данных Мирового банка // www.worldbank.org.

  7. Балтус П., Майджер Б. Школа европейского лизинга // Лизинг-ревю. - 1996. -№ 1.

  8. Беларусь в цифрах // Статистический справочник. - Мн: Минстат Республики Беларусь, 1999.

  9. Беларусь в цифрах // Статистический справочник. - Мн: Минстат Республики Беларусь, 2001.

  10. Беларусь и страны мира // Статистический сборник. - Мн: Минстат Республики Беларусь, 2000. - 74 с.

  11. Беларусь и страны СНГ // Статистический справочник. - Мн: Минстат Республики Беларусь, 2000.

  12. Белоус А. Мировой рынок лизинга на рубеже XX-XXI веков: эволю­ ция, основные показатели и тенденции // Технологии лизинга и инве­ стиций. - 2002. - № 2. - С. 45-50.

  13. Бухгалтерский, валютный и инвестиционный аспекты лизинга. - М.: «Ист-сервис», 1994. - 86 с.

  14. Ван Хорн Дж.К., Вахович Дж.М. Основы финансового менеджмента, 11-е изд.: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. - 992 с.

327

  1. Васильев Н.М., Катырин С.Н., Лепе Л.Н. Лизинг: организация, норма­ тивно-правовая основа, развитие. - М.:ТООО «ДеКа», 1997. - 176 с.

  2. Внукова Н.Н., Ольховиков О.В. Мир лизинга. - X.: Основа, 1994. - 224с.

  3. Вшола М. Лизинг в Польше. - Варшава, 1995. - 83 с.

  4. Газман В.Д. Лизинг: теория, практика, комментарии. - М.: Фонд «Правовая культура», 1997. - 416 с.

  5. Газман В.Д. Рынок лизинговых услуг. - М.: Фонд «Правовая культу­ ра», 1999.-376 с.

  6. Гехт Л.И. Практика лизинга. — М.: Московская международная школа «Бизнес в промышленности и науке»; АО «Буклет», 1992. - 70 с.

  7. Гольдштейн Н.З. Об эффективности лизинга для предприятий- лизингополучателей // Управление капиталом. - 1998. - № 7. - С. 116-121.

  8. Горемыкин В.А. Лизинг. Практ. учеб.-справ. пособие. - М.: ИНФРА-М, 1997.-384 с.

  9. Горемыкин В.А. Лизинг: Учеб. - М.: Издательско-торговая корпора­ ция «Дашков и К0», 2003. - 944 с.

  10. Горемыкин В.А. Основы технологии лизинговых операций: Учебн. пособие. - М.: «ОСЬ-89», 2000. - 512 с.

  11. Гусаков Б., Сидорович Ю. Дискуссия об устойчивом развитии бан­ ковской системы Беларуси // Вестник Ассоциации белорусских бан­ ков. - 2000. - № 22. - С. 45-50.

  12. Гусаков Б.И., Левкович А.О. Как избежать парадоксов? // Финансы, учет, аудит. - 2002. - № 2. - С. 54-56.

  13. Гусаков Б.И. Лизинг - катализатор экономического роста // Финансы, учет, аудит. - 1999. - № 12. - С. 26-29.

  14. Гусаков Б.И., Левкович О.А., Левкович А.О. Миссия лизинга и струк­ тура рынка // Финансы, учет, аудит. - 2001. - № 10. - С. 33-36.

  15. Гусаков Б.И. Ограниченные инвестиционные ресурсы Беларуси обу­ славливают три реально доступные перспективы научно-техни­ ческого прогресса // Белорусская неделя. - 1999. - № 42. - С. 18-21.

  16. Гусаков Б.И. Экономическая эффективность инвестиций собственни­ ка. - Мн.: НПЖ «Финансы, учет, аудит», 1998. - 216 с.

  17. Дегтярева Е. Лизинг или кредит? Влияние Налогового Кодекса на выбор источника финансирования капитальных вложений // Лизинг- курьер. - 2001. -№ 6. - С. 8-14.

  18. Дементьев В.В. Несмотря на кризис, рост числа лизинговых компаний продолжается // Технологии лизинга и инвестиций. - 1999. — № 1. - С. 57-62.

  19. Джуха В.М. Лизинг. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 320 с.

  20. Дорожкина Н.П. Лизинг или кредит: как производителю выгоднее приобрести оборудование // Технологии лизинга и инвестиций. - 2000.-№ 1-2.

328

  1. Европейский лизинг в цифрах. 1998 год // Технологии лизинга и ин­ вестиций. - 1999. - № 2. - С. 83-93.

  2. Забавский Г.В. Экономическое регулирование международного ли­ зинга в Республике Беларусь. - Мн.: ИООО «Право и экономика», 2002. - 78 с.

  3. Зубко Н.М. Экономическая теория. - Мн.: НТЦ «АПИ», 1999. - 311 с.

  4. Иванов А.А. Договор финансовой аренды (лизинга). Учеб.-прак. по­ собие. - М: Проспект, 2001. - 64с.

  5. Иванов Д.В., Рублев А.Б. Анализ эффективности лизинговых опера­ ций // Лизинг-ревю. - 1998. - № 3-4.

  6. Кабатова Е.В. Лизинг: правовое регулирование, практика. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 203 с.

  7. Карп М.В., Махмутов Р.А., Шабалин Е.М. Финансовый лизинг на предприятии. - М.: ЮНИТИ, 1998. - 119 с.

  8. Киркорова Н.И., Карачун Т.С. Зарубежная практика и проблемы вне­ дрения лизинга в Республике Беларусь. - Мн.: Объединение предпри­ ятий «ЛИЗИНГ», 1994. - 56 с.

  9. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. - М.: Фи­ нансы и статистика, 2000. - 144 с.

  10. Ковалев М. Белорусская банковская система в 2002 году // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2003. - № 13. - С. 40-48.

  11. Кожух Е. Преимущества лизинга как формы инвестирования // На­ циональная экономическая газета, 1999. - № 38. - С. 12.

  12. Колтынюк Б.А. Инвестиционные проекты: Учеб. - СПб.: Изд. Михай­ лова В.А., 2000. - 422 с.

  13. Комаров В. Необыкновенные приключения лизинга в России // Биз­ нес: организация, стратегия, системы. - 1998. - № 3. - С. 56-59.

  14. Краснов Д. Что у нас хорошо и что хорошо на Западе (еще раз о ли­ зинге автотранспортных средств) // Технологии лизинга и инвести­ ций. - 2001. - № 1-2. - С. 47-48.

  15. Краткий обзор банковского рынка Республики Беларусь в 4-м кварта­ ле 1999 г. // Белорусский банковский бюллетень. - 2000. - № 7. - С. 34-41.

  16. Крушвиц Л. Финансирование и инвестиции. Неоклассические основы теории финансов: Пер. с нем. / Под общ. ред. В.В. Ковалева и З.А. Са- бова. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 400 с.

  17. Кузнецов Ф.Н., Рябцев А.А. Экономическая эффективность лизинга // 10 лет кафедре «Экономика и управление в строительстве»: Науч. тр. к-ва кафедры. Вып. 2 /Под ред. проф. И.С. Степанова и доц. В.А. Лу- кинова и P.P. Темишева. - М.: Типография МГСУ, 1999. - 89 с.

  18. Кучеров Э.В. Сравнительный анализ приобретения амортизируемого имущества посредством лизинга и кредитования // Приложение к журналу «Технологии лизинга и инвестиций». - 2002. - № 1. - 40 с.

  19. Левкович А.О. Анализ сравнительной экономической эффективности: покупка, лизинг, кредит // Консультант. - 1999. - № 22. - С. 15-21.

329

  1. Левкович А.О. Закономерности миссии лизинга в экономике. - Мн.: НПООО «ПИОН», 2001. - 240 с.

  2. Левкович А.О. Использование расчетов по сравнительной эффектив­ ности для принятия адекватных управленческих решений // 22 .Mie.dzynarodowe sympozjum naukowe studentow i mlodych pracownikow nauki, Politechnika Zielonogorska, Zielona Gora. - Tom: Zarzadzanie. - 2001. - C. 316-322.

  3. Левкович А.О. Исследование конкурентоспособности форм управле­ ния лизинговым процессом // Банки Казахстана, 2003. - №4. - С. 34-40.

  4. Левкович А.О. Исследование рынка лизинговых услуг на базе анало­ говой модели // 4-й Всероссийский экономический форум студентов и молодых ученых «Экономические и социальные преобразования в России: опыт и проблемы». 30-31 октября 2001 г. Материалы форума. Часть 2. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. - С. 254-256.

  5. Левкович А.О. Количественная оценка экономической эффективности инвестиций // Главный бухгалтер. - 2000. - № 38. - С. 73-79.

  6. Левкович А.О. Концепции управления лизинговой деятельностью // Материалы международной 54-й НТК проф., препод., науч. раб. и ас­ пирантов БГПА. 4-9. - БГПА. - Мн., 2000. - С. 23.

  7. Левкович А.О. Лизинговые отношения в условиях рыночной эконо­ мики // Творческий потенциал студентов: Сб. науч. студ. раб.; под ред. Е.П. Сапелкина. - Мн.: Ред. журн. «Тыдзень», 1998. - С. 134-138.

  8. Левкович А.О. Методика сравнения эффективности вариантов при­ влечения инвестиций // Актуальные проблемы экономики на рубеже веков: состояние и перспективы: Тез. докл. респуб. науч.-практ. студ. конф., 25-26 апреля 2000 г. / БГЭУ. - Мн., 2000. - С. 132-134.

  9. Левкович А.О. Методология реализации миссии лизинга в экономи­ ке // Технологии лизинга и инвестиций, 2003. - № 1.

  10. Левкович А.О. Налоговый щит и его влияние при принятии управленческих решений // Экономика. Финансы. Управление. - 2001.-№ 1.-С. 34-43; № 2.-С. 46-51.

  11. Левкович А.О. Операторы рынка лизинговых услуг // Вестник Ассоциации белорусских банков, 2003. -№ 14. - С. 33-38.

  12. Левкович А.О. Определение рациональной структуры лизинговых платежей // Лизинг-ревю, 2002. - № 6. - С. 9-13.

  13. Левкович А.О. Парадокс лизинга // Лизинг-ревю, 2003. - № 2. — С. 21-27.

  14. Левкович А.О. Роль и место лизинга в экономике Республики Бела­ русь // Вестник Ассоциации белорусских банков, 2002. - № 33. - С. 18-22.

  15. Левкович А.О. Структура рынка лизинговых услуг // Веснж БДЭУ, 2003. -№1. -С. 54-59.

  16. Левкович А.О. Схема практической реализации миссии лизинга в экономике // XXVIII Гагаринские чтения: Тез. докл. Международной

330

молодежной научной конференции, Москва, 9-12 апреля 2002 г. Том 8. - М: Изд-во «МАТИ», 2002. - С. 101-102.

  1. Левкович А.О. Эволюция лизинговых отношений // Вестник Ассо­ циации белорусских банков, 2002. - № 43. - С. 22-26.

  2. Левкович А.О. Экономико-математическая модель сбалансированно­ го рынка лизинговых услуг // Вестник БГЭУ. 2003. № 4-5.

  3. Левкович О.А., Левкович А.О. Лизинг как элемент рыночной эконо­ мики // Материалы международной 53-й НТК проф., препод., науч. раб. и аспирантов БГПА. 4-4. - БГПА. - Мн., 1999. - С. 25.

  4. Левкович О.А., Левкович А.О. Определение миссии лизинга в эконо­ мике // Менеджмент та маркетинг: досягнення i перспективи: Мате- piami IX ВсеукрашськоТ науково-практич-но'1 конференцй (13 березня 2002 р.). - К.: 1ВЦ «Полггехшка», 2002. - С. 145.

  5. Лелецкий Д. Об экономической эффективности лизинга // Рынок цен­ ных бумаг. - 1999. - № 18. - С. 31-34.

  6. Лещенко М.И. Основы лизинга: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 336 с.

  7. Лизинг в Австрии // Информация Лизинговой Ассоциации Австрии, 1994.

  8. Лизинг в России в 1998 году // Технологии лизинга и инвестиций. - 1999.-№1.-С. 19-30.

  1. Лизинг и коммерческий кредит - М.: Ист-Сервис, 1994. - 100 с.

  1. Лизинг: общая характеристика, история, применение в АПК / П.А. Андреев, В.М. Баутин, Р.П. Голиков, А.Т. Юсупова. - М.: Ин- формагротех, 1993. - 47 с.

  2. Лизинг: экономические и правовые основы: Учебное пособие для вузов / М.В. Карп, Е.М. Шабалин, Н.Д. Эриашвили, О.Б. Истомин; под ред. проф. Н.М. Коршунова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 191 с.

  3. Лихачева И. Автомобили «Форд» в лизинг. Партнерское соглашение между «Форд Мотор Компани», «Форд Кредит Европа» и лизинговой компанией «РУСТ» // Лизинг-курьер. - 1999. - № 5. - С. 7-10.

  4. Матяс А., Крупа О. Инвестиционный климат Беларуси: направления улучшения // Белорусский банковский бюллетень. - 2001. - № 10. - С. 41-56.

  5. Нормативно-правовая база, регламентирующая проведение лизинго­ вых операций / Лещенко М.И., Смирнов СВ., Кулешов А.Н., Коро­ бейников С.А. // Инструмент, технология, оборудование. - 1999. - №1.- С. 14-15, 34-35.

■ 95. Общие положения оценки эффективности лизинга // Ресурсы по меж­дународному лизингу (internationalleasing) www.irs.ru/~sinc. - 11 с. 96. О работе народного хозяйства Республики Беларусь в 2000 г. - Мн.: Минстат,2001.-120с.

331

  1. Паничев Н.А., Лещенко М.И., Кальченко В.Н. Лизинг в станко­ строении / Под общей ред. М.И. Лещенко. - М.: Машиностроение, 1996. - 192 с.

  2. Перчик А.И., Гольдман Е.А. Лизинг в нефтегазодобыче. Право. Эко­ номика. - М.: Изд-во ИОСО РАО, 2001. - 254 с.

  3. Шдготрвка та проведения л1зингових операцш в c<f>epi екологп. Практичш рекомендаци / Ю.В. Сосюрко, В.Я. Жуйков, Л.С. Золото- рьова, Ю.С. Петергеря. Шд ред. Ю.В. Сосюрка - Кшв: Аверс, 2000.-215 с.

  4. Пирумов А. Устойчивые перспективы роста // Технологии лизинга и инвестиций. - 2001. - № 1-2. - С. 41-43.

  5. Поделешкина Н.В. Комментарии и рекомендации по ведению бух­ галтерского учета лизинга // Консультант. - 1999. - № 10. - С. 50-60.

  6. Прилуцкий Л.Н. Лизинг: правовые основы лизинговой деятельности в РФ. - М.: «ОСЬ-89», 1996. - 128 с.

  7. Прилуцкий Л.Н. Мировой лизинговый бизнес в 1997 г. // Техноло­ гии лизинга и инвестиций. - 1999. - № Г. - С. 71-78.

  8. Прилуцкий Л.Н. Мировой лизинговый бизнес (краткий обзор) // Технологии лизинга и инвестиций. - 2000. - № 3. - С. 69-73.

  9. Прилуцкий Л.Н. Россия и мировой лизинговый бизнес в 1999 году // Технологии лизинга и инвестиций. - 2001. - № 1-2. - С. 75-80.

  10. Прилуцкий Л.Н. Финансовый лизинг. Правовые основы, экономика, практика. -14.: «ОСЬ-89», 1997. - 272 с.

  11. Пристром Е. Преимущества лизинга // Консультант. - 1999. - №10. -С. 61-64.

  12. Программа социально-экономического развития Республики Бела­ русь на 2001-2005 гг. - Мн.: Беларусь, 2001.

  13. Рафиков С. Методика оценки эффективности применения лизинго­ вого финансирования для приобретения основных средств по срав­ нению с кредитным финансированием // Технологии лизинга и ин­ вестиций. - 2001. - № 1-2. - С. 59-65.

ПО. Сидельникова Л.Б., Назарян Е.Н., Чесноков А.О. Бухгалтерский учет лизинговых операций: Учеб. пособие. - М.: Изд.-книготорг, центр «Маркетинг» МУПК, 2001. - 203 с.

  1. Синяев Н., Алхимова Н. Некоторые аспекты правового регулирова­ ния рынка лизинговых услуг в Германии и его характеристики // Технологии лизинга и инвестиций. - 1999. - С. 64-70.

  2. Смирнов А.Л. Лизинговые операции. - М.: Изд-во АО «Консалт- банкир», 1995.- 135 с.

ИЗ. Социально-экономическое положение Республики Беларусь: ян­варь-декабрь 2002 г. - Мн.: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2003.

114. Старинович А. Инвестирование промышленных предприятий на основе лизинга: дис. ...канд. экон. наук: 08.00.05, Минск. - 2001. -132 с.

332

  1. Старинович А., Соколовский С. Сравнительная оценка эффективно­ сти лизинга и инвестиционного кредита // Вестник Ассоциации бе­ лорусских банков. - 2001. - № 45. - С. 24-32.

  2. Стоимость основных фондов Республики Беларусь в 2002 г. - Мн.: Минстат, 2003.-11 с.

  3. Тренев Н.Н. Управление финансами: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 496 с.

  1. Трушкевич Е.В., Трушкевич СВ. Лизинг: Учеб. пособие. - Мн: Амалфея, 2001. - 224 с.

  2. Финансовый менеджмент. - М.: Перспектива, 1993. - 268 с.

  3. Францева Е.Ф. Лизинг: Справ, пособие. - М.: Изд-во «ПРИОР», 1998.-208 с.

  4. Харитонова Ю.С. Договор лизинга. - М.: Юрайт-М, 2002. - 224 с.

  5. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. - М.: Прогресс, 1990. - 253 с.

  6. Чекмарева Е.Н. Лизинговый бизнес: Практ. пособие. - М.: Эконо­ мика, 1994.- 127 с.

  7. Что их ожидает в текущем году? // Белорусский рынок. - 2003. - №12.-С. 22-23.

  8. Шпиттлер Х.-Й. Практический лизинг: Пер. с нем. - М.: ЦНИИЭП- сельстрой, 1991. - 164 с.

  9. Штельмах В. Лизинг и банковский кредит на приобретение основ­ ных средств: сравнение эффективности // Финансы (Россия). - 1999. - № 8.-С. 19-21.

  10. Annual Report LEASEUROPE 1991. - 1992.

  11. Annual Report LEASEUROPE 1994. - 1995.

  12. Annual Report LEASEUROPE 1997. - 1998.

  13. Annual Report LEASEUROPE 1999 // www.leaseurope.org - 2000.

  14. Annual Report LEASEUROPE 2000 // www.leaseurope.org - 2001.

  15. Annual Report LEASEUROPE 2001 // www.leaseurope.org - 2002.

  16. Clark T.M. Leasing. - London etc. McGrow-Hill, cop. 1978. - 307 p.

  1. Lessons of experience series: leasing in emerging markets. - The World Bank, Washington, D.C., 1996. - 63 p.

  2. Levkovitsch A. Berechnungscharakter der Leasingzahlungen bei stabiler Wirtschaft // Welt der Technologien. - 2000. - № 3. - P. 43-45.

  3. State of the Industry Report 2002. - PriceWaterhouseCoopers, Arlington, 2002. - 35 p.

  4. State of the Industry Report 2001. - Financial Institutions Consulting, Inc., 2001.-63 p.

  5. Toon Sanders The leasing market in Europe // Introduction on the Leaseurope Working Meeting in Budapest, 6lh October 1997. - 12 p.

  6. Derek R. Soper, Robert M. Munro, Ewen Cameron The Leasing hand­ book. - London: 1993. - 365 p.

333

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3

Введение .' 5