2.8.1. История развития лизинга в Республике Беларусь
Начало активных операций в области лизинга в Республике Беларусь относится к 1991 г. В определенной степени пионером можно считать ПКФ «Лотос», созданную в г. Солигорске (ее деятельность связана с предоставлением и обслуживанием транспорта для международных перевозок, лизингом недвижи-
126
мости и оборудования для строительства). Этой фирмой был заключен первый договор лизинга в начале 1991 г. Но первой специализированной лизинговой компанией, осуществляющей в широком масштабе лизинговые операции на профессиональном уровне и в широком масштабе, стало ООО «Приорлизинг», зарегистрированное в июне 1991 г. Учредителями компании стали «Приорбанк», «Белгосстрах», «Лада-лизинг» и БНПА (ныне-БНТУ). С первых дней своей деятельности компания приступила к активной работе, заключив до конца 1991 г. лизинговые соглашения с Приорбанком, МАЗом и ПО «Интеграл» на общую сумму свыше 500 тыс. USD. Ее фактическая монополия на рынке сохранялась до начала 1992 г., когда появились «Дукат-лизинг» и «Белинтерфинанс».
«Дукат-лизинг» был зарегистрирован как дочерняя структура одного из филиалов «Белбизнесбанка». Позднее он стал соучредителем и дал название АКБ «Дукат», который, в свою очередь, выкупил его у «Белбизнесбанка» и нескольких других мелких совладельцев. В конце 1994 - начале 1995 гг. были созданы три дочерние структуры: «Лингос», «Тонвар» и «Лифт». Основным учредителем и клиентом фирмы до 1995 г. являлся АКБ «Дукат», банкротство которого отразилось и на работе его дочерней компании. Счета «Дукат-лизинг» оказались замороженными. Ныне из четырех фирм нормально функционирует лишь одна - «Лингос». В настоящее время «Дукат-лизинг» находится в стадии реорганизации. В ближайшее время он планирует возобновить работу, но под новым названием.
Финансовая компания ЗАО «Белинтерфинанс» была зарегистрирована как 100%-ная дочерняя структура АКБ «Белвнеш-экономбанк». Она не являлась специализированной лизинговой компанией. Лизинг, наряду с обычными инвестициями, стал одним из направлений ее деятельности, направленной на техническое переоснащение отечественных предприятий промышленного и агропромышленного комплекса и повышение эффективности их работы за счет внедрения новых технологий.
В Республике Беларусь лизинг на первых порах внедрялся с трудом. Прежде всего сказывалось полное незнание субъектами хозяйствования сути данного вида деятельности. Первые лизинговые компании приложили немало усилий, посещая предпри-
127
ятия и организовывая учебные семинары для того, чтобы убедить потенциальных клиентов в привлекательности лизинга.
Постепенно на белорусском рынке начал формироваться спрос на этот вид услуг. В 1993 г. число фирм, занимающихся лизингом, резко увеличилось. В основном, создавались фирмы двух типов. Во-первых, это были банковские лизинговые компании, учреждаемые коммерческими банками как дочерние структуры. Поскольку практически все лизинговые компании создавались как общества с ограниченной ответственностью, то они не имели значительного уставного капитала и нуждались в заемных средствах для приобретения имущества по заявкам клиентов. Для банковских фирм этот вопрос решался относительно просто, так как они в первую очередь ориентировались на кредиты «материнского» банка. Во-вторых, это были небольшие частные фирмы, редко имеющие в своем штате профессионально подготовленных специалистов в области лизинга. Руководство таких фирм стремилось заключать долгосрочные соглашения с банковскими учреждениями для обеспечения источника кредитных средств. Но чаще всего эти фирмы были вынуждены заниматься обычной торгово-закупочной деятельностью, чтобы обеспечить себе необходимый доход.
Стремясь привлечь клиентов, частные лизинговые компании часто шли на нарушение негласных «правил игры», оговоренных представителями более крупных фирм в условиях отсутствия в то время какого-либо нормативного регулирования лизинговой деятельности. Например, они заключали договоры, предусматривавшие 100%-ную амортизацию имущества у лизингополучателя в течение 5-6 месяцев. Это нанесло серьезный вред лизингу, т.к. дискредитировало его в глазах финансовых органов.
По мере роста числа белорусских лизинговых компаний появилась необходимость в создании лизингового союза, который занялся бы отстаиванием интересов своих членов, методической работой, а также подготовкой специалистов в области лизинга. В результате в 1993 г. была образована Ассоциация лизинговых компаний, которую учредили шесть первых лизинговых фирм республики, а в состав ее членов вошли еще около десяти лизинговых компаний.
128
В этот период лизинг существовал и развивался в неприспособленном для него правовом поле. Работать приходилось по принципу «разрешено то, что не запрещено», делая ссылки на существовавший Закон «Об аренде», на аналоги зарубежных нормативных актов. Иногда это помогало в работе с государственными структурами, например, с некоторыми ГНИ по вопросу ускоренной амортизации, но чаще такая ситуация вызывала проблемы. Например, таможенные органы отказывались признавать лизинг как таковой и подводить его под какой-либо из существующих таможенных режимов на том основании, что он не упоминался ни в таможенном кодексе, ни в инструктивных письмах.
Большие затруднения вызывал бухгалтерский учет лизинговых операций, так как ввиду общей сложности и запутанности нашего учета бухгалтера привыкли пользоваться инструктивными письмами и разъяснениями Министерства финансов и Государственной налоговой инспекции по каждому виду хозяйственных операций. В целом такое положение вещей являлось абсолютно неприемлемым.
В 1993 г. в рамках Ассоциации совместно с Министерством экономики был подготовлен проект Положения о лизинге и сделана попытка утвердить его как нормативный документ Кабинета Министров. Но, несмотря на проведенное согласование со всеми заинтересованными ведомствами, юридическое управление Кабинета Министров отклонило проект под предлогом отсутствия упоминаний о лизинге в Гражданском кодексе.
После этого было принято решение действовать сначала на уровне министерств через инструктивные письма. Ассоциация, привлекая наиболее опытных специалистов из банковских лизинговых компаний, участвовала в разработке проекта Методических указаний о порядке учета лизинговых операций и содействовала на правительственном уровне тому, что эти указания были утверждены Министерством финансов 11 апреля 1994 г. за №61 и опубликованы. Таким образом, в начале 1994 г. в Республике Беларусь появился первый на территории стран СНГ нормативный правовой документ в области лизинга.
В результате того что лизинг в Беларуси всецело зависел от инициативы снизу и не получал государственной поддержки, развиваться он мог только до определенных пределов. Поэтому
129
после первого пика в 1993 г. развитие лизинга в республике затормозилось.
В 1995 г. отечественный лизинг получил новый толчок к своему развитию. Состояние экономики в это время вызывало тревогу и озабоченность в структурах власти. Руководители всех уровней искали выход из сложившейся обстановки. Многие из них, обратив внимание на лизинг, восприняли его как панацею в решении ряда экономических проблем и в первую очередь вывода промышленности из состояния застоя. Популярность лизинга росла. В различных министерствах и ведомствах его стали включать в отраслевые планы развития. Разделы о лизинге были включены в Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг., в Программу развития Республики Беларусь до 2000 г. Важное место лизингу отводилось в постановлении Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 июля 1996 г. № 457, утвердившем Национальную Программу привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь.
В такой обстановке стала ясна необходимость выхода на международный рынок не только на уровне отдельных фирм, но и для участия в работе международных лизинговых организаций. В первую очередь необходимо было членство в «LEASEU-ROPE», поскольку это обеспечивало доступ к последним теоретическим разработкам в области лизинга, к различного рода информации, давало возможность участия в международных семинарах и конференциях, обучения с участием ведущих специалистов европейских стран, а также создавало условия для установления деловых контактов с зарубежными лизинговыми компаниями через национальные ассоциации. Но поскольку «LEASEUROPE» объединяет только коллективных членов - национальные ассоциации и союзы, встал вопрос о реорганизации Ассоциации лизинговых компаний в объединение со статусом общественной, а не хозяйственной, организации.
Весной 1995 г. было создано новое объединение - Союз лизинговых предприятий Беларуси, учрежденный 15-ю лизинговыми компаниями. Союз с первых дней своего существования активно занялся вопросами отстаивания интересов белорусских лизингодателей, т.к. начало его деятельности совпало с появле-
130
нием ряда документов (в основном инструктивных писем Национального банка), серьезно осложняющих работу лизинговых компаний. Содержание инструктивных писем Национального банка сводилось, главным образом, к ограничениям и запрещениям коммерческим банкам сотрудничать с лизинговыми компаниями одновременно в качестве кредитора и клиента. Такая позиция нанесла ущерб развитию лизинга и технической оснащенности коммерческих банков. Ряд проблем также был вызван документами, изданными другими государственными органами.
Летом 1995 г. по указанию одного из управлений Национального банка практически было запрещено кредитование лизинговых операций. Многие коммерческие банки отказались от сотрудничества с лизинговыми фирмами. И только благодаря активной деятельности Союза лизинговых предпринимателей кредитование удалось возобновить.
Немногим позже Министерство финансов ввело 5%-ный налог на продажу. Разработчики этого норматива исходили из того, что лизинговая операция - это скрытая продажа в рассрочку и должна подпадать под данный вид налогообложения. Налог на продажу практически полностью «съедал» маржу лизингодателя и делал абсолютно невыгодными операции обратного лизинга. Благодаря большой работе руководства Союза лизинговых предпринимателей, проделанной в Министерстве финансов, Министерстве экономики, Министерстве юстиции, удалось доказать, что лизинг отличается от купли-продажи в рассрочку.
К началу 1996 г. в Республике Беларусь уже сложился рынок лизинговых услуг. Объем лизинговых операций достиг 30-40 млн. USD.
Активная деятельность Союза обеспечила новый прорыв в правовом развитии лизинга в 1996 г. Благодаря интересу к проявляемому лизингу со стороны руководящих органов удалось создать основу законодательной базы по лизингу. Среди документов, принятых Правительством Республики Беларусь, следует отметить Положение о лизинге на территории Республики Беларусь, утвержденное Министерством экономики 29 февраля 1996 г. № 14а, и изменения в Методические указания о порядке учета лизинговых операций, утвержденные Министерством экономики 30 июля 1996 г. № 19/12-1874 и Министерством финан-
131
сов 23 августа 1996 г. №53. К разработке обоих документов привлекались лучшие специалисты предприятий - членов Союза лизинговых предпринимателей.
Принятие данных документов позволило идти навстречу пожеланиям клиентов, разнообразить формы осуществляемых лизинговых сделок. Появилась реальная возможность развивать оперативный лизинг в Республике Беларусь. Также была узаконена свободная амортизация имущества по договорам финансового лизинга, размер которой определяется условиями договора. Данное право было закреплено Письмом Министерства финансов «О внесении изменений в нормы амортизации, касающиеся ускоренной амортизации при проведении лизинговых операций», зарегистрированном Министерством юстиции от 21 августа 1996 г. за № 1556/12. Такой нормативный акт существует только в Республике Беларусь. И если в условиях нормальной экономической ситуации его положения вызвали бы серьезные возражения из-за опасения злоупотреблений при уклонении от налогов за счет неправомерного завышения себестоимости, то в отечественных условиях это единственная возможность сделать проект окупаемым и расплатиться с лизингодателем.
В октябре 1996 г. Союз лизинговых предприятий был принят в «LEASEUROPE» на правах ассоциированного члена. В апреле 1997 г. он преобразован в Белорусский союз лизингодателей (информация о его деятельности отражена в параграфе 2.8.2).
Сравнительно благоприятное развитие лизинга в республике было прервано летом 1997 г. выходом постановления Совета Министров Республики Беларусь «О предприятиях и организациях, осуществляющих деятельность по передаче имущества в лизинг» от 8 августа 1997 г. № 1045. Данное постановление явилось началом активного регулирования правительством лизинговой деятельности в республике, оно ввело в Республике Беларусь лицензирование лизинговой деятельности и установило минимальный уставный фонд для лизинговых компаний в размере 50 000 ЭКЮ.
Фактически этот документ являлся серьезным препятствием для существования 95% лизинговых предприятий страны. Формирование уставного фонда в таком размере было крайне за-
132
труднено. В результате до конца декабря 1997 г. создалась ситуация сплошной неопределенности. Объем сделок по лизингу стал резко сокращаться из-за настороженности лизингополучателей, в первую очередь коммерческих банков." Так, наблюдалось снижение лизинговых сделок в первом квартале 1998 г. по сравнению с третьим кварталом 1997 г. в пять раз.
Союз обратился к Президенту страны с просьбой об отмене постановления № 1045, ущемляющего деятельность отечественных лизингодателей. Благодаря поддержке Президента постановлением от 6 июля 1998 г. № 1042 «О внесении изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» лицензирование лизинговой деятельности отменено.
31 декабря 1997 г. выходит постановление Совета Министров № 1769 «О лизинге на территории Республики Беларусь», которым введено новое Положение о лизинге на территории Республики Беларусь; 30 января 1998 г. выходит очередная редакция Методических указаний о порядке бухгалтерского учета лизинга, утвержденная Министерством финансов за № 2. На сегодняшний день это два основных документа, регламентирующих лизинговую деятельность в республике.
Следует отметить, что, с одной стороны, такое частое изменение нормативных документов, регулирующих сферу лизинговой деятельности, договоры по которой являются долгосрочными, отрицательно сказывается на работе субъектов данной сферы, а с другой, - принятие новой редакции этих нормативных документов позволило посредством подписания Президентом Республики Беларусь 2 июля 1998 г. Указа № 325 присоединиться к Конвенции УНИДРУА о международном лизинге от 28 мая 1988 г.
Конечно, существует еще много слабых мест в отечественном законодательстве при регулировании лизинговых операций, однако можно отметить, что к середине 1998 г. в Республике Беларусь была создана вполне приемлемая нормативная правовая база лизинга для нормальной работы лизинговых компаний как на внутреннем рынке, так и за пределами государства.
Однако экономическая ситуация в республике такова, что, достигнув пика в своем развитии в 1996-1998 гг., рынок лизинговых услуг постепенно стал сокращать свои обороты. Основная
133
негативная тенденция состояния отечественной экономики последнего времени выражается, как известно, в наличии высокой инфляции, а также в падении уровня производственной и деловой активности. Это обстоятельство оказывает самое отрицательное воздействие как на развитие лизингового бизнеса вообще, так и на конкретные процессы формирования спроса и предложения на рынке лизинговых услуг.
На сегодняшний день в Республике Беларусь существует не более 30-40 лизинговых компаний, и в целом инфраструктура лизингового бизнеса так и не сформировалась.
К сожалению, информация по деятельности отечественных операторов рынка лизинговых услуг отсутствует. Последние статистические исследования проводились в 1996 г. Однако произошедшие с тех пор существенные изменения в лизинговой отрасли не позволяют использовать те данные для анализа основных тенденций. Именно поэтому в монографии пропущен такой существенный аспект, как анализ белорусского рынка лизинговых услуг.
- Предисловие
- Введение
- Глава 1
- 1.1. Эволюция лизинговых отношений и место лизинга в экономике
- 1.2. Этапы реализации лизингового соглашения
- 1.3. Виды лизинга
- 1.4. Эволюция организационных форм управления лизинговым процессом
- Глава 2
- 2.1. Анализ тенденций на рынке лизинговых услуг
- 2.2. Опыт сша
- 2.3. Опыт Японии
- 2.4. Опыт Германии
- 2.5. Опыт Соединенного Королевства
- 2.6. Опыт Чехии
- 2.7. Практика лизинговых отношений в Российской Федерации
- 2.8. Практика лизинговой деятельности в Республике Беларусь
- 2.8.1. История развития лизинга в Республике Беларусь
- 2.8.2. Деятельность 00 «Белорусский союз лизингодателей»
- 2.8.3. Влияние экономической ситуации в Республике Беларусь на развитие лизинговых отношений
- Глэва 3
- 3.1. Виды лизинговых платежей
- 3.2. Анализ структуры лизинговых платежей. Погашение основной суммы долга равными частями
- 3.2.1. Погашение балансовой стоимости объекта лизинга
- 3.2.2. Плата лизингодателю за предоставленную услугу
- 3.2.3. Стоимость финансовых ресурсов
- 3.2.4. Маржа лизинговой компании
- 3.2.5. Страховые платежи
- 3.2.6. Дополнительные расходы
- 3.2.7. Налог на добавленную стоимость
- 3.3. Анализ структуры лизинговых платежей. Регулярные платежи с постоянной величиной
- 3.4. Методика сравнительного анализа схем финансирования инвестиций
- 3.4.1. Описание методики
- 3.4.2. Определение возможных альтернатив
- 3.4.3. Расчет потоков затрат при различных схемах финансирования инвестиций
- 3.4.4. Налоговый щит и его влияние на принятие управленческих решений
- 3.4.5. Расчет налогового щита при покупке
- 3.4.6. Расчет налогового щита при лизинге
- 3.4.7. Расчет налогового щита при банковском кредите
- 3.4.8. Анализ возможностей субъекта хозяйствования при использовании налогового щита
- 3.4.9. Понятие временной стоимости денег
- 3.4.10. Расчет текущей стоимости каждой схемы привлечения инвестиций
- 3.4.11. Качественный анализ
- 3.4.12. Обработка полученных результатов
- 3.5. Сферы эффективного использования лизинга
- Глава 4
- 4.1. Общие ограничения рынка лизинговых услуг
- 4.2. Классификация операторов и модель рынка лизинговых услуг
- 4.3. Методология формирования рынка лизинговых услуг
- 4.4. Экономико-математическая модель сбалансированного рынка лизинговых услуг
- Глава 1. Теоретические аспекты и миссия лизинга
- Глава 2. Особенности развития лизинга в некоторых
- Глава 3. Инвестиционный аспект лизинговых
- Глава 4. Управление рынком лизинговых услуг 267
- 113152, Г. Москва, Загородное шоссе, д. 5, корп. 1.