logo search
Пособие по экономике для неэкономических специа

18.5. Реформа здравоохранения

Реформа здравоохранения в РФ состояла в переходе от модели бюджетной медицины к модели страховой медицины. Она была начата в 1993 г. При бюджетной медицине налоги поступают в государственный бюджет, а затем происходит выделение средств по отдельным статьям расходов на зарплату медицинским работникам, на оборудование, на хозяйственные нужды и т. д. Помощь населению оказывается бесплатно. Неизбежным следствием такого механизма были очереди в поликлиниках, дефицит лекарств, коек в больницах, отсутствие стимулов для развития. Сокращение финансирования здравоохранения в 1990-е годы более чем на треть вследствие нарастающего дефицита госбюджета вызвало настоятельную необходимость реформирования системы здравоохранения с тем, чтобы задействовать негосударственные источники финансирования медицины. С 2000 г. объём государственного финансирования стал увеличиваться, но к 2005 году всё ещё не достиг уровня конца 80-х годов ХХ века.

Еще в 1988 году была создана перестроечная модель бюджетной медицины. Появилась базовая программа обязательного медицинского страхования (ОМС) и добровольное медицинское страхование (коллективное на предприятиях и платные услуги отдельным гражданам с определенной гарантией). Согласно программе ОМС страховые взносы из бюджета по долговременным стабильным нормативам на 1 жителя перечислялись независимым коммерческим страховым медицинским организациям (финансовому институту), которые перечисляли деньги медицинским организациям (больницам, поликлиникам и т.д.) за оказанные населению бесплатные услуги. Деятельность страховых организаций вызывала большие сомнения, так как коммерческой она была формально, а по существу они были лишними посредниками, «сидели» на бюджетных потоках и взносах предприятий.

В 1993 году вышло положение о федеральных и территориальных фондах обязательного медицинского страхования, самостоятельных государственных некоммерческих кредитно-финансовых учреждениях, в которые вошли 294 бывшие страховые организации. Они стали государственными ФОМСами, которые аккумулировали страховые взносы работодателей и взносы государства и финансировали программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи.

Сложившаяся модель обязательного медицинского страхования (ОМС) не оказала существенного влияния на эффективность использования ресурсов здравоохранения. Не оправдались первоначальные ожидания появления конкуренции между страховщиками, стимулирующей их активность в области защиты прав застрахованных и оптимизации размещения заказов среди поставщиков медицинских услуг. Население практически не может выбрать страховщика. А сами страховщики не несут финансовых рисков в отношении оплаты медицинской помощи и поэтому не заинтересованы в выборе более эффективных вариантов организации предоставления медицинской помощи застрахованному населению.

Главным недостатком существующей на сегодня системы ОМС является несбалансированность программ ОМС с размерами страховых платежей. Эта проблема обусловлена прежде всего невыполнением субъектами РФ и органами местного самоуправления обязательств по уплате страховых взносов на неработающее население в полном объёме.

В течение 2004 г. Министерство здравоохранения и социального развития работало над подготовкой двух проектов федеральных законов, призванных обеспечить правовую базу модернизации здравоохранения: «О государственных гарантиях медицинской помощи» и «Об обязательном медицинском страховании». Эти законопроекты не были внесены ни в конце 2004 г., ни в начале 2005 г. Правительством на рассмотрение в Думу, поскольку разногласия между Минздравсоцразвития, Минфином и Минэкономразвития так и не были устранены.