logo
Пособие по экономике для неэкономических специа

15.1.Особенности приватизации в постсоциалистических странах.

В 80-е гг. ХХ века в целом ряде государств развернулся процесс приватизации государственной собственности и к середине 90-х гг. более восьмидесяти развитых и развивающихся стран приняли национальные программы сокращения государственного сектора и осуществления процесса приватизации. Лидером выступала Великобритания, которая последовательно осуществила приватизацию всей принадлежащей государству собственности. Программы приватизации других стран, не обладая такой масштабностью, отличались по целям, методам и побудительным мотивам.

Опыт приватизации в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) сводится к трем основным моделям. Концепция первой модели основана на исходном бесплатном и уравнительном распределении среди граждан прав на приобретение государственных предприятий. Формами права на приобретение выступают приватизационные чеки или инвестиционные купоны, ваучеры, боны. После бесплатного распределения они обмениваются на акции приватизируемых предприятий. Основной целью такой модели приватизации становится создание инфраструктуры рыночной экономики. Видимость равных стартовых условий носит социальную окраску и должна нейтрализовать возможную отрицательную реакцию низкодоходных слоев нации. В условиях бесплатного распределения прав на приобретение, фискальные интересы государства не являются решающими. В процессе реализации этой модели изменение отношений собственности носит формальный характер, серьезные стимулы для рынка в изменении техники, технологии и организации производства отсутствуют. В результате прибыльность и рентабельность приватизируемых предприятий остается прежней и может даже обнаружить тенденцию к падению в условиях отсутствия поддержки государства.

Концепция второй модели приватизации не ставит задачу соблюдения социальной справедливости в отношении всех слоев нации. Основу ее механизма составляет продажа акций предприятия его трудовому коллективу на льготных условиях. В таком случае фискальная проблема не решается, модель обеспечивает быструю передачу государственного предприятия ассоциированному собственнику. Изменения эффективности и прибыльности зависит от того, насколько успешно будет решена проблема управления.

Механизмом третьей модели служит продажа государственного предприятия по рыночной стоимости. В этом случае возможны обострения противоречий и социальные протесты представителей наемного труда.

Ни в одной из стран ЦВЕ названные модели не были реализованы в чистом виде: формирующиеся макросистемы каждой из этих стран характеризуются уникальным соотношением основных моделей и специфическими результатами приватизационных процессов.

В Чехии малая приватизация началась в 1991 году, ее единственным методом был открытый аукцион. Поскольку законом не был установлен предельный размер приватизируемого объекта, то в рамках малой приватизации могли быть проданы и крупные объекты государственной собственности.

Преимущества получили те трудовые коллективы, которые длительное время работали в условиях договора аренды. Мелкие предприятия, национализированные после второй мировой войны, были возвращены бывшим владельцам или их наследникам.

В конце 1991 г. развернулась купонная приватизация. В соответствии с первой моделью всем достигшим 18-летнего возраста предоставлялось возможность приобрести именные инвестиционные купоны, которые давали право на часть акций любого из приватизируемых предприятий. Другая часть акций передавалась федеральным фондам национальной собственности, продавалась на рынке ценных бумаг и передавалась владевшим объектами собственности до 1948 г.

Посредниками в процессе приватизации стали 437 инвестиционных фонда, инициаторами образования которых являлись госслужащие, связанные с механизмом проведения ваучерной приватизации. В инвестиционные фонды обратилось 72% граждан. В соответствии с законодательством они не имели права приобретать больше 20% акций, выпущенных акционерным обществом и помещать больше 10% своих активов в акции одной компании. Операции по покупке и продаже акций были компьютеризированы.

Результатом массовой купонной приватизации стала концентрация объектов собственности у ограниченного числа частных лиц. Равные стартовые возможности оказались иллюзией социальной справедливости.

Кроме частной, получили развитие кооперативная и смешанная формы собственности. Кооперативная распространена в сельском хозяйстве, реорганизация которого была осуществлена на основе реформации Единых сельскохозяйственных кооперативов (ЕСНХ), которые были основными производственными предприятиями на селе. Их преобразование прошло в несколько этапов, в результате чего по решению трудовых коллективов ЕСНХ получали новое предпринимательское содержание, сохраняя при этом кооперативную форму собственности. Из числа прежних ЕСНХ 95% были реорганизованы в кооперативы нового типа – добровольные объединения частных земельных собственников. В Чехии смешанная форма собственности распространена в промышленности и финансовых сферах.

В Венгрии более 50% сферы услуг, 1/3 розничного товарооборота и 15% объема строительно-монтажных работ находились в частной собственности. Однако проблема низкого уровня доходов и пассивной в связи с этим роли большей части нации в процессе приватизации стояла также и перед Венгрией.

Специфика реализации третьей модели в венгерском варианте состояла в предоставлении особых налоговых льгот иностранному капиталу, которые поставили его в неправильное положение по сравнению с национальным. Доходы от иностранных инвесторов составили 85% доходов от приватизации. Венгерское правительство ориентировалось на приватизацию быстрыми темпами и поэтапное создание рыночной инфраструктуры.

В Польше администрация поставила цель за 1-3 года сократить государственный сектор до 30%, что сделало бы изменения экономической модели необратимыми. В соответствии с программой приватизации средние и крупные предприятия преобразовывались в акционерные общества. Акционирование осуществлялось на следующей долевой основе: 10% акций бесплатно передавалось трудовому коллективу, 30% акций оставалось в руках государства, 60% передавалось инвестиционным фондам, собственниками капитала которых объявлялось все взрослое население.

Немецкую модель приватизации и построения социально ориентированной экономики рассматривают как альтернативу политике, проводимой Международным банком реконструкции и развития, МВФ и другими международными финансовыми организациями. Основой реализации третьей модели в Германии стал развитый институт частной собственности ФРГ. Из всех предприятий бывшей ГДР конкурентоспособными в новых условиях были признаны только 10%, и продажа остальных 80% по рыночной стоимости стала основной проблемой приватизации.

В 1990 г. в Германии для управления и приватизации государственного имущества ГДР особым законодательным актом был учрежден Тройханд (Трастовая Компания – ТК) – государственная организация под контролем Федерального министерства финансов. Согласно закону о ТК, принятому в июне 1990 г., вся общенародная собственность бывшей ГДР в сфере промышленности и торговли становилась государственной федеральной собственностью и передавалась во владение ТК. Приватизация почти 13 тыс. восточногерманских предприятий с общей численностью занятых более 5 млн. чел. Была успешно проведена за пять лет.

В процессе приватизации акции приватизируемых мелких предприятий продавались работникам со скидкой в зависимости от трудового стажа. Предпочтение оказывалось работникам управления, поскольку они имели стартовый опыт менеджмента.

Продаже объектов собственности по рыночной стоимости предшествовал предприватизационный период, когда создавались базы данных по каждому предприятию. ТК стремилась к продаже 100% всех объектов. Если покупатель приобретал только долю участия в капитале предприятия, не дающую ему право контроля, то предпринималась попытка через «опцион на продажу» стимулировать покупателя приобрести оставшиеся долевые части предприятия.

В случае предоставления покупателем перспективного плана стратегического развития объекта, он мог рассчитывать на государственную ссуду до 1 млн. немецких марок на 20 лет под льготные проценты. Погашение ссуды начиналось через 10 лет после заключения соглашения.

Общей тенденцией для всех формирующихся макросистем ЦВЕ стал спад во всех структурообразующих отраслях национальных экономик. Самым серьезным образом процессы приватизации отразились на машиностроительном комплексе, доля которого в ВВП значительно упала, и машиностроение уже не занимает преобладающих позиций в национальных экономиках, как было ранее. Результатом процессов приватизации стало изменение социальной структуры этих стран. Сформировались новые соотношения по трудовому статусу: наемные работники и работодатели.

Лидирующие позиции по результатам реформ и процесса приватизации занимают Венгрия, Польша, Чехия, Словакия и Словения. Они достаточно быстро сумели преодолеть спад и обеспечить высокие темпы экономического роста.