logo
Пособие по экономике для неэкономических специа

2.2. Виды потребностей и потребления

Потребности можно классифицировать по разным критериям и подходам. Деление потребностей по субъектам можно изобразить на следующей схеме:

Общественные (государственные) потребности

(потребности общества, государства)

Коллективные (групповые) потребности

(потребности группы, коллектива)

Семейные потребности (потребности семьи)

Личные потребности (потребности индивида)

В свою очередь, каждый из перечисленных по субъектам вид потребностей имеет свою собственную структуру, ассортиментный набор.

Так, к личным (индивидуальным) потребностям относятся все то, что жизненно необходимо человеку. Сюда входят продукты питания, которые также дифференцируются по химическому составу и полезности для организма. Биологи и медики разрабатывают научно-обоснованные нормы душевого потребления продуктов питания на сутки, неделю, месяц, год. Приведем для иллюстрации таблицу примерных норм годового потребления основных продуктов питания, рекомендованных здоровому человеку в РФ.

Таблица 2-1

Единица измерения

Научно – обоснованная норма

Мясо и мясопродукты

Молоко и молочные продукты

Рыба и рыбопродукты

Яйца

Сахар

Хлеб (в пересчете на муку)

Овощи, бахчевые

Масло растительное, маргарин

Фрукты, ягоды

Картофель

кг

кг

кг

кг

кг

кг

кг

кг

кг

кг

82

40,5

18,2

292

35-40

110

146

9

113

97

В настоящее время фактическое среднедушевое потребление этих продуктов питания в Российской Федерации существенно ниже научно обоснованных норм. Например, по мясу почти на половину, по молоку и рыбе соответственно на 40% и 18%. Правда, средние показатели не отражают реального потребления по разным семьям. Есть семьи, доход которых не позволяет выйти даже на эти показатели душевого потребления пищевых продуктов.

Также имеются нормы душевого потребления по личному “гардеробу”, определяющие, сколько комплектов одежды (пальто, шуб, курток, свитеров, костюмов, платьев), туфель, сапог, головных уборов и т.д. должен иметь житель северной зоны, зоны умеренного климата и зоны с теплым или жарким климатом. Некоторые предметы личного гардероба, как и продукты питания, обладают взаимозаменяемостью. (Например, шуба – телогрейкой, утепленные сапоги – валенками).

Кроме того, к благам, удовлетворяющим личные потребности относятся жилье, предметы домашнего обихода, бытовые услуги, духовные, культурные ценности, образование, охрана здоровья, труд и отдых, информация, коммуникации, защита прав человека. Нормы потребления многих из перечисленных предметов – обувь, одежда, жилье, предметы домашнего обихода – определяют экономисты, а уровень потребления культуры и духовных благ – социологи.

Личные потребности могут еще делиться и по критерию насыщаемости. Например. при потреблении пищи периодически наступает предел насыщенности. Есть и ненасыщяемые потребности, связанные чаще всего с индивидуальной психологией потребителя. К ним с известной долей условности можно отнести потребности индивида в деньгах, различных материальных ценностях, потребность овладеть властью, престижных вещах и так далее. Во всем должно быть чувство меры и здравого смысла. Существуют и вредные, нездоровые с точки зрения общества потребности. К данной категории относятся потребности в курении, спиртных напитках, наркотических средствах. При всем осознании губительного влияния на здоровье и психику человека таких потребностей обществу нелегко удержать отдельных индивидов от этих соблазнов, привычек, перерастающих в органическую потребность со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

Личные потребности тесно связаны с коллективными и общественными. Во-первых, индивид, человек – основная клеточка общественного организма. Вне человека нет человеческого общества, а потому, как бы индивидуальны не были его потребности, они всегда содержат в себе общественный характер и общественную значимость. Во-вторых, вслед за индивидом идет семья, а значит и семейные потребности. Последние по своему набору и содержанию напоминают, а чаще – включают личные потребности. В то же время семья как более сложная социальная и общественная ячейка, характеризующаяся совместной жизнью нескольких связанных родственными узами и иерархическими отношениями индивидов, имеет и такие потребности, которые отличаются от личных потребностей в чистом виде. Это, прежде всего потребности в рациональном по метражу и коммунальными услугами жилье, в предметах домашнего обихода, а также вызванных необходимостью содержать и воспитывать детей, вести общесемейное, в том числе приусадебное или садово-дачное хозяйство и т.д.

Вслед за семьей идет социальная группа. Ее потребности носят коллективный характер потребностей людей, объединившихся кругом интересов – профессиональных, любительских. Например, футбольной команде требуются мячи, подготовленное поле, оформленные ворота; кружку кройки и шитья – швейные машины, пряжа, нитки, вязальные машины. К этой категории потребностей примыкают также коллективные потребности работников одного и того же цеха, производственного участка, бригады, учебной группы. Это может быть потребность в совместном рассмотрении и решении каких-либо общих не производственных и внеучебных вопросов (идти бригадой, классом и группой на экскурсию, в театр и т.д.), преодолении межличностных конфликтов, организации совместного отдыха и пр.

На следующем уровне можно выделить потребности отдельного региона, административно - территориального образования. Типичным примером такого потребителя является Республика Коми.

Республика испытывает потребность существенных изменений структуры хозяйства в сторону развития не только добывающих, но и обрабатывающих отраслей, формировании замкнутого воспроизводящего комплекса, создании оптимальной производственной и социальной инфраструктуры. В состав производственной инфраструктуры входят предприятия и сооружения, обеспечивающие хозяйственную деятельность Коми республиканского региона. Сейчас это в основном лесо-, нефте-, газо- и угледобывающие предприятия.

Социальная инфраструктура – это комплекс предприятий и учреждений, обеспечивающих необходимые современные материальные и культурно-бытовые условия жизни (строительство и эксплуатация жилищного фонда, наука и искусство, общее и профессиональное образование, здравоохранение и социальное обеспечение, торговля и коммунальное хозяйство, спортивно – оздоровительный комплекс).

Роль регионов как потребителей возрастает в свете Федеративного договора и новой Конституции, в которых подчеркивается их экономическая и социальная самостоятельность.

Наконец, самостоятельным субъектом потребностей может быть государство. Оно нуждается в материальных и духовных ценностях для удовлетворения общих или общественных потребностей. Они весьма разнообразны: оборона страны, государственная и личная безопасность населения и поддержание правопорядка, содержание системы правосудия, охрана и восстановление окружающей среды, административно-политическое и хозяйственное управление, охрана здоровья людей, доступ к образованию, развитие науки и техники, культуры, спорта, отдыха, внешнеполитических и внешнеэкономических связей. Общественные потребности характеризуются тем, что каждый житель страны имеет право на их удовлетворение. В самом деле, каждый из вас хочет спокойно и безопасно ходить по улицам города, обладать неограниченным правом на образование и удовлетворять свою потребность в его получении, пользоваться квалифицированным и доступным медицинским обслуживанием, дышать чистым воздухом, пить экологически чистую воду и потреблять такие же качественные продукты питания.

Классификацию потребностей можно с такой же правомерностью проводить по другим критериям, подходам и признаками. В зависимости от характера, природы возникновения выделяют три их группы (класса): физические, социальные и интеллектуальные.

Физические потребности связаны с поддержанием физической жизни человека. К ним относятся потребности в пище, одежде, жилье, а также такие, как потребность в двигательной активности, во сне и т.д.

Эти потребности задаются человеку самой природой. Тем не менее, характер производства, социальный строй и конкретные условия, в которых находятся люди, накладывают на них отпечаток: например, потребность в жилище из простейшей нужды в крыше над головой превратилась в потребность в благоустроенном жилье и т.п.

Социальные потребности возникают в связи с функционированием человека в обществе. К ним относятся потребность в общественной деятельности, самовыражении, общении с людьми, обеспечении социальных прав и т.д.

Социальные потребности рождаются в процессе деятельности человека как общественного субъекта. В отличие от физических они не задаются природой, не закладываются генетически, а приобретаются в ходе становления человека как личности, его развития как члена общества.

Интеллектуальные потребности – рождаются разумом человека и связаны с его интеллектуальной деятельностью. Это потребности в познании окружающего мира, образовании, повышении квалификации, различных видах творческой деятельности (в том числе и творческой самодеятельности) и т.д. Важную роль в развитии этих потребностей играет общественная среда, в которой находится и воспитывается человек.

Материальные потребности возникают в сфере материальной жизнедеятельности человека. В качестве объекта таких потребностей выступают материальные блага и услуги (продукты питания, предметы одежды, жилище и домашняя обстановка, коммунальные и бытовые услуги т.п.).

Материальные потребности отличаются от физических. Первые – часть физических потребностей, которая удовлетворяется с помощью материальных благ и услуг (например, потребность в пище, жилье, одежде и т.п.). Помимо них физические включают в себя и чисто физиологические, например потребность в двигательной активности, сне и т.п., они могут удовлетворяться как с участием, так и без участия материальных благ и услуг.

Духовные потребности связаны с духовной деятельностью человека, под которой понимается не только интеллектуальная, но и любая деятельность, порождаемая внутренним состоянием человека. С этой точки зрения духовные потребности шире интеллектуальных. Их удовлетворение обеспечивает, если так можно сказать, духовное воспроизводство человека.

Круг таких потребностей человека весьма разнообразен. Это и потребности в пользовании культурными ценностями (включая памятники архитектуры, живопись, концертно-исполнительскую деятельность и т.п.), и потребности в эстетическом наслаждении (которые могут удовлетвориться как материальными благами, созданными трудом человека, так и природой), и, говоря словами Ф. Энгельса, непреходящая потребность человеческого духа – преодолеть все противоречия.

Общие потребности – потребности, вытекающие из какого-либо вида жизнедеятельности человека. К ним относятся, например, потребности в пище, одежде, жилье, в образовании, информации и т.д. Каждый вид общих потребностей может удовлетворяться различными наборами конкретных благ и услуг.

Конкретные потребности – потребности, объектом которых служат отдельные блага и услуги. Например, потребность в хлебе, мясе, в мебели, телевизорах, книгах и т.п.

Общие и конкретные потребности тесно взаимосвязаны между собой. Каждая общая потребность как бы распадается на ряд конкретных, складывается из них. С другой стороны, набор отдельных конкретных потребностей может составить одну общую.

В зависимости от количественной определенности и возможностей удовлетворения всю совокупность потребностей подразделяют на абсолютные, действительные, платежеспособные и удовлетворенные.

Абсолютные потребности выражают желание обладать благами. Они не ограничены возможностями производства, ни доходами потребителей, носят абстрактный характер, не связаны с конкретными предметами потребления.

Действительные потребности формируются в рамках достигнутого уровня производства. Они, как и абсолютные, не ограничены платежеспособными возможностями потребителей. Но в отличие от абсолютных носят конкретный характер, т.е. направлены на определенный предмет или услугу, которые производятся и предлагаются потребителям.

Платежеспособные потребности определяются платежеспособными возможностями потребителей. Этим они отличаются от абсолютных и действительных потребностей. Но как и абсолютные, платежеспособные потребности носят абстрактный характер, т.е. отражают абстрактное желание обладать товарами вообще (в рамках имеющихся у потребителей платежеспособных возможностей) без увязки с каким-либо конкретным товаром.

Платежеспособные потребности, как правило, выносятся на рынок и принимают форму платежеспособного спроса.

Удовлетворенные потребности – потребности, которые фактически удовлетворяются благами и услугами. Удовлетворение их зависит от достигнутого уровня развития производства и платежеспособных возможностей потребителя.

Между абсолютными, действительными, платежеспособными и удовлетворенными потребностями существует определенная взаимосвязь. Абсолютная потребность под влиянием достигнутого уровня производства превращается в действительную, последняя в результате распределения общественного продукта принимает форму платежеспособной, которая затем выносится на рынок и удовлетворяется благодаря покупке и потреблению товаров и услуг. Часть потребностей населения по разным причинам остается неудовлетворенной. В качестве таких причин выступает недостаточный уровень развития производительных сил, нехватка отдельных товаров и услуг, недостаточный уровень доходов потребителей и т.д.

По степени рациональности потребности разделяются на разумные и иррациональные.

Разумные (рациональные) потребности – потребности, соответствующие научным представлениям о потреблении благ и услуг, необходимых для поддержания здорового образа жизни человека, всестороннего гармоничного развития личности. Они определяются уровнем производительных сил и формируются в соответствии с законом возрастающих потребностей. Иначе говоря, разумные потребности – это общественно полезные потребности. Их удовлетворение обеспечивает раскрытие физических, духовных и творческих способностей человека.

Разумные потребности – категория, трудно поддающаяся количественному выражению. Тем не менее, размеры конкретных материальных потребностей можно условно определить с помощью рациональных норм и нормативов.

Иррациональные потребности – потребности, выходящие за рамки разумных, принимающие гипертрофированные, иногда извращенные формы.

Отдельные подобные потребности могут складываться у довольно широкого круга людей. Наибольшее распространение такой иррационализм получил по отношению к питанию. С этим связано ожирение, нарушение обмена веществ в организме и появляющиеся по причине этого болезни. Сюда относятся и наркотики, легальная же продажа водки и сигарет приносит большие доходы и с экономической точки зрения не приносит вреда, если ими не злоупотреблять.

В процессе эволюции граница потребления далеко вышла за предел чисто физиологической потребности. В современное время потребности в красивой одежде, изысканной еде, в погоне за модой и престижем крайне актуальны, и от них зависят занятость на рынке труда, развитие как крупного, так и малого бизнеса.

Соответственно потребностям дифференцируются и виды потребления. Ведь потребности реализуются, материализуются только в потреблении. Потребность – всего лишь сигнал, запрос, а потребление – форма его удовлетворения. Без потребления нет жизни индивида, человека, а тем более его развития. Это аксиома, она верна и по отношению к семье, социальной группе, любой деловой единице, региону и обществу в целом. Все они прекратили бы свое существование, если бы не потребляли те или иные материальные и духовные блага и услуги.

А что такое потребление? Во-первых, личное потребление представляет собой использование, употребление того или иного конкретного продукта или услуги для удовлетворения определенных потребностей индивида или семьи.

Во-вторых, другие субъекты потребностей и потребления – заводы, фабрики, строительные предприятия, коллективные и единоличные крестьянские хозяйства в аграрном секторе и т.п. Предметом их потребления выступают производственные и подсобные здания, станки, машины, механизмы, прочее промышленное оборудование и строительная техника, сырье, материалы, энергия, полуфабрикаты, информация, знания, иные материальные и нематериальные ценности, необходимые для производственной деятельности. Такой вид потребления называется производственным (производительным), т.к. оно входит в процесс производства, материально обуславливает его. В любой деловой единице вашего города, населенного пункта вы найдете примеры производственного потребления, в процессе которого создаются материальные ценности (из кожи – обувь, из ткани – одежда, из древесины – доски, щепа, фанера, бумага и т.д.).