logo
Пособие по экономике для неэкономических специа

Характерные отличия прямых и портфельных инвестиций

Признаки

Прямые зарубежные инвестиции

Портфельные инвестиции

1.

Главная цель вывоза

Контроль над иностранной фирмой

Получение высоких прибылей

2.

Пути достижения цели

Организация и ведение производства за рубежом

Покупка зарубежных ценных бумаг

3.

Методы достижения цели

а) Полное владение зарубежной фирмой;

б) Приобретение контрольного пакета акций (согласно уставу МВФ не менее 25% от акционерного капитала компании)

Приобретение менее 25% (10% в США, Японии, Германии) от акционерного капитала зарубежной фирмы

4.

Форма дохода

Предпринимательская прибыль, дивиденды

Дивиденды, проценты

В результате вывоза предпринимательского капитала за границей создаются филиалы, дочерние компании или смешанные предприятия.

Движение международного предпринимательского каптала устойчиво сохраняет географическую направленность. Как в экспорте, так и в его импорте ведущие позиции традиционно занимают индустриально развитые страны, на долю которых приходится почти 98% общемирового объема прямых зарубежных инвестиций. Среди них, как и в других областях мировой экономики, выделяются три центра мирового хозяйства – США, интегрированная Западная Европа и Япония, соотношение сил, между которыми по экспорту капитала меняется: безусловный лидер 50-70-х гг. США постепенно утрачивают свои позиции в пользу Японии, да и Западной Европы. На протяжении последних двух десятилетий Япония и вновь Великобритания начали опережать США по абсолютному показателю ежегодных прямых зарубежных инвестиций. Таково одно из изменений в вывозе предпринимательского капитала.

Ко второму изменению следует отнести тот факт, что США не только крупный экспортер, но и со времени президента Рейгана крупнейший импортер капитала. Эти изменения дополняются третьим – утвердилась тенденция к всё большей переориентации зарубежных инвестиций на индустриально развитые страны. Ныне на их долю приходится ¾ импорта общемирового показателя предпринимательского капитала, тогда как на развивающиеся страны, где проживают около 80% мирового населения, остается лишь 25-30% его импорта.

Наконец, при характеристике международного движения каптала необходимо дифференцировать его и по срокам. По данному критерию международные капиталовложения делятся на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (свыше одного года) и долгосрочные.

Цели привлечения иностранного капитала принимающей стороной определяются теми приоритетами, которые выделяет каждая страна в программе своего экономического развития. Это может быть индустриализация, повышение уровня технической оснащенности производства, особенно наукоемким оборудованием, обеспечение конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке, выпуск импортозаменяющей продукции и т.д.

В современную эпоху интернационализации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества вывоз капитала сопровождается миграцией рабочей силы, или трудовой миграцией (от лат. migratio). Международная миграция трудовых ресурсов представляет собой перемещение части трудоспособного населения, связанное с временным или постоянным изменением страны проживания или места работы. Процессуально внешняя миграция рабочей силы выступает в двух видах: а) в виде трудовой миграции (выезда работников за пределы своей страны с целью временного трудоустройства и б) в виде рабочей иммиграции (въезда) иностранных работников в страну.

Ныне трудовая миграция стала не только и не просто частью международных экономических отношений, но и их самостоятельной формой. По времени она может быть безвозвратной, т.е. с окончательной сменой страны проживания или временной (выезд за границу на временную работу и временное место жительства). После великих географических открытий вплоть до первых десятилетий XX в. преобладала безвозвратная эмиграция, для которой было характерно перемещение части населения (а не только рабочей силы). Колонизация стран и целых континентов сопровождалась двумя потоками эмиграции: насильственной эмиграцией, которую практиковала Великобритания, высылая грабителей и других социально опасных элементов из своей страны в Австралию, Америку, и добровольной эмиграцией. Последняя характеризовалась выездом граждан не только метрополий, но и других, в основном европейских, стран в США, Канаду, Австралию, страны африканского континента на добровольной основе. Пишущему эти строки приходилось встречать оседлых европейских поселенцев не только в странах арабского Востока (Египет, Ирак, Кувейт, Ливан), но и в африканской глубинке. Об интенсивности эмиграционного процесса населения по североамериканскому материку свидетельствуют такие данные: за неполные полтора десятка лет XX в. из Европы за океан переселились на постоянное местожительства более 19 млн. эмигрантов1. Межконтинентальная миграция развивалась в одностороннем направлении лишь при редкоэпизодической реэмиграции. В то же время межконтинентальная миграция переплеталась с внутриконтинентальной миграцией из одних стран Европы в другие. Правда, наиболее активно внутриевропейкий миграционный процесс берет свой отсчет с 50-х – 60-х гг. прошлого столетия, что объясняется, с одной стороны, экономической интеграцией, а с другой – избыточной рабочей силой в Греции, Турции, Югославии, на Кипре.

Миграционные процессы нередко характеризуют состояние и потребности экономического развития страны. В частности, Италия, имея избыток трудовых ресурсов в 50-60 годы, увязывала вступление в интеграционную группировку “общего рынка” с предоставлением ей права свободного перемещения своей рабочей силы в другие страны Европейского экономического сообщества. Ныне Италия превратилась в динамично развивающуюся страну и вынуждена не только сокращать рабочую эмиграцию, но и прибегает к политике трудовой иммиграции. Политику активной иммиграции проводила послевоенная Германия, прежде всего ее западная часть (до объединения с восточными землями, где существовала Германская Демократическая Республика). Такая политика объяснялась и объясняется двумя основными причинами. Во-первых, отрицательная демографическая ситуация – вымирание немецкой нации – понуждала правящие круги ФРГ “сманивать” немцев из других стран – Польши, Венгрии, Чехословакии, Советского Союза. Во-вторых, несмотря на безработицу в стране, особенно возросшую после присоединения восточных земель, непросто найти желающих трудоустроиться на не престижные виды работ: в строительстве, промышленности, сфере услуг. Поэтому ФРГ привлекает трудоиммигрантов из Турции, Греции, республик Югославии, Балтии, СНГ.

Характерной особенностью современной миграции является то, что ее потоки состоят из двух направлений, и, следовательно, одно и то же государство может быть как страной – донором, так и страной – реципиентом. Например, Великобритания и США являются одновременно одним из главных стран-реципиентов в мире, и донорами для отдельных государств (США – донор для Канады, Великобритания – для Австралии).

С политической точки зрения рабочая миграция является формой международного рынка труда, который функционирует наряду и параллельно с другими мировыми рынками – рынком товаров, капитала, услуг.

Одним из важнейших проводников международного движения мобильных факторов производства и интернационализации капитала является деятельность транснациональных корпораций.

Комиссия по транснациональным корпорациям ООН выделяет три основные параметра ТНК:

Кроме того, по новой методологии ООН к статусу транснациональной корпорации относят и отдельные национальные компании, имеющие определенную структуру ее активов. Наиболее крупными по активам являются англо-голландский концерн “Ройял – датч шелл”, американские автомобилестроительные фирмы “Форд”, “Дженерал Моторс” и др.

Транснациональная корпорация – фирма, корпорация, компания, осуществляющая основную часть своих операций за пределами страны, в которой она зарегистрирована, чаще всего нескольких странах, где имеет сеть отделений, филиалов, предприятий1. ТНК – это хозяйствующий субъект, национальный по собственности капитала, но интернациональный по сфере его деятельности. Поэтому показателем их транснационального, международного характера является не собственность на капитал, а экономическое поле приложения этого капитала, каковым и выступает экономика другой, а чаще других стран. Именно зарубежные операции делают национальные компании транснациональными, международными. Они владеют или контролируют производство продукции (или услуг) вне пределов страны принадлежности (базирования).

Организационно-правовой формой деятельности ТНК за границей являются филиалы, дочерние предприятия или даже фирмы со 100-процентным акционерным капиталом, принадлежащим фирме страны базирования штаб-квартиры. При этом филиалы и дочерние компании могут создаваться в форме смешанных предприятий с преобладанием капитала как страны учредителя, так и страны функционирования.

Возникновение ТНК вызвано интернационализацией производства и капитала на основе развития факторов производства, перерастающих рамки национальных хозяйств и отечественного рынка. Под воздействием научно-технического прогресса этот процесс имеет объективную основу. ТНК, с одной стороны, расширяют сферу своей деятельности, экономическое поле, а с другой – реализуют стремление национальных корпораций к извлечению сверх прибыли за границей, поскольку в рамках отечественной экономики предпринимательская среда из=за относительного перенакопления капитала и обостряющейся конкуренции становится менее благоприятной.

Являясь продуктом объективных экономических процессов в национальной и мировой экономике, транснациональные корпорации в качестве новой формы международных монополий приобрели ряд специфических черт и особенностей. Во-первых, их деятельность придает производству мировой характер, поскольку использование достижений научно-технической революции ТНК характеризуется как географической, так и отраслевой универсальностью, т.е. проникает в экономику всех, в том числе и экономически отсталых стран и во все без исключения отрасли хозяйства. При этом ТНК проникают в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли производства, требующие огромных инвестиций и профессионально подготовленного, высоко квалифицированного персонала. Тем самым они, с одной стороны, являются носителями научно-технического прогресса в принимающие страны, а с другой – монополизируют как производственные отрасли, так и научно-технические идеи, куплю-продажу лицензии, ноу-хау. Во-вторых, они становятся наиболее активными не только субъектами хозяйствования, но и, что не менее важно, проводниками нового международного разделения труда. Более того, их деятельность помогает странам функционирования найти собственную производственную нишу и место в мировом хозяйстве. В-третьих, выбор отрасли и страны приложения капитала ТНК, как правило, решают самостоятельно, независимо от экономической ситуации страны базирования штаб-квартиры компании. В-четвертых, развиваясь в отраслевую глубь (вкладывая свой капитал в различные сектора производства и услуг) и географическую ширь (проникая в экономику все большего числа стран), ТНК используют разнообразные формы предпринимательской деятельности и сбыта своей продукции на мировом рынке.

Ныне экономическая роль ТНК в мировом хозяйстве неуклонно возрастает. Если в 60-е годы они производили патую часть мирового промышленного производства и на их долю приходилось около трети мировой торговли, то к концу 90-х годов ТНК контролируют до половины выпуска мировой промышленной продукции, 63% внешней торговли, 80-90% продаж лицензий и ноу-хау, до 90% инвестиций в инновации. Под контролем ТНК находится 90% мирового рынка пшеницы, кофе, кукурузы, лесоматериалов, табака, джута и железной руды, 85% рынка меди, бокситов, 80% чая и олова, 75% бананов, натурального каучука и сырой нефти. Объем выпускаемой совокупной продукции и предоставляемых ими услуг в годовом исчислении достиг 1 трилл. долларов. На предприятиях транснационального капитала занято около 75 млн. работников – это десятая часть всех работающих в мире вне сельскохозяйственного сектора. Перспективна отраслевая структура ТНК. В настоящее время до 60% корпораций занято в сфере добывающего производства, 37% - в сфере услуг и 3% - в сельском хозяйстве.

В настоящее время в мировом хозяйстве (МХ) насчитывается около 40 тыс. транснациональных корпораций, имеющих в 150 странах свыше 250 тыс. филиалов. Совокупные валютные резервы значительно больше, чем резервы всех центральных банков мира вместе взятых.

Среди форм транснационализации капитала во второй половине ХХ в. возрастающее значение приобретают свободные (специальные) экономические зоны. В настоящее время в мире функционируют свыше 3 тыс. таких зон, из которых более тысячи совмещают деятельность отечественного и иностранного капитала, и их число неуклонно увеличивается. Общий оборот СЭЗ приближается к 30% мирового товарооборота. На рубеже XX-XXI вв. в системе мирохозяйственных связей СЭЗ предстают как фактор ускоренного экономического роста за счет международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов. СЭЗ – ограниченная часть территории, законодательно выделенная государством, в которой действуют особо льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей. Имеются и десятки других синонимичных определений СЭЗ.

Свободная отведенная часть территории или отрасли является лишь в том смысле, что ввезенные туда товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов государственного контроля за импортом, а нередко и экспортом, которые в соответствии с таможенным законодательством не применяются в других регионах страны или звеньях национальной экономики. Товары, ввозимые в СЭЗ из-за границы, не декларируются, поскольку считаются находящимися за пределами таможенной территории, на них распространяется принцип экстерриториальности. Вполне понятно, что создание СЭЗ, как и совместных предприятий (СП), возможно лишь в условиях открытой экономики, т.е. открытости внешнему миру.

Следующей формой глобализации хозяйственной жизни является международная экономическая интеграция.

Международная экономическая интеграция представляет собой объективный, осознанный и направляемый процесс сближения, а в перспективе и слияния национальных экономик ряда стран в единое экономическое (хозяйственное) пространство при активной роли государств. Что же составляет объективную основу интеграционного процесса? К экономической интеграции современное мировое хозяйство подошло в результате поступательного развития производительных сил общества, на которые оказывают растущее влияние различные факторы. Во-первых, углубление международного разделения труда усиливает взаимозависимость и взаимодополняемость хозяйственных комплексов разных стран.

Во-вторых, к таким же результатам приводит и развивающаяся вглубь и вширь внешняя торговля. Однако доминирующей предпосылкой экономической интеграции стала научно-техническая революция. НТР позволяет выпускать промышленное оборудование с огромной производственной разрешимостью. Однако крупномасштабность производства требует емкого внутреннего рынка. Специалисты разных экономических школ едины в одном: чтобы создать эффективно функционирующий хозяйственный комплекс с учетом возможностей и требований научно-технической революции, надо иметь до 200 млн. потребителей. Здесь проявляет себя эффект масштабности производства. Речь идет о том, что ныне производительные силы общества перерастают национальные границы, вступают в противоречие с политикой и состоянием национальной замкнутости. Национальные интересы начинают находить свое выражение в интернационализации хозяйственной жизни. Политика опоры на собственные силы становится регрессом в поступательном развитии современного общества. Экономическая интеграция удачно разрешает противоречие между политикой и реальностью национальных интересов через национальную замкнутость и объективным процессом интернационализации в мировом хозяйстве. Эти процессы подводят к тому, что судьба мини – государств недолговечна, а дезинтеграционные явления, особенно проявляющиеся на гребне агрессивного национализма и приведшие к “балканизации” (распаду) Югославии, Чехословакии и СССР, на фоне доминирующей в мировом хозяйстве глобализации хозяйственной жизни вряд ли носит прогрессивный характер.

Нередко в экономической литературе авторы выделяют не этапы, а формы или виды интеграции. При этом подчеркивается, что каждая новая форма или вид (тип) экономической интеграции занимает остро определенное историческое место в интеграционном процессе, знаменуя собой его дальнейшее углубление. В современной теории МЭО в отдельных учебниках выделяют четыре формы (вида), или этапа экономической интеграции1, в других интеграционный процесс характеризуют через пять этапов, или типов2.

Исходным видом, или этапом, МЭИ является зона свободной торговли (ЗСТ). Данный этап представляет собой зону, в пределах которой группа стран поддерживает свободную беспошлинную торговлю3. Во-первых, страны, договорившиеся о создании ЗСТ, равно как и страны, позднее присоединившиеся к такому соглашению, на взаимной основе отменяют таможенные тарифы и квоты на экспорт и импорт товаров. Во-вторых, в отношениях с третьими странами участники ЭСТ определяют и проводят самостоятельную внешнеэкономическую политику. Поэтому на первом этапе международной экономической интеграции между странами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие страну происхождения обрабатываемых таможней товаров при пересечении государственной границы и соответственно препятствующие льготному ввозу товаров из стран - нечленов ЗСТ. В-третьих, как правило, конкретные соглашения о создании таких зон предусматривают постепенность (в течение 5 – 10 –15 лет) полной отмены таможенных и количественных ограничений. В-четвертых, в зонах свободной торговли утверждается принцип взаимного моратория на повышение пошлин. Практическое применение данного принципа означает, что партнеры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины или возводить иные торговые барьеры во взаимной торговле участников ЗСТ.

Вторым этапом (а значит, и формой) международной экономической интеграции является таможенный союз (ТС). Таможенный союзсоглашение двух или нескольких государств об упразднении таможенных границ и пошлин между ними и введении единого таможенного тарифа на внешних границах союза третьих стран4. Из такого определения следует, что во-первых, создание таможенного союза является логическим завершением и институциональным оформлением торгово-экономического блока. Таможенные службы на внутренних границах устраняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах. В практике внешней торговли создается единое таможенное пространство в рамках стран-участниц ЗСТ. Во-вторых, в таможенном союзе формируется политика коллективного протекционизма, что, несомненно, сближает национальные экономики таможенно - союзных государств с выходом на изменения не только в структуре потребления, но и производства. Отсюда, в-третьих, отмена внешнего тарифа рекультивирует цены, что вызывает переориентации ресурсов и в потреблении, и в производстве. При такой ситуации производство рационализируется в соответствии с законом сравнительных преимуществ. Поэтому разработчики технологий в странах таможенного альянса идут на проведение совместных исследований. Кроме того, единые таможенные тарифы унифицируют и инвестиционный климат, особенно для привлечения инвестиционного капитала, что также не может не сказаться на производстве.

Наконец, в отличие от ЗСТ на интеграционном этапе в форме таможенного союза создаются наднациональные органы, которые призваны разрабатывать, координировать и контролировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства.

Третьим этапом экономической интеграции признана более сложная ступень – общий, или единый рынок. Будучи более продвинутой формой экономической интеграции, общий рынок вбирает в себя все интеграционные достижения зоны свободной торговли и таможенного союза, обретая специфические, только ему присущие черты. В дополнение к беспошлинному движению товаров устанавливается свободное перемещение через национальные границы услуг и всех факторов производства, включая капитал, рабочую силу, технологии и информацию. Именно на этом этапе создается экономический союз, формируется единое рыночное пространство. Однако среди множества интеграционных группировок пока только в Европейском союзе на практике была реализована данная форма интеграции. Поэтому, практические оценки и обобщения в теории интеграции делаются в основном на этом единственном опыте, что, конечно, не исключает, а даже предполагает дальнейшее обогащение и практики, и теории общего рынка, как только другие интеграционные альянсы достигнут данного этапа сближения национальных экономик.

Из опыта европейской интеграции следует, что перерастание таможенного союза в общий рынок было связано не только с чисто экономическими, но и политическими факторами. В первую очередь это касается формирования специальных, в том числе наднациональных органов управления и контроля. В общем рынке Европейского Экономического Сообщества – так оно тогда называлось – учрежден Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский Союз.

Весьма допустимо предположить, что по мере продвижения других интеграционных группировок государств в данную форму будут создаваться иные межгосударственные институты управления, контроля, разработки и координации интеграционной политики. В практике Евросообщества возникла необходимость разработки общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики, хотя в целом для этой формы интеграция характерна лишь согласование экономической политики. Выбор отраслевых приоритетов диктуется интересами после дующего закрепления экономической интеграции.

Из опыта Евросообщества вытекает также целесообразность формирования общих фондов, содействующих социальному и региональному развитию. Все это обусловливает согласование серьезных мер по гармонизации и унификации национальных законов. Значит, уже на третьем этапе интеграции сближается не только экономическая, политическая, но и законодательная основа жизни национально- территориальных государств. При этом директивные установки, адресуемые государствам-членам общего рынка, обязательны для исполнения, но за каждой страной сохраняется свобода выбора форм и методов их реализации.

В условиях рыночной экономики важной задачей надгосударственных институтов является введение системы мер, предотвращающих нарушение норм регулирования конкуренции. В области конкурентной политики принимаемые решения, предписываемые действия государству-члену интеграционной группировки, юридическому или физическому лицу, носят обязательный характер.

Четвертый этап международной экономической интеграции происходит (опять же на примере Евросоюза) в форме экономического союза. С учетом достигнутых результатов трех предыдущих этапов или форм интеграции, этот этап характеризуется своими более зрелыми чертами. Во-первых, завершается договоренность о проведении совместной торговой, а затем и в целом экономической политики по отношению к странам-аутсайдерам. Во-вторых, в экономическом союзе достигается унификация системы регулирования экономики. В-третьих, данная ступень экономической интеграции предполагает проведение единой внешней политики стран-участниц, что открывает более широкие возможности для взаимовыгодного сращивания сил и средств в интересах хозяйственного развития каждой из стран участниц и всего союза в целом. Тем самым создается политико-экономический союз стран-интеграторов.

Сторонники четырехэтапной концепции интеграции приписывают данной форме еще одну черту – создание Валютного союза с введением единой коллективной валюты.

Приверженцы пятиэтапной интеграции выделяют самостоятельный этап (а значит, и форму) интеграции. Причем в теории интеграции пока еще нет единого названия данной интеграционной формы. Одни называют ее Экономическим и Валютным Союзом, другие – полной экономической интеграцией.

Для полной экономической интеграции, которая, безусловно, будет иметь свои ступени развития – от современной, начальной до более высокой и зрелой ступени завершения интеграционного процесса, создания некой федерации государств – характерны следующие признаки:

  1. Создание Валютного Союза и введение единой коллективной валюты, проведение одинаковой валютной политики, создание (применительно к Евросоюзу) Единого Центрального банка, который с Центральными банками стран-интеграторов или аналогичных им финансовых институтов образует Единую систему центральных банков всех этих государств.

  2. Унификация законодательной базы в области налоговой системы, стандартизации продукции, правил техники безопасности, антимонопольной политики, трудового законодательства и т.д.

  3. Переход от свободы перемещения рабочей силы из одной страны в другую к единому гражданству в рамках интеграционной группировки, чем закладываются основы создания конфедерации государств.

  4. Расширение распорядительных полномочий надгосударственных органов управления и контроля.

  5. Отказ в решениях, принимаемых соответствующими правительственными органами, от протекционизма и любых форм преференций в отношении отечественных субъектов хозяйствования. Государство-интегратор должно отдавать предпочтение в деловых связях не отечественным продуцентам и поставщикам, а тем фирмам любой другой страны-участницы интеграции, которые предложат наиболее выгодные условия выполнения госзаказа.

Резюме

  1. Современное мировое хозяйство представляет собой совокупность национальных экономик всех стран мира, находящихся в постоянной и растущей взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодополняемости, объединяемых процессом международного разделения труда в единую хозяйственную систему и регулируемых на государственном и международном уровнях.

  2. Международное разделение труда характеризуется специализацией производства страны или группы стран на выпуске отдельного или нескольких товаров, для производства которых имеются абсолютные или относительные преимущества в издержках производства или качестве продукции. Оно составляет материальную основу международной торговли и мирового рынка.

  3. Мировой рынок – это система устойчивых товарно-денежных отношений между странами и их субъектами хозяйствования, связанных между собой участием в международном разделении труда. Мировой рынок растет количественно, что заметно по росту его товарооборота, а также совершенствуется качественно через изменение его отраслевой структуры.

  4. Важной новой чертой современной мировой экономики является интернационализация хозяйственной жизни: вывоз капитала, миграция рабочей силы, открытие свободных (особых) экономических зон, совместное предпринимательство, международная экономическая интеграция.