logo
Пособие по экономике для неэкономических специа

1.1. Предмет экономической теории

Изучение любой науки предпочтительно начинать с определения ее предмета. Только зная, что именно подлежит изучению, можно систематически и глубоко познать само явление и на практике использовать познанное. В этом важнейшее методологическое значение определения изучаемого предмета. Предметом науки называется тот круг явлений, законов и процессов, который она изучает. Так, геология имеет дело со строением земной коры, семантика как раздел языкознания изучает значение единиц языка, прежде всего – слов, этимология – первоначальные словообразовательные структуры слова. А что же изучает экономическая теория?

В отечественной экономической литературе длительное время разрабатывались проблемы марксистской политической экономии как науки, изучающей производственные отношения (то есть отношения складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ), а также экономические законы. Сам термин “политическая экономия” был введен французским экономистом А. Монкретьеном в его труде “Трактат по политической экономии” (1615 г.) за два с лишним столетия до появления марксизма.

В экономической литературе США и стран Западной Европы большое распространение и признание получила экономическая теория, называемая “Экономикс”. Поскольку предмету исследования этой науки не придавалось большого внимания, то каждый из авторов многочисленных учебников по экономикс попытался дать свое, как правило, оригинальное определение самой науки. Отсюда наличие множества довольно разных толкований экономикс. Сошлемся лишь на два определения из источников, переведенных в разное время на русский язык, а потому доступных для более подробного ознакомления.

“Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов избирают люди и общество (с течением времени, с помощью денег или без их участия) для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества” (1). Экономическая теория в данном контексте отождествляется автором с экономикс. Это, конечно, не новое выражение политической экономии, но и не отраслевая экономика, которая у нас изучалась, и все еще изучается (например, экономика сельского хозяйства, экономика торговли и т.д.). Это скорее и более всего (судя по изложенному предмету) теория о современной рыночной экономике. Ведь и в США, и в других странах западного мира среди экономических наук по-прежнему есть политическая экономия и отраслевые экономики.

Приведем еще один фрагмент не менее популярного на Западе и в США учебника. “Наша борьба за улучшение материального благосостояния, наше стремление “зарабатывать себе на жизнь” – это и есть предмет экономикс, экономической науки. Точнее, экономикс – это исследование поведения людей в процессе производства, распределения и потребления, материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов”. В первом из процитированных положений авторы пишут о побудительных мотивах поведения людей в борьбе за жизнь, за выживание, причем выживание с возможно улучшенным материальным благополучием. Во втором цитируемом фрагменте те же мотивы получают расширительно-адресную трактовку: поведение людей, во-первых, в процессе производства материальных благ; во-вторых, (авторы следуют за и вместе с движением произведенных материальных благ) в процессе распределения этих благ; в-третьих, в процессе их потребления. В-четвертых, экономикс исследует также поведение людей и по поводу производства, распределения и потребления услуг, которыми все мы пользуемся. Наконец, в книге подчеркивается, что производство людьми материальных благ и услуг происходит в условиях ограниченных редких ресурсов.

На той же странице авторы еще раз уточняют предмет экономикс. “Экономикс, - читаем мы, - исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека” (2).

Среди целей изучения экономикс авторы высказывают в значительной мере соображения практического, прагматического порядка:

а) экономикс дает ценные знания социальной среды и поведения;

б) она вооружает демократическое гражданское общество способностью разумно принимать фундаментальные решения;

в) не являясь преимущественно профессиональной дисциплиной, она, тем не менее, может обеспечить менеджеров предприятия или потребителя ценной информацией.

Зарубежные экономисты выделяют два вида экономикс: позитивную и нормативную. Позитивная экономикс имеет дело с фактами (уже отобранными и перешедшими на уровень теории) и свободна от субъективных оценочных суждений. Позитивные утверждения характеризуют факты такими, какими они есть. Этот вид экономикс пытается формулировать научные представления об экономическом состоянии и поведении агентов экономики. Нормативная экономикс, наоборот, олицетворяет оценочные суждения каких-то людей относительно того, какой должна быть экономика или какую конкретную политическую акцию следует рекомендовать, руководствуясь определенной экономической теорией или определенным экономическим отношением. Можно сказать иначе: нормативные утверждения охватывают оценочные суждения, то есть “что должно быть” (3).

Третий термин, обозначающий экономическую теорию, – «экономика».

Это слово заимствовано из греческого языка (oikonomike) с буквальным значением “искусство ведения домашнего хозяйства”. Введение третьего названия экономической теории – не терминологические манипуляции разных авторов. Каждое из этих понятий имеет свои нюансы. Не случайно К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю первую часть своего учебника обозначили “Введение в экономикс и экономику”, подчеркнув тем самым наличие различий между экономикой и экономикс. (4). Кроме того, слово «экономика» в русском языке имеет двойной смысл - означает не только науку, но и хозяйство страны, региона, семьи, то есть экономическую действительность как таковую вне зависимости от тех или иных трактовок её сущности.

Наличие трактовок понятия экономической теории (политическая экономия, экономикс, экономика) свидетельствует о том, насколько богат и чрезвычайно сложен экономический мир сегодня.

Ну а какой смысл содержит слово “экономика” в наше время? Иногда экономику определяют “как общественную науку, которая описывает и анализирует выбор общества при ограниченных ресурсах для удовлетворения потребностей”(5).

Конечно, экономика – наука общественная, поскольку она изучает явления и процессы экономической жизни, происходящие в человеческом обществе. Экономика анализирует и описывает выбор обществом, крупным или мелким производителем, коммерсантом, потребителем, другим любым физическим или юридическим лицом конкретных действий – производственных, распределительных, обменных, потребительских – для удовлетворения своих потребностей или достижения экономических интересов. И конечно, этот выбор действительно приходится делать в условиях ограниченных ресурсов и прочих возможностей. И всё-таки, это определение слишком абстрактно.

Профессор Б.А.Райзберг даёт не менее абстрактное и расплывчатое определение: «Экономика – это сознательно построенная и используемая людьми система поддержания и продолжения жизни, жизнеобеспечения» (6).

С одной стороны, экономику можно рассматривать как отрасль науки, которая изучает, “как люди добывают пищу, одежду, кров и все остальное, что может улучшить их жизнь, ... это наука о деятельности человека” (7). Сказано просто, лаконично, но не очень конкретно. Во-первых, “пищу, одежду, кров и все остальное, что может улучшить” ... жизнь человека, можно добыть или добывать по-разному. Можно получить хорошее наследство и за счет этого безбедно жить.

Во-вторых, нельзя отрицать, что экономика – “это наука о деятельности человека”. Но сразу возникает вопрос, о какой деятельности человека идет речь? Если об организаторской, управленческой, то это предмет изучения конкретной науки о менеджменте. Если говорим об учебной деятельности студента, то это скорее предмет психолого-педагогического научного цикла. Каждая отрасль науки требует конкретности в определении содержания и предмета. Ну а экономика?

Американские профессора – Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш и Ричард Шмалензи – авторы также переведенного на русский язык учебника “Economics” считают, что экономика – это дисциплина, изучающая, каким образом общество с ограниченными, дефицитными ресурсами решает, что, как и для кого производить” (8).

Конечно же, и такое определение предмета и сущности экономической теории в целом вполне допустимо, но с определенными пояснениями. Во-первых, перед каждой экономической моделью общества всегда стоят не три, а пять фундаментальных вопросов: что производить, то есть какие товары и услуги должны быть произведены? Как, каким образом, то есть на какой технической, технологической и социально-экономической базе должны быть произведены эти товары и услуги? Для кого, то есть для какого конкретного потребителя должны быть созданы товары и услуги? Сколько надо производить материальных, духовных и сервисных ценностей, чтобы полнее удовлетворить постоянно растущие потребности? Наконец, когда производить эти материальные, духовные и сервисные ценности, чтобы не поспешить, но и не опоздать во времени?

Во-вторых, сводить экономическую теорию только к принятию решений, значит выделять лишь один, а именно управленческий аспект, который связан с экономической политикой и экономической практикой. Однако экономическая политика и экономическая практика сами в идеале должны строиться на научной базе, на базе экономической теории.

Без теории производства нет и не может быть теории экономики, экономической науки, политической экономии. Ведь материальные и духовные блага, с помощью которых люди удовлетворяют свои экономические потребности и реализуют интересы, создаются в сфере производства. Именно производство составляет материальную основу существования и дальнейшего развития, как отдельного индивида, так и человеческого общества в целом. О роли производства в жизнеобеспечении человека и общества будет идти речь во второй теме настоящего учебного курса.

Под производством экономическая наука понимает процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей и интересов людей, хозяйствующих субъектов и общества в целом. Из производства экономический продукт поступает в потребление. Однако при своем движении от первой фазы (производства) до конечной фазы – (потребления) продукт может проходить, (это зависит от типа производства) фазу распределения и фазу обмена. Во взаимодействии последовательной цепочки экономических фаз = производство, распределение, обмен и потребление – примат принадлежит именно фазе производства, на которой создается продукт и формируются потребности во всей иерархии субъектов потребления: индивид, семья, трудовой коллектив, предприятие, регион, отрасль, страна, мировое хозяйство. Ведь в распределение, обмен и потребление поступает лишь тот продукт (по объему, структуре, ассортименту, качеству), который выпускается сферой производства. С этой точки зрения производство является определяющей фазой воспроизводства и важнейшим объектом изучения экономической теории. Однако, в чисто рыночной экономике определяющей фазой является потребление, проявляющее себя через спрос, т.е., есть спрос – есть производство, нет спроса – нет производства).

Ко второй фазе, изучаемой экономической наукой, относится распределение материальных и духовных благ. Распределение является связующим звеном между производством и потреблением. Между различными агентами производства (частными предприятиями, акционерными обществами, государственными и иными производственными единицами) распределяются станки, машины, механизмы, сырьевые и другие материалы, работники разных профессий. Распределение всегда и везде устанавливает количественную пропорцию, в которой тот или иной субъект производственного или личного потребления участвует в произведенном продукте, услуге, доходе.

Следующую экономическую фазу составляет обмен. Это взаимный обмен деятельностью между людьми или хозяйствующими субъектами, проявляющийся либо непосредственно, либо в форме обмена продукта труда. В обмене и через обмен наиболее рельефно просматривается деловое сотрудничество между индивидами, различными хозяйствующими субъектами, регионами и даже странами. Каждый из нас участвует в отношениях обмена, когда зарабатывает деньги, получает заработную плату или стипендию, покупает обувь, одежду и даже мороженое или жевательную резинку.

Четвертая фаза – фаза потребления – замыкает движение произведенного продукта. Значит, экономическая наука изучает довольно сложную цепочку: производство – распределение – обмен - потребление материальных и духовных благ и услуг. При этом в цепочке завязаны самые разные по своей социальной природе деловые единицы – от индивидуального производителя или потребителя до государства. Все они через эту цепочку связаны производственными, коммерческими, финансово – денежными и другими экономическими отношениями, в которых выступают как поставщики и потребители, кредиторы и задолжники и пр. Эти отношения изучает экономика как наука. Такова, коротко, ее одна сторона.

С другой стороны, экономику можно определить как систему взаимосвязанных отраслей народного хозяйства той или иной страны, региона (например, экономика России, экономика Республики Коми, города Сыктывкара или какого-либо другого города, района) или иной административно-территориальной единицы, а по новой градации – муниципального образования.

Наконец, экономику можно представить и как совокупность производственных отношений, характеризующихся господствующей формой собственности на средства производства и способом соединения вещественных и личных элементов производства (9).

В основном течении экономической теории в развитых странах главными являются два раздела: микроэкономика и макроэкономика

Макроэкономика исследует функционирование экономики страны в целом. По мере изучения учебного материала мы будем раскрывать конкретные категории, которые находятся в поле зрения макроэкономики.

В центре внимания микроэкономики находятся отдельные хозяйствующие субъекты (домохозяйство, отдельное предприятие) с их потребностями и способами их удовлетворения. Основной смысл микроэкономического анализа состоит в том, чтобы выяснить способы эффективного использования данных ограниченных ресурсов для наращивания объемов производства или сбыта продукции в соответствии с потребностями. Выводы микроэкономики адресуются, как правило, первичному звену бизнеса: менеджеру, коммерсанту. Можно сказать образно и лаконично: микроэкономика изучает деревья, а макроэкономика в целом лес.

Из всего сказанного следует, что экономика – наука многомерная, содержит в себе различные грани теории и практики, характеризуется многопредметностью. Во-первых, она изучает конкретно-исторические условия производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ и услуг, а потому является наукой не только общественной, но и исторической. Во-вторых, экономическая теория изучает систему отношений работодателей и исполнителей трудового процесса, общность и различия их интересов. В-третьих, в ее предмет входит также изучение поведенческих мотивов самых социально разных субъектов: индивида, семьи, трудового коллектива, местных органов власти, страны или группы государств. В-четвертых, предметом экономики является изучение деловых отношений между производителями, посредниками и потребителями продукции. В-пятых, экономическая наука рассматривает различные альтернативы, многовариантный выбор по наиболее эффективному использованию относительно ограниченных производственных ресурсов при выпуске и реализации продукции. В центре этого выбора всегда стоят кардинальные вопросы экономики: что производить? Как (на какой технической, технологической и ресурсной базе)? Сколько производить? Когда производить? Для кого производить (где конечный потребитель и кто он с точки зрения покупательной способности, возможности товародвижения к нему и т.д.)?

В-шестых, экономика не может не изучать и экономические законы, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и духовных благ и услуг. Законы составляют костяк всякой, в том числе и экономической науки. Без законов нет науки. Под экономическим законом понимается устойчивая, повторяющаяся причинно-следственная связь, взаимозависимость явлений и процессов экономической жизни. Причем речь идет о типичных процессах и явлениях. Изучение законов экономического развития общества – важнейшая научная задача экономической теории. Экономические законы. как и законы природы, объективны, то есть, возникают и существуют независимо от сознания и воли людей.

Вместе с тем экономические законы отличаются от законов природы. Законы природы возникают и проявляются без участия человека, тогда как экономические законы возникают в процессе производственной, экономической деятельности людей. Например, смена времени года происходит в природе независимо от деятельности людей, а экономический закон роста производительности труда связан исключительно с научной, технической, технологической, внедренческой, производственной и иной деятельностью людей. Экономические законы не осуществляются вне и за пределами хозяйственной деятельности человека. Значит, будучи независимыми, от сознания людей, экономические законы связаны и зависят от их деятельности. Люди могут познавать экономические законы и их требования и продуктивно (или менее продуктивно) использовать в своей преобразовательной или производственной деятельности.

Другое отличие состоит в том, что экономические законы по сравнению с законами природы недолговечны. Подавляющее большинство экономических законов действует в течение определенного исторического периода, после чего они уступают место новым законам. Это связанно с изменениями экономической среды, экономических условий, происходящими под влиянием изменений техники, технологий, общественной организации производства. Возьмите, для примера, латифундию Древнего Рима и современное акционерное общество, и вы найдете несопоставимость экономических условий производства и быта людей в этих хозяйствующих субъектах разных исторических эпох. Потому со сменой одной и рождением другой экономической эпохи отмирают, видоизменяются и экономические законы. Здесь важно уяснить, что старые экономические законы не уничтожаются по воле людей, а теряют свою силу с возникновением новых экономических условий. Поэтому в определении экономики указано на изучение ею условий и закономерностей производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ и услуг, а они (условия и закономерности) исторически преходящи, изменчивы.

Историческая изменчивость сложных и разнообразных экономических процессов и явлений обусловливает и разнотипность экономических законов. На каждом конкретно-историческом этапе развития общества или отдельно взятой страны формируется система экономических законов, адекватных этому этапу, тому или иному экономическому строю.

В системе экономических законов экономическая теория и практика позволяют выделить две группы: общие и специфические (10). К общим относятся экономические законы, присущие всем эпохам в развитии человеческого общества, независимо от подходов к экономической периодизации. Например, закон роста народонаселения. Этот закон действовал при первобытнообщинном экономическом строе, в последующие эпохи, действует и ныне. Мировое население в 90-е годы увеличивалось в среднем на 73-75 миллионов человек в год.

Специфические – это такие экономические законы, которые свойственны нескольким, но не всем историческим эпохам. Так, закон спроса и предложения товаров не мог действовать в эпоху натурального хозяйства, когда не было рыночного обмена. Это закон товарного производства. Отдельные авторы выделяют третью группу экономических законов, которые присущи двум или более, но не всем этапам развития человеческого общества.

Благодаря углубленному анализу экономических процессов и явлений наряду с открытием экономических законов существуют экономические категории. Они представляют собой понятия, отражающие наиболее существенные стороны экономических процессов и явлений. Это собственность, производство, обмен, распределение, потребление, деньги, товар и т.п.. Экономические категории – обобщающие понятия, характеризующие те или иные стороны экономической жизни. Научные категории дают возможность глубже понять тот или иной экономический процесс.

В-седьмых, в предмет экономики входят и международные экономические отношения, как на макро-, так и на микроуровне. Структурно они составляют внешний слой (второй этаж) предмета общеэкономической теории. Тогда как производственно - распределительные и обменно-потребительские взаимоотношения различных субъектов внутри национального хозяйства и рынка конструируют внутренний слой (первый этаж) научного предмета экономической теории.

Для российского студенчества можно дать следующее определение экономики: - это экономическая теория, изучающая условия и закономерности производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ и услуг разных субъектов хозяйствования и жизнедеятельности, а также взаимоотношения между ними и их бизнес-решения. И в этом смысле экономическая теория не отделяется непроходимой стеной от теории политэкономической, хотя и в таком определении далеко не исчерпываются все сложные явления экономической жизни.