logo
Пособие по экономике для неэкономических специа

4.1. Рынок. Условия возникновения, функции, структура, механизм функционирования

Понятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, в узком смысле слова рынок означает отношения между людьми, которые осуществляются в сфере обмена. Это также место купли-продажи товаров и услуг, заключения торговых сделок. «Рынок – это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг» (1, с.61). Во-вторых, рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывающих все фазы воспроизводства. Это сложный механизм функционирования всей экономики. В этом смысле понятие «рынок» имеет широкое значение и эквивалентно понятию «рыночная экономика», основные черты которой вкратце рассматривались в теме об экономических системах.

Поэтому условия возникновения рынка это условия возникновения товарного производства вообще и рыночной экономики, в частности. Товарное производство – такой тип производства, при котором отдельные обособленные товаропроизводители, специализирующиеся на выпуске определённых видов продукции, производят блага с целью продажи на рынке. Условиями превращения натурального хозяйства в товарное являются: 1) общественное разделение труда (специализация производства); 2) экономическая обособленность субъектов хозяйства прежде всего на основе частной собственности; 3) экономическая и юридическая свобода субъектов хозяйствования; 4) важна величина трансакционных издержек, связанных с переходом от натурального хозяйства, при котором продукция производится «для себя», к товарному.

В состав субъектов рынка входят и предприниматели, и работники, и конечные потребители, и собственники земли и ценных бумаг и т.д. Основных субъектов (экономических агентов) рыночной экономики принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, фирмы (предприниматели) и правительство (государство). Их характеристика дана в главах 6, 7, 8.

Сущность рынка выражается в его функциях. К основным функциям относятся:

- распределительная или регулирующая функция. В тех сферах, где цены повышаются, происходит оживление производства, сюда перераспределяются ресурсы и наоборот;

- стимулирующая функция. Для уменьшения издержек производства при снижении цен необходимо совершенствовать технологию, использовать достижения научно-технического прогресса, экономить ресурсы;

- информационная функция. Цены, их движение являются сигналами о состоянии рынка, а значит, и о производстве и потреблении данного товара;

- дифференцирующая или санирующая (оздоровительная) функция. Более успешные товаропроизводители получают прибыли и становятся богаче, их фирмы процветают. Оказавшиеся в проигрыше из-за неудачных решений терпят убытки, разоряются и уходят с рынка.

Поскольку рыночная система – это все образующие экономику рынки продуктов и ресурсов и действующие между ними связи, рынок имеет сложную структуру и подразделяется в зависимости от различных критериев на следующие виды:

1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений:

- рынки благ и услуг: продовольственных, промышленных товаров, бытовых услуг, т.д.;

- рынки средств производства;

- рынки рабочей силы (труда);

- рынки инвестиций, рынки инноваций;

- рынки денег, валюты, ценных бумаг;

- рынки земельных участков, рынки недвижимости, рынки жилья;

- другие рынки;

2) по видам субъектов рыночных отношений:

- рынки оптовой торговли;

- рынки розничной торговли;

- рынки государственных закупок;

3) по географическому положению:

- местные рынки;

- региональные рынки;

- национальный рынок;

- мировой рынок;

4) по степени ограничения конкуренции:

- монопольный рынок;

- олигополистический рынок;

- рынок свободной конкуренции;

- рынок монополистической конкуренции;

5) по отраслевому признаку:

- автомобильный рынок;

- зерновой рынок;

- компьютерный рынок;

- мебельный рынок;

- нефтяной рынок;

- другие рынки;

Основные виды рынков подразделяются на субрынки, рыночные сегменты по различным признакам: демографическим, географическим, поведенческим, социальным и т.д.

Любой рынок, независимо от его конкретного вида базируется на трёх основных элементах: цена, спрос и предложение, конкуренция. Взаимодействие этих элементов образует механизм саморегулирования рынка.

Изменение цен служит ориентиром для производителя при определении необходимости изменения объёмов производства. Изменение цен влияет на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге предопределяют и то, кем при данном уровне доходов будет потреблён продукт. Рыночная цена – это фактическая цена, которая устанавливается в соответствии со спросом и предложением товаров.

Спрос – это платежеспособная потребность. Объём спроса (Qd) – это максимальное количество товара, которое готовы приобрести покупатели по данной цене (P) за единицу времени. Поскольку важнейшим фактором, от которого зависит объём спроса, является цена, обратно пропорциональную зависимость объёма спроса от цены называют законом спроса. Закон спроса (low of demand): на любом рынке при прочих равных условиях существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар. Величина спроса имеет тенденцию к росту при снижении цены и к уменьшению при ее повышении.

Эту зависимость можно изобразить аналитически (в виде формулы), то есть Qd = f (Р), в виде таблицы и в виде графика. Кривая спроса (demand curve) – кривая, показывающая, какое количество экономического блага готов приобрести покупатель по разным ценам в данный момент времени. Пытаясь понять закономерности спроса, потребительского поведения, экономисты неоклассики разработали теорию потребительского спроса, которая будет рассмотрена в следующей теме.

Объём предложения – это максимальное количество товаров, которое готовы предложить к продаже товаропроизводители (продавцы) по данной цене в единицу времени Объём предложения также зависит от многих факторов, важнейшим из которых является цена. Поэтому закон предложения – это прямо пропорциональная зависимость объёма предложения от цены, то есть, чем больше цена, тем больше объём предложения товаров и услуг. Закон предложения также можно отобразить аналитически, таблично и графически.

Таблица 4.1.

Спрос и предложение на кофе в банках

Цена

Спрос

Предложение

Цена

Спрос

Предложение

1

2

3

1

2

3

0

400

0

700

200

300

100

350

100

900

100

350

300

300

200

1000

50

450

500

250

250

 

 

 

Из этой таблицы видно, что при повышении цены спрос на кофе падает, а предложение растёт. При цене, равной 500 рублей, объём спроса равен объёму предложения (250 банок). Это и есть ситуация равновесия. На графике: DD – кривая спроса, SS – кривая предложения.

График 4.1.

P DD SS

0 Q

При наложении кривой спроса на кривую предложения можно найти рыночное равновесие в точке Е, где объём спроса и объём предложения совпадают. Цена в точке Е называется равновесной. При цене выше равновесной возникает избыток предложения над спросом. Конкуренция между продавцами будет способствовать снижению цены. При цене ниже равновесной спрос превышает предложение, возникает ситуация дефицита, и конкуренция между покупателями будет толкать цену вверх. Изменение неценовых факторов спроса (потребительских вкусов, числа покупателей, доходов потребителей, цен на сопряженные товары, потребительских ожиданий) и неценовых факторов предложения (цен на ресурсы, технологии производства, налогов или дотаций, цен на другие товары, числа продавцов, их ожиданий) сдвигает кривые спроса и предложения вправо или влево, соответственно, сдвигается и точка равновесия.

Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и, в конечном счёте, равновесие производства и потребления. Важно подчеркнуть, что при цене равновесия устанавливается равенство не покупок и продаж – такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать тому количеству продукции, которое производители намерены продолжать поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутствовать тенденция к повышению или понижению цены.

Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия. Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной конкуренции, поскольку благодаря ему происходит наиболее рациональное использование всех ресурсов общества, минимизируются общественные затраты на производство продукции.