logo
Пособие по экономике для неэкономических специа

6.5. Резюме

1. Трансакционные издержки - это затраты, обусловленные процессом налаживания отношений между рыночными агентами в ходе совершения ими различных сделок. Это затраты на: 1) на сбор и обработку информации (о потенциальных поставщиках, покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг); 2) на проведение переговоров и принятие решений (заключение контрактов); 3) на контроль за соблюдением условий договора; 4) на юридическую защиту контракта.

2. Многие трансакционные затраты дешевле осуществлять внутри фирмы, не прибегая к посредничеству рынка. Внутри фирмы сокращаются издержки поиска экономической информации, исчезает необходимость непрерывного перезаключения контрактов, экономические отношения приобретают устойчивость.

3. Фирма – организация, которая производит товары и услуги; может быть организована как частное предприятие, товарищество или акционерное общество.

4. Функция фирмы заключается в объединении ресурсов для выпуска необходимых потребителям товаров и услуг. Рыночная цель деятельности фирмы – максимизация прибыли.

5. Издержки производства (себестоимость) – полные издержки, затраты, непосредственно связанные с производством продукции и обусловленные им. Виды издержек: явные и неявные, постоянные и переменные, полные (общие, валовые) издержки, предельные, средние, прямые и накладные расходы и т.д.

6. Выручка – денежные средства, полученные (вырученные) предприятием, фирмой, предпринимателем от продажи товаров и услуг: TR=PxQ, где P (price) – цена единицы блага; Q (quantity) – количество проданных благ.

7. Прибыль – превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров.

8. Эффект масштаба – экономия, обусловленная снижением удельных (средних) затрат на единицу продукции из-за производства их в массовом масштабе.

9. Принципы максимизации прибыли – 1) необходимо увеличивать объём производства до тех пор, пока предельный доход (выручка) от дополнительных единиц продукции не сравняется с предельными издержками на их производство; 2) следует производить такой объём продукции , при котором валовой доход превышает валовые издержки на наибольшую величину. Оба подхода применимы не только к чисто конкурентной фирме, но также и к фирмам, функционирующим в условиях любой из трёх других основных рыночных структур