logo
Пособие по экономике для неэкономических специа

16.3.. Финансово-кредитное предпринимательство

В советское время финансовые операции были целиком монополизированы государственными органами, а осуществление их гражданами или коллективами считалось особо опасным преступлением. С началом реформ рынок денег, валюты, ценных бумаг получил право на существование, а активными агентами этого рынка стали коммерческие банки, фондовые биржи, предприятия, организации и даже отдельные граждане-предприниматели. Основным субъектом финансово-кредитного предпринимательства являются коммерческие банки. Поэтому прежде всего необходимо рассмотреть реформирование банковской системы в России.

До реформы 1987-1988г.г. Госбанк СССР был единым госбанком-монополистом, совмещающем функции собственно центрального банка и коммерческих банков. Финансовые потоки были разделены между физическими и юридическими лицами: физические лица использовали наличные деньги, юридическиебезналичные формы расчетов. Главным содержанием первого этапа банковской реформы 1987-1988 годов было создание двухуровневой банковской системы, то есть разделение эмиссионной и коммерческой деятельности банковской системы. Госбанк был преобразован в Центральный банк СССР. Он стал ответственен за проведение денежной политики, обеспечение стабильности валюты, содействие межбанковским расчетам. Остальные функции были возложены на второй уровень банковской системы, состоящей из пяти специализированных банков: Внешэкономбанка, Промстройбанка, Агропромбанка, Жилкомсоцбанка и Сбербанка.

На втором этапе, с 1988г., начавшемся по инициативе «снизу», шел активный процесс образования коммерческих банков. Создание коммерческих банков осуществлялось в основном тремя путями.

Во-первых, крупные коммерческие банки создавались на базе трансформированных отделений бывших государственных специализированных банков. В 1991 г. три крупных специализированных банка – Промстройбанк, Агропромбанк, и Жилсоцбанк – были перегистрированы как самофинансируемые акционерные банки со своими центральными конторами и региональными отделениями, не зависимыми от государства. В январе 1992 г. был упразднен союзный Сбербанк, а его российские отделения преобразованы в Сбербанк России. Всего на базе прежних государственных специализированных банков возникла примерно пятая часть новых коммерческих банков. Эти банки в настоящее время воглавляют список 100 крупнейших банков России.

Во - вторых, немногочисленная группа коммерческих банков была создана руководителями крупных отраслей или предприятий гигантов, однако без участия государственных банковских служб ( Нефтехимбанк, Газпромбанк, Автобанк, АвтоВАЗбанк , Мосбизнесбанк и др. )

В-третьих, основная масса коммерческих банков создавалась заново, что называется, на «пустом месте». Эти банки стали обслуживать новые коммерческие структуры, переживая вместе с ними все трудности роста.

Следующий этап развития банковского предпринимательства связан с либерализацией цен, произошедшей 1 января 1992 года. Высокие темпы инфляции сделали очень привлекательным банковский бизнес. Основным источником доходов банковской системы стало присвоение части эмиссионного дохода государства и перераспределение добавленной стоимости от реального сектора к банковскому, «бесплатное» использование банками средств на текущих и расчетных счетах. Ресурсы банков формировались в основном за счет денежных средств предприятий, доля которых намного превышала долю населения. Данный период характеризуется процессом создания огромного количества мелких банков (с 1 января 1993 года по 1 января 1996 года количество банков увеличилось 1,7 тысяч до 2,6 тысячи). Этот период закончился летом 1995 года в связи с резким снижением темпов инфляции, что подорвало позиции банков, которые привыкли «ехать на эмиссионных потоках». Если в 1994 году 580 банков были убыточными, то в 1995 году – 1000 банков, в 4 раза увеличилось количество отозванных лицензий. В августе 1995 года разразился банковский кризис, в ходе которого обанкротился ряд крупнейших российских банков (Мытищинский, Межрегионбанк, Национальный кредит, Глория-банк.).

Главной характеристикой следующего этапа (1996г. – первая половина 1998 года) стал быстрый рост банковских инвестиций в государственные долговые обязательства. С 1990 по 1995 гг. для покрытия бюджетного дефицита в России в основном использовалась эмиссия денег, что послужило мощным инфляционным фактором. С 1995 г. эмиссия денег для финансирования дефицита бюджета не применялась. С этой целью использовались различные государственные ценные бумаги – ГКО с трехмесячным, шестимесячным и годовым сроками погашения, казначейские обязательства(КО), облигации внутреннего валютного государственного облигационного займа, облигации федеральных займов с переменным купоном (ОФЗ), государственные сберегательные займы, золотые сертификаты.

Для того чтобы привлечь покупателей ГКО, устанавливался очень высокий процент по ним. В условиях спада в экономике и уже достаточно высокого внешнего долга погашение гособязательств могло производиться только за счет дополнительной эмиссии ГКО. Фактически российское государство построило «финансовую пирамиду». Потребность федерального бюджета в деньгах (из-за дефицита), предвыборная кампания 1996 года обусловили высокую доходность государственных облигаций. В 1996-1997 годах объем вложений банков в госбумаги увеличился более, чем в три раза. Российские банки стали активными покупателями не только рублевых, но и валютных облигаций. В 1996 году доходы банков по государственным ценным бумагам составляли до 40% от всех доходов банков, в 1997 году – до 30%.

Стабильность обменного курса позволила ведущим российским банкам превратить заимствования на мировых финансовых рынках в главный источник роста и компенсировать недостаточное привлечение внутренних сбережений. Со второй половины 1996 года российские банки стали выступать активными заемщиками на внешних финансовых рынках. Иностранцам требовалась валюта для вывода своей прибыли. Крупные банки стали заключать срочные контракты на покупку валюты со средними и мелкими банками. Постепенно вся российская банковская система попала в сильную зависимость от внешнего мира.

Особенности российской банковской системы накануне кризиса в августе 1998 года:

  1. отставание традиционного банковского бизнеса от мировых стандартов;

  2. банки не смогли вызвать доверие у населения и стать полноценным инструментом аккумулирования сбережений населения;

  3. зависимость банковской системы от операций с государственными ценными бумагами;

  4. слабая система контроля за рисками;

  5. авторитарный стиль управления;

  6. увлечение имиджевыми высокозатратными проектами;

  7. неблагоприятная структура банковской системы, ее зависимость от бюджетных потоков: московские структурообразующие банки кредитовали экономику и правительство.

Перенакопление российского внутреннего государственного долга привело к началу кризиса на рынке ценных бумаг. Это вызвало падение доверия к российским ценным бумагам иностранных держателей, массовый сброс с их стороны российских ценных бумаг, что привело к дефолту, резкому росту госдолга (внутреннего и внешнего), девальвации рубля, инфляции.

Это привело к резкому ухудшению платежеспособности основных структурообразующих банков, падению ликвидности банковской системы, сокращению ее ресурсной базы, потере банковского капитала.

Были разработаны меры по реструктуризации банковской системы: меры по предупреждению банкротства банков, отзыв лицензий у несостоятельных банков на осуществление банковских операций, ликвидация проблемных банков, рекапитализация банков.

На сегодняшний день особенностями российской банковской системы продолжают оставаться:1)неравномерность развития банков по территории России (наибольшее количество банков сосредоточено в Центральном районе, причем основная доля в Москве); 2)крайне низкий уровень капитализации банков; 3) низкая степень прозрачности деятельности банков; 4) недостаточная заинтересованность банковской системы в кредитах реальному сектору; 5)невысокий уровень доверия населения банкам; 6) недостаточное развитие банковских услуг по количеству и по качеству.