logo
Пособие по экономике для неэкономических специа

16.2. Особенности функционирования малого бизнеса в России

Во всех странах индивидуальное предпринимательство, относящееся к малому бизнесу, имеет большое социально-экономическое значение. Важнейшими функциями малого бизнеса являются следующие:

1 создание рабочих мест;

2 внедрение новых товаров и услуг;

3 удовлетворение нужд крупных корпораций;

4 обеспечение специализированными товарами и услугами.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995г. №88-ФЗ к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации (юридические лица), в которых средняя численность работников за отчетный год (период – для вновь созданных) не превышает в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере 60 человек, розничной торговле, непроизводственных видах бытового обслуживания населения – 30 человек, в оптовой торговле, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности -50 человек. Также к ним относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность как физические лица, или по общепринятой юридической терминологии «ПБОЮЛ», т. е. «предприниматель без образования юридического лица».

Общая численность работающих на малых предприятиях РК в 2002г. насчитывала 37,9 тыс. человек, из них 33,1 тыс. человек (87%) – работники списочного состава. Доля малых предприятий в общей численности занятых в экономике РК в 2002г. составила 6,5% (в 2001г. – 6,9%).

Общепризнанным показателем развития малого предпринимательства является количество МП на 10 тыс. населения. Наибольший уровень достигнут в Северо-Западном федеральном округе – 109 единиц на 1 января 2000г.,что в2 раза больше, чем в остальных федеральных округах за исключением Центрального (В.Э. 2001, №4, с. 78-79). В РК этот показатель на ту же дату был равен 36 единицам, а на 1 января 2003г. – 33,5 единицам.

Во всех без исключения регионах РФ малый бизнес на 75-90% использует местные ресурсы (трудовые, материально-технические, природные) и на 68-95% удовлетворяет потребности местного рынка с ареалом охвата от одного до трёх-четырёх административных районов.

Сопоставляя малый бизнес в России и за рубежом, можно увидеть, что «западная» его модель отличается от российской. «Западные» малые предприятия имеют минимальный административный аппарат, основаны, как правило, на первоначальном привлечении заёмного капитала, обычно узко специализированы, но сохраняют потенциал быстрого перепрофилирования. Они часто работают в тесной кооперации с крупными фирмами и корпорациями, ориентированы в зависимости от производственной специализации на национальный, региональный, местный или мировой рынок, пользуются поддержкой властей разных уровней.

Для российского малого предпринимательства характерны: 1) редкое использование начального заёмного капитала; 2) высокие административно-управленческие издержки; 3) слабое использование преимуществ быстрого перепрофилирования; 4) диспаритетные (зачастую – просто дискриминационные) отношения с посредниками по сбыту продукции; 5) исключительно сильная зависимость от местной власти и от местного рынка; 6) особые «теневые» стороны деятельности; 7) существенные региональные различия в отраслевой структуре, масштабах и других параметрах.

Важным показателем, характеризующим развитие малого предпринимательства, являются инвестиции в основной капитал.

Действующим в России налоговым законодательством предусмотрено три системы налогообложения индивидуальных предпринимателей:

  1. Традиционная система – уплата подоходного налога. С 1 января 2001 года порядок налогообложения индивидуальных предпринимателей, применяющих традиционную систему налогообложения, регулируется частью второй НК РФ.

  2. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Эта система предполагает замену уплаты подоходного налога уплатой годовой стоимости патента на право применения упрощенной системы налогообложения. Предприниматель имеет право использовать упрощенную систему при двух условиях: численность наемных работников не превышает 15 человек; совокупный размер валовой выручки за год не превысил суммы стотысячекратного МРОТ.

  3. Вмененная система. В ее основе лежит уплата единого налога на вмененный доход, заменяющего собой как подоходный налог, так и страховые взносы во внебюджетные фонды, а также ряд других налогов. Плательщиками налогов на вмененный доход являются предприниматели, осуществляющие определенные виды деятельности (ФЗ от 31 июля 1998 года № 148), а именно: оказание ремонтно-строительных, бытовых, парикмахерских, медицинских, косметологических, ветеринарных, бухгалтерских, аудиторских, юридических и других услуг.

Если предприниматель не попадает в сферы, указанные в Законе №148 - ФЗ, то он имеет право выбора: придерживаться традиционной системы, либо перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

Отличительной особенностью традиционной системы является уплата налога на добавленную стоимость в размере 20 % или 10% в зависимости от вида продукции.

Доходы от предпринимательской деятельности при традиционной системе облагаются по ставке 13 %. Индивидуальный предприниматель должен вести учет доходов и расходов в Книге учета доходов и расходов, которая регистрируется в налоговых органах и должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью.

В состав расходов включаются только те затраты, которые непосредственно связаны с получением конкретной суммы дохода. Могут учитываться только текущие затраты, не носящие капитального инвестиционного характера. Произведенные затраты могут подтверждаться следующими документами:

-товарный чек, кассовый чек или корешок к приходному кассовому ордеру

-банковские документы при безналичном расчете

-оплаченный счет;

- накладные

- путевые листы;

-товарозакупочные акты, акты приемки-сдачи работ.

Затраты предпринимателя в соответствии с Положением о составе затрат группируются по следующим элементам:

- материальные затраты;

- амортизационные отчисления;

- износ нематериальных активов;

- затраты на оплату труда;

- прочие.

К прочим затратам относятся: арендная плата в виде земельного налога, сбор за право торговли, налог на рекламу, Единый социальный налог, затраты по обеспечению выполнения санитарно-гигиенических требований, оплата сторожевой охраны, затраты по обеспечению пожарной безопасности, затраты на командировки, оплата услуг связи.

Затраты, которые не включаются в состав расходов, принимаемых в целях налогообложения: расходы на личные нужды предпринимателя и его семьи, уплата членских взносов, расходы по уплате штрафов, суммы убытков, понесенных физическим лицом.

Отношения предпринимателя с работниками регулируются главным образом Трудовым кодексом РФ и Гражданским кодексом в зависимости от характера трудового соглашения, но в любом случае, работодатель уплачивает единый социальный налог.

Особенности оплаты единого социального налога индивидуальным предпринимателем в том, что он платит единый социальный налог и как работодатель (т.е. с сумм, выплачиваемых наемным работникам), и «за себя» - т.е. с доходов от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Таким образом, предприниматель в качестве работодателя уплачивает единый социальный налог по двум основаниям. Налоговым периодом по единому социальному налогу является год (статья 240 НК РФ), но предприниматель-работодатель обязан ежемесячно исчислять и уплачивать авансовые взносы, причем налоговая база определяется отдельно по каждому работнику и отдельно по каждому фонду. Если работодатель не представит в банк платежки на перечисление единого социального налога за истекший месяц не позднее 15 числа месяца, следующего за истекшим, то он не получит наличные на выплату заработной платы своим работникам.

Ставки единого социального налога для предпринимателей-работодателей при налоговой базе на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года до 100 тыс. руб. следующие:

- Пенсионный фонд РФ – 28%

- Фонд социального страхования РФ – 4%

- Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования – 0,2%

- Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования – 3,4%

Итого – 35,6% - Единый социальный налог

Ставки единого социального налога «за себя» при налоговой базе до 100 тыс.руб. следующие:

- ПФ РФ – 19,2%

- Федеральный ФОМС – 0,2%

- Территориальный ФОМС – 3,4%

Итого – 22,8% - ЕСН

Т.е. предприниматель освобождается от уплаты ЕСН в части сумм налога, зачисляемого в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В 2005 году ставка ЕСН должна снизиться с 35,6% до 26% выплачиваемой заработной платы и соответственно должны уменьшится ставки налога по отдельным его видам: на пенсионное обеспечение до 20%, в ФОМСы – до 2,8%, в фонд социального страхования – до 3,2%.

Для всех этапов становления предпринимательства характерен один и тот же набор условий, негативно воздействующих на весь сектор малого предпринимательства в России:

1) правовая незащищённость субъектов малого предпринимательства, слабость и нестабильность хозяйственного законодательства, административные барьеры;

2) дефицит финансовых ресурсов, нежелание банков кредитовать малый бизнес;

3) сложности получения производственных площадей и служебных помещений;

4) затруднённый доступ к государственным и муниципальным заказам;

5) монополизация ряда сегментов российского рынка;

6) недостаточный уровень (декларативность) господдержки малого бизнеса;

7) переплетение легальной деятельности с теневой и даже криминализация части российского малого бизнеса;

8) предвзятое, неприязненное отношение значительной части населения к представителям малого бизнеса.