logo
Пособие по экономике для неэкономических специа

1.3. Основные этапы развития экономической науки.

История экономической науки прошла длительный путь своей эволюции от истоков экономической мысли Древней Греции (Ксенофонт, Платон, Аристотель), Древнего Рима (Катон старший, Гракхи Тиберий до современных экономических школ). Известно, что в качестве систематизированного знания, как наука, экономическая теория сформировалась еще в XV – XVI столетиях. Первой политэкономической школой в истории экономической мысли была школа меркантилистов (от итальянского mercante – торговец, купец). Представители этой школы (XVI – начало XVIII в.в.) отождествляли богатство общества с реальными деньгами – золотом и считали, что накопление денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти, источник богатства они видели в торговле, в сфере обращения. Поэтому меркантилисты в практических рекомендациях исходили из того, что страна должна больше вывозить товаров, но меньше ввозить. А для того, чтобы вывозить больше товаров, следует поощрять их экспорт и производство.

Второй экономической школой (XVII – XVIII в.в.) была школа физиократов (физиократизм – власть природы). Основателем физиократического учения был французский ученый Франсуа Кенэ (1694 – 1774 г.г.). В отличие от меркантилистов физиократы считали богатством общества не деньги, а продукцию земледелия, а его источником не торговлю, а сельскохозяйственное производство. Разницу между продукцией, которая производится в сельском хозяйстве, и продукцией, которая была использована для ее производства в течение года, Кенэ называл земельной рентой в натуральной форме, или чистым продуктом. Отсюда единственным “производительным классом” Кенэ считал класс земледельцев. В главном произведении автор делит социальную структуру общества на три основных класса:

  1. производственный класс земледельцев;

  2. класс земледельцев собственников;

  3. “бесплодный класс” – люди, занятые не в сельском хозяйстве.

Следующей в истории экономического учения была классическая школа. Она относится к числу наиболее зрелых направлений экономической мысли. Это направление возникло и расцвело еще в XVII – XVIII – начале XIX в.в. Видными представителями классической экономической школы были Уильям Петти, Адам Смит (1723-1790г), Давид Рикардо (1772 – 1823 г.), Томас Мальтус (1766 – 1834 г.) и Джон Стюарт Милль (1806 – 1873). Идеи классической школы не потеряли актуальности и в наше время.

Развивая и углубляя идеи физиократов, представители английской политической экономии в качестве источника богатства общества рассматривали труд человека в сфере материального производства, а его результаты (произведенные товары) считали богатством нации. Всеобщую форму богатства они нашли в стоимости товаров. Экономическую науку они воспринимали как учение о богатстве и способах его увеличения. Не случайно фундаментальный труд А. Смита так и назывался “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776г.) Количество производимых товаров и объем их потребления зависят, по Смиту, от двух факторов: производительности труда и пропорции деления общества на производительный и непроизводительный класс. Производительность труда определяется разделением труда и уровнем накопления капитала. Чем выше степень разделения труда и уровня накопления капитала, тем больше продукции может быть произведено. В основе цены при обмене, по А. Смиту, лежит так называемая стоимость, которая представляет собой количество труда, затраченного на производство товара. На этой основе А. Смит делает вывод о том, что “невидимая рука” рынка сама отрегулирует объем производства товара и процесс накопления капитала в нужных размерах и нужном направлении. А. Смит развил трудовую теорию стоимости, создал учение о рынке, конкуренции. Показал, что в условиях рынка люди руководствуются собственными интересами, преследуют свои личные цели, но направляемые “невидимой рукой,” содействуют реализации интересов других людей и общества в целом.

Самостоятельным направлением политической экономии стало учение немецкого философа и экономиста Карла Маркса (1818-1883г.), которое было дополнено Фридрихом Энгельсом (1820-1895г.) и Владимиром Ильичем Лениным (1870-1924г.). Эта теория является составной частью (вместе с научным коммунизмом и марксистско- ленинской философией) марксизма – ленинизма.

В своем экономическом учении К. Маркс развивает идею классической школы о том, что в основе цены товара лежит стоимость (меновая стоимость), которая определяется количеством воплощенного в нем труда. При этом К. Маркс уточняет, что затраты труда, определяющие величину стоимости товара, являются не индивидуальными, а общественно необходимыми, то есть количественно равными средним затратам времени для производства единицы товара при данном уровне развития производства. По Марксу созидателем стоимости выступает наемная рабочая сила.

К. Маркс вводит и второго агента экономического процесса – собственника капитала – капиталиста. По натуральному содержанию капитал воплощается в производственных и вспомогательных зданиях, машинах, сырьевых материалах, с помощью чего наемные работники производят продукцию. Между капиталистом (работодателем) и наемным работником устанавливаются отношения купли – продажи: наемный работник продает, а капиталист покупает специфический товар рабочую силу, под которой понимается совокупность физических и умственных способностей человека, благодаря которым он участвует в производственном процессе и создает новую стоимость. Часть этой стоимости составляет стоимость самого товара рабочая сила, которая равна стоимости предметов потребления, жизненно необходимых рабочему и его семье. Эту часть стоимости работодатель выплачивает наемному работнику, а другую часть (сверх стоимости рабочей силы) безвозмездно присваивает в свою пользу. Присвоенную часть новой стоимости, К. Маркс называет прибавочной стоимостью, определенная доля которой капитализируется ее собственником, то есть превращается в дополнительные факторы производства. Тем самым происходит накопление капитала, которое с одной стороны, по мере внедрения в производство все более совершенных машин и механизмов сокращает потребность предприятий в наемной рабочей силе, а потому все большая часть этой рабочей силы выпадает из производственного процесса. С другой стороны, чем выше уровень накопленного капитала, тем острее конкурентная борьба между капиталистами за величину прибавочной стоимости и, в конечном итоге, тем меньше доходность от вложения средств в производство. Снижается капиталоотдача и для получения дополнительной единицы прибавочной стоимости требуется вкладывать больше новых инвестиций. Рентабельность капиталовложений падает и наступает ситуация, когда дальнейшее накопление капитала становится экономически бессмысленным. В мировом капитализме возникает противоречивая обстановка, формой разрешения которой является мировая социалистическая революция, призванная ликвидировать капитализм как систему и ее социально – экономическую основу – частную форму собственности на средства производства. Так К. Маркс политизирует свое экономическое учение, считая, что социалистическая революция победит одновременно во всех странах мира.

На новом историческом этапе развития капиталистической системы дальнейшую разработку экономической теории марксизма провел В.И. Ленин. Тезисно излагая основные положения ленинского учения, следует отметить некоторые выводы. Во-первых, в конце XIX – начале XX в.в. капитализм свободной конкуренции перерос в новую и последнюю стадию – стадию монополистического капитализма или империализм. Во-вторых, вся хозяйственная деятельность на этой стадии ведется крупными фирмами – монополистами, установившими диктат, как в сфере производства, так и в сфере обращения. Отсюда, в-третьих, монополизм в экономике сопровождается изменением механизма ценообразования и образования прибыли. Монополии извлекают не просто среднюю прибыль, как считал К. Маркс, а монопольно высокую прибыль. Отсюда, рыночная цена выше цены производства на величину монопольной прибыли. В-четвертых, монополизм в экономике приводит к паразитизму монополистов – владельцев средств производства, затормаживает технический прогресс. В-пятых, логикой своего развития, по Ленину, монополистический капитализм придает капиталу и капиталистическому производству общественный характер, но ему противостоит частная форма собственности на средства и результаты производства. Отсюда делаются два вывода: а) монополистический капитализм создает объективные и субъективные предпосылки для социалистической революции; б) возможна социалистическая революция не во всем мире одновременно, как считал К. Маркс, а в одной, отдельно взятой стране. Последнее В.И. Ленин объяснял сформулированным им законом неравномерного развития капитализма в разных странах, а значит и неравномерным созреванием материальных предпосылок социалистической революции.

Одновременно с марксистско-ленинской политической экономией в XIX - начале XX в.в. возникло, и развилось неоклассическое направление экономической теории, основоположником которой считается глава “кембриджской школы” Альфред Маршалл (1842 – 1924 г.г.). В научной работе “Принципы экономикс” (“Principles of economics” 1890г.) А. Маршалл разработал теорию рынка: проанализировал механизм рыночного ценообразования, взаимодействие спроса и предложения, влияние различных факторов на спрос и предложение, уровень рыночных цен.

Представители неоклассического направления сосредоточили свое внимание на проблеме удовлетворения потребностей людей. В то же время, опираясь на накопленные теоретические знания, они выдвигают и разрабатывают новые теории и концепции, одной из которых является маржинализм (от лат. маргинальный, анг. marginal – предельный). Маржинализм – теория, которая анализирует экономические явления с точки зрения поведения отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения. При этом приверженцы маржинализма руководствуются в своем творческом анализе субъективными оценками выгод и затрат, возникающих в процессе экономической деятельности. Они ввели в практику экономического анализа теорию предельных величин, которые вошли в арсенал современной экономической науки: теория предельной полезности, предельной производительности, предельных издержек фирмы, предельного дохода монополиста и др.

Видное место в развитии экономической теории занимает кейнсианство. Выдающийся английский ученый – экономист и государственный деятель Джон Мейнард Кейнс (1883 – 1946 г.г.) положил начало новому направлению в экономической теории, основанному на взглядах и позициях, существенно отличающихся от взглядов его предшественников. Ключевые положения своего учения Д. Кейнс изложил в книге “Общая теория занятости, процента и денег” (1936г.). По Кейнсу, во-первых, законы макроэкономики и микроэкономики не совпадают, так как производство, а следовательно и предложение, любого отдельно взятого товара может увеличиваться постоянно, тогда как ресурсы ограничены, а потому экономический рост не может продолжаться бесконечно. Во-вторых, Кейнс обратил внимание на то, что средний уровень доходов граждан в развитых странах гораздо выше минимального необходимого уровня доходов, поэтому при росте доходов люди стремятся все большую их часть сберегать. но меньшую их часть потреблять. При этом не вся сберегаемая часть доходов обязательно инвестируется, тогда как до Кейнса экономисты-теоретики утверждали обратное.

В-третьих, анализируя действие рыночного механизма, Кейнс пришел к выводу, что экономические спады, инфляция, безработица, монополизация производства и сбыта имманентно присущи капитализму. Рыночный механизм сам по себе не может их устранить или минимизировать потери от них. Отсюда Кейнс считает, что сокращения потерь можно достичь активным вмешательством государства в процессы национального воспроизводства. Государственная экономическая политика должна быть направлена на поддержание устойчивого потребительского спроса.

Кейнсианство после второй мировой войны заняло господствующие позиции в области экономической теории Запада. Оно реализовалось и на практике, в экономической политике ряда государств. Однако условия реальной жизни меняются. Последовательное применение учения Кейнса стало вызывать негативные явления: государственное регулирование требовало увеличения расходов бюджетных средств, а это вело к дефициту бюджета, росту государственного долга, инфляции, снижению экономических стимулов развития, замедлению темпов экономического роста. Поэтому в 50-60-е годы многие постулаты кейнсианства были подвергнуты сомнению со стороны новых экономических школ и течений.

Одной из них была чикагская школа или монетаризм. Это такое течение экономической мысли, которое ставит деньги в центр макроэкономической политики, отводя им решающую роль в колебаниях экономического роста. Задача государства в области управления экономикой ограничивается контролем над эмиссией денег и движением денежной массы, достижением сбалансированности государственного бюджета, установлением высокого кредитного банковского процента для обуздания инфляции. По мнению монетаристов, обеспечение экономики деньгами – прерогатива государства, которое, проводя соответствующую денежно – кредитную политику (увеличивая или сокращая массу денег в обращении), может воздействовать на экономическое состояние и развитие страны. Концепция современного монетаризма наиболее ярко выражена в работах профессора Чикагского университета Милтона Фридмена (род. 1912г.). Поэтому это учение получило название “чикагская школа”.