logo
Пособие по экономике для неэкономических специа

4.2. Конкуренция и монополия

Конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли-продажи товаров. Оно порождается объективными условиями полной хозяйственной обособленности каждого товаропроизводителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание – экономический закон товарного производства.

Различают внутриотраслевую конкуренцию – за лучшие условия производства и сбыта, и межотраслевую – за сферы наиболее прибыльного вложения капитала.

Существуют два основных метода конкурентной борьбы: ценовая конкуренция и неценовая конкуренция.

Ценовая конкуренция – это борьба между товаропроизводителями за получение дополнительной прибыли посредством: 1) уменьшения издержек производства и, соответственно, снижения цен на продукцию без изменения её ассортимента и качества; 2) путём установления монопольной цены на продукцию.

Неценовая конкуренция – это конкуренция посредством: 1)изменения ассортимента и качества продукции; 2) повышения технического уровня, новизны товара; 3) послепродажного технического обслуживания, 4) создания товаров субститутов (заменителей); 5) установления гарантий ремонта и замены; 6) рекламы.

При добросовестной конкуренции соблюдаются как юридические законы, так и обычаи деловой практики. Пострадавшие от недобросовестной конкуренции могут подавать на обидчиков в суд. Истории известны такие формы борьбы как лишение рынков сбыта, источников сырья, кредитов, сбивание цен (демпинг), переманивание специалистов, промышленный шпионаж, подкуп чиновников ради получения правительственного заказа, финансовые махинации, уничтожение имущества, убийство конкурента.

При совершенной (свободной) конкуренции никто из соперников ни в состоянии влиять на рыночную цену. При несовершенной конкуренции монополистические действия позволяют устанавливать ту или иную степень контроля над ценой.

Определение сущности монополии зависит от того, какой её вид рассматривается.

Закрытая монополия, являясь противоположностью конкуренции, означает исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащих одному лицу, определённой группе лиц или государству. Открытая монополия - это крупное предприятие, фирма или крупное объединение предприятий, возникающее на базе растущей концентрации производства и капитала, сосредотачивающее в своих руках большую часть производства и / или продажу какого-либо товара с целью установления господства в тех или иных отраслях и получения максимальной прибыли.

Конкуренция толкает предприятия к укрупнению, концентрации производства и капитала. Чтобы не нести большие потери из-за конкуренции, крупнейшие предприятия объединяются в те или иные хозяйственные формы монополий: картели, синдикаты, тресты, концерны, холдинги и т.д. Таким образом, открытая монополия вырастает естественным образом из конкуренции, но не устраняет её полностью в рыночной экономике, а существует над ней и рядом с ней.

Естественная монополия – отрасль, в которой экономия, обусловленная ростом масштабов производства, столь велика, что продукт может быть произведён одной фирмой при более низких издержках, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм.

Монополизм проявляется как рыночная власть, то есть возможность навязывания своей воли другим хозяйствующим субъектам, игнорируя их собственные интересы. Монополии распоряжаются объёмом рыночного предложения товара, контролируют цены, устанавливают монопольные цены, посредством демпинга разоряют конкурентов и т.д.

Особенности действия механизма рынка несовершенной конкуренции зависят от типа рыночной структуры, которая определяется некоторыми основными признаками. В следующей таблице фактически даны определения видов рынка в зависимости от соотношения конкуренции и монополии.

Таблица 4.2.

Классификация рыночных структур

Признаки, определяющие форму конкуренции

Рынок свободной конкуренции

Рынок несовершенной конкуренции

чистая монополия

олигополия

монополистическая конкуренция

количество фирм

множество независимых

одна крупная

несколько крупных

достаточно много

тип продукции

стандартизованный

уникальный

стандарт

дифференцированный

контроль над ценой

цены определяются рынком

практически полный контроль

влияние ценового лидера

влияние ограничено

степень сложности входа на рынок

относительно лёгкий

очень трудный

трудный

вход и выход возможен

Совершенно конкурентная фирма может продать столько товара, сколько она хочет, не оказывая при этом влияния на рыночную цену. Поэтому линия спроса на продукцию одной фирмы горизонтальна. В случае фирмы-несовершенного конкурента кривая спроса имеет отрицательный наклон, потому что фирма может продать большее количество товара лишь уменьшая цену. Поэтому монополист устанавливает свою цену выше уровня условий совершенной конкуренции. И объём производства у монополиста ниже, чем при совершенной конкуренции. Таким образом, монополист обладает определённой властью над ценой. Масштабы контроля над уровнем цены различаются в зависимости от формы несовершенной конкуренции.

В условиях монополистической конкуренции цена не является единственным орудием конкуренции. В борьбе за рынок сбыта важнейшим фактором становится качество товара, его дифференциация. В случае олигополии конкуренция носит преимущественно неценовой характер.

Рынок несовершенной конкуренции, по сути предполагает отклонение от состояния равновесия, сложившегося в условиях совершенной конкуренции. Если фирма-несовершенный конкурент преступает некую степень контроля над ценой, это оборачивается разрушением и уничтожением богатства общества, ведёт к стагнации, застою и т.п. Тайные соглашения о ценах, создание искусственных дефицитов – всё это опасные проявления монополизации. Антимонопольное законодательство призвано не допустить развёртывания разрушительной для эффективности экономики ограничительной деловой практики.

Главным же фактором, воздействующим на предложение, являются издержки предложения, которым посвящена тема 6.