logo
Пособие по экономике для неэкономических специа

2.4. Экономические блага и проблема выбора.

Для удовлетворения потребностей необходимы блага. Под благом понимается “все, что способно удовлетворять жизненные повседневные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовлетворение”1. Удовлетворение потребностей – это цель любой деятельности человека. Он работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. Человек без потребностей – мертвый человек.

Безграничность и многообразие потребностей обуславливает многообразие и средств их удовлетворения, т.е. благ. Блага можно делить по различным признакам: на материальные и духовные блага, свободные и экономические, воспроизводимые и невоспроизводимые, предметы потребления и средства производства и т.д.

Свободное благо – это благо, имеющееся в неограниченном количестве, например, воздух, хотя чистый воздух уже становится экономическим благом.

Экономическое благо – это благо, количество которого недостаточно для удовлетворения потребности в нём всех людей. Возникновение экономического блага предполагает, по меньшей мере, три условия:

По натуральному содержанию блага делятся на вещественные, духовные и услуги. Блага, изготовленные для обмена и находящие спрос, становятся товарами. Блага делятся по субъектам потребления на частные и коллективные. Блага различаются по степени готовности к конкретному потреблению. По данному признаку экономическая теория выделяет потребительские блага, готовые к непосредственному и конечному потреблению (предметы потребления) и ресурсы, необходимые для производства потребительских благ (средства производства). Использование ресурсов является не конечным, а промежуточным потреблением.

Различают блага длительного пользования, которые используются многократно (производственное, офисное или жилое здание, книга, компьютер, автомобиль) и блага для разового потребления (хлеб, другие продукты питания). Наконец, блага бывают взаимозаменяемыми или субститутами, т.е. обладающими сходными свойствами (сливочное масло и маргарин), взаимодополняемыми в процессе использования (комплементы): автомобиль и бензин, студенческая тетрадь и ручка и т.д.

При неоспоримом многообразии экономические блага количественно ограничены или редки. Иными словами запасы экономических благ меньше потребности в них. Поэтому неизбежно возникают две проблемы: выбор того или иного блага для удовлетворения человеческих и общественных потребностей и конкуренция за их использование. Практически всякая человеческая деятельность в конечном счете принимает экономический характер и связана с проблемой выбора редких ограниченных материальных и иных ресурсов. Последних либо недостаточно в данный момент, либо они неравномерно распределены в пространстве. Поэтому человек должен и вынужден выбирать, жертвуя другими ценностями. Читатель покупает какой-либо предмет одежды, отказываясь от удовольствия, которое принесло бы приобретение модных туфель. Проводя распиловку круглого леса на доску, мы теряем возможность его использования в качестве брёвен для строительства деревянного дома. Всякий выбор сопровождается жертвой, цену которой называют ценой приспособления к обстоятельствам. Цена приспособления или альтернативная стоимость является реальным выражением жертвы, потери, которую приносит экономический субъект, осуществляющий выбор между несколькими альтернативными вариантами. Отсюда, цена, которую платит экономический субъект, складывается из стоимости наилучшей из неиспользованных им возможностей, т.е. из стоимости товаров и услуг, которые не могут быть созданы, поскольку уже использованные ресурсы нельзя направить на их производство.

Конечно, выбор всегда имеет субъектный характер, зависит от предпочтения отдельного индивида. Такой вид выбора называется индивидуальным. Двусторонний выбор характеризуется согласованием предпочтений двух индивидов. Наконец, выбор может быть и коллективным, когда решения принимаются и реализуются индивидами в составе группы. Данный тип выбора требует четкой договоренности индивидов о методе, способе, правилах принимать коллективные решения.

Редкость, ограниченность экономических благ и ресурсов в рыночном хозяйстве обуславливает и конкуренцию за их использование. “Конкуренция (от лат. concurrentia – отталкиваться) – это состязание между производителями (продавцами) товаров, а в общем случае – между любыми экономическими, рыночными субъектами, борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет собой цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике”1.

Применительно к предмету нашего изложения конкуренция характеризуется ситуацией, при которой существует несколько альтернативных направлений использования редкого ограниченного блага и субъектов хозяйствования, борющихся за право распоряжаться этим благом. Конкуренция, как явление экономической жизни рыночного хозяйства имеет два смысловых уровня. Во-первых, она предполагает существование нескольких альтернативных направлений использования блага – предмета конкурентной борьбы. Во-вторых, конкурентная борьба, состязательность ведется между людьми за право распоряжаться этим благом. При этом формы такой борьбы могут быть самыми разнообразными, но ее экономическое содержание не изменено: выбор направлений использования ограниченных ресурсов.