logo
Пособие по экономике для неэкономических специа

2.1. Потребности – пружина развития

Ни один человек не может жить без потребностей и их удовлетворения. Будучи продуктом биологических и социальных потребностей родителей, человек, независимо от пола и возраста, сам становится естественным источником и носителем целого комплекса потребностей. Потребности есть нужда в том, что необходимо человеку (или кажется ему таковым) как для непосредственного поддержания своего существования, создания бытового и трудового комфорта, так и для всестороннего развития личности. Они удовлетворяются в процессе жизнедеятельности человека и характеризуются рядом черт. Во-первых, потребность вызывается к жизни объективным процессом борьбы человека за свое существование и в естественном проявлении не зависит от его воли и сознания.

В частности для поддержания жизнедеятельности организма работнику умственного труда требуется (как это определяют биологи и медики) ежесуточное потребление пищевых продуктов в 2700-2800 калорий, а работнику физического труда – 3000-3200 калорий. Для северян, чтобы помочь организму легче справиться с отрицательным воздействием сурового климата, нужна более калорийная пища на 10% больше упомянутого количества калорий по рациональной физиологической норме.

Во-вторых, потребности формируют человека. Не случайно говорят: “Скажи, чего ты хочешь, и я скажу, кто ты”. Возникновение потребности в изменении внутреннего мира ведет к качественному изменению личности. В-третьих, потребности преобразуют окружающий нас мир. Потребность в повышении уровня плодородия почвы вызывает необходимость проводить мелиорацию земель, известкование почвы, строительство оросительных систем, осуществлять многие другие мероприятия по рекультивации земель. Именно людские потребности породили паровозы и железные дороги, автомобили и шоссе, самолеты и аэродромы, ТЭЦ и ГЭС, АЭС, радиоприемники и телевизоры, другие атрибуты и достижения современного научно-технического прогресса.

В-четвертых, потребности объективно определяют поступки и действия людей. Возникает потребность в самой деятельности. “Хочешь жить – умей вертеться”, - говорят в народе. Деятельность людей и есть удовлетворение потребностей. В потребностях таится пружина и мощнейший источник саморазвития личности, семьи, общества. В этой своей черте потребности служат своеобразным “зеркалом”, отражающим социальную активность индивида, семьи, социальной группы, трудового коллектива, региона и общества в целом. Они не бывают без субъекта.

В-пятых, потребности любого субъекта историчны, не являются неизменными, стабильными, раз и навсегда данными. Они – источник, результат общественного развития. Человек как бы преломляет в себе - в своих потребностях, устремлениях, ценностях –особенности общественной системы, элементом которой он сам является. Более того, потребности не только и не просто изменяются, но и закономерно растут количественно и качественно, т.е. происходит процесс возвышения потребностей.

Возвышение потребностей всех субъектов является одним из общих экономических законов, который выражает качественную и количественную направленность развития личных (индивидуальных), коллективных и общественных потребностей. Согласно этому закону по мере развития человеческого общества потребности непрерывно разнообразятся, усложняются, “возвышаются” над прежним уровнем. Причем проявляется действие этого закона в отношении совокупности личных и коллективных потребностей, а не каждого человека или коллектива людей в отдельности. В то же время под воздействием научного прогресса, способствующего индустриализации нашего быта, возвышение потребностей ускоряется во времени и охватывает практически каждого индивида, каждую семью. Если 50-60 лет назад во многих семьях России радиоприемник, газета были редкостью, то сейчас они являются составной частью информационной потребности. О телевидении тогда мало кто имел представление; ныне телевизор стал обязательной информационно-культурной принадлежностью. Закон возвышения потребностей на индивидуальном уровне означает, прежде всего, расширение потребностей каждого человека. Молодым людям часто приходится слышать упрек родителей в том, что они в таком же возрасте не имели того, что просят их дети.

Возвышение потребностей ведет к их интеллектуализации. Для удовлетворения таких потребностей используются все более совершенные в техническом отношении предметы потребления: персональные компьютеры, калькуляторы, игральные автоматы, видеомагнитофоны и прочие достижения бытовой электроники. Закон возвышения потребностей усложняет структуру потребностей личности. Это в равной мере касается продуктов питания, одежды, обуви, предметов длительного пользования домашнего обихода.

Наконец, закон возвышения потребностей самым непосредственным образом связан с жизнью общества и проявляется во всех сферах общественной жизни – материально – технической, экономической, социально – политической, нравственной, правовой. Он отражает диалектику саморазвития и человека, и общества в их неразрывном единстве.

В конкретной потребности человека может быть заложено и субъективное начало, и тогда она обретает двойственную объективно-субъективную природу. Ведь каждый человек индивидуален, а потому какая-то часть его потребностей может не совпадать с потребностями другого человека или с потребностями общества. Отсюда возникает проблема регулирования потребностей. В разных экономических системах она решается по-разному.

Как показывает жизнь, методы запрета или ограничение производства (в СССР это “проходили” в конце 80-х годов, когда в борьбе с алкоголизмом резко сократили выпуск и продажу спиртных напитков) не эффективны. Нужны другие, более цивилизованные подходы, связанные с повышением культуры потребления, общим и бытовым воспитанием и самовоспитанием человека, подъемом уровня его сознания и самосознания.

К методам регулирования потребностей в командной экономике относится распределение созданных благ, включая ресурсы, по карточкам (талонам) среди населения и по фондам среди предприятий и организаций. Разработка соответствующими специалистами научных, рациональных норм потребления всеми субъектами: индивидом, семьей, предприятием, регионом, государством и по всем видам потребностей - нужна для определения плановых объёмов производства благ и услуг в условиях отсутствия влияния рыночного спроса. В рыночной экономике нормы потребления нужны для применения систем социальной защиты, в частности гарантированных государством минимальных стандартов потребления жизненных благ в тех или иных жизненных ситуациях. Прямые запреты используются лишь по отношению к социально-опасным подпольным товарам, частное производство и потребление которых запрещено (например, наркотики, которые, тем не менее, используются в медицине).

Норма потребления представляет собой научно обоснованный вытекающий из биологических, климатических и иных объективных условий уровень потребления материальных благ, услуг, информационных и духовных ценностей. Они, конечно же, должны быть дифференцированными по полу, возрасту, социальному положению, месту постоянного жительства и другими различиями конкретных потребителей. Но люди – не манекены. Поэтому вполне понятно и вполне естественно, что рациональные нормы потребления нельзя рассматривать индивидуальному потребителю в качестве обязательно предписанного для потребления рецепта. В самом лучшем случае их следует воспринимать как потребительские ориентиры. С учетом своей индивидуальности (физической, физиологической, возрастной, социальной, политической, психологической) каждый из нас, потребителей, вправе сам определять в тот или иной период своей жизни наиболее оптимальную норму и структуру потребления по всем видам потребностей.