logo search
Пособие по экономике для неэкономических специа

18.6. Резюме

1. Необходимость преобразований в социальной сфере в начале экономических реформ была вызвана отставанием нашей страны от развитых стран по всем показателям уровня и качества жизни. Спад производства, вызванный переходом от командной к рыночной экономике, не только не дал решить задачу преодоления отставания в социальной сфере, но, наоборот, ухудшил социальное положение в стране. Недостаточное финансирование социальной сферы сделало еще более настоятельным переход к новым принципам социальной защиты.

2. Переход в России от «социалистического» распределения доходов, связанного с «уравниловкой», к рыночному механизму распределения доходов привёл к резкой, неоправданной дифференциации доходов населения. Особенностью России стала бедность работающего населения, занятого в бюджетной сфере, в сельском хозяйстве.

3. Падение занятости в российской экономике примерно в два раза отставало от спада производства ВВП. За относительно высокую занятость в условиях «выживания» предприятий, вялой деловой активности работники вынуждены были «заплатить» частью дохода, согласиться с низкой реальной зарплатой. Единый социальный налог, значительно увеличивающий расходы работодателей на работников, приводит к сокрытию выплачиваемой зарплаты, к занижению страховых взносов.

4. Проблема бедности в России должна решаться прежде всего проведением соответствующей политики заработной платы. Постсоветский корпоративный бизнес сегодня сталкивается с рядом проблем, от степени разрешения которых критически зависит мера доверия к нему со стороны общества. Стремление менеджмента к максимальному снижению доли работников в валовом доходе предприятий делает обоснованным восприятие большинством населения нынешнего распределения собственности как незаконного и несправедливого.

5. Сокращение числа работающего населения по сравнению с числом пенсионеров делает настоятельным переход от распределительной системы пенсионного обеспечения к накопительной (страховой) системе, созданию трёхуровневой пенсионной системы. Несмотря на институциональные преобразования пенсионного обеспечения, незначительные масштабы деятельности негосударственных фондов, символические суммы (для отдельного пенсионера) добавочной пенсии из накопленной части страховых взносов оставляют суть пенсионной системы практически прежней.

6. Реформа здравоохранения состояла в переходе от модели бюджетной медицины, при которой бесплатная медицинская помощь за счёт средств государственного бюджета дополнялась небольшим объёмом платных услуг, оказываемых хозрасчётными медицинскими организациями, к модели страховой медицины, при которой финансирование медицинской помощи в значительной мере переносится на домохозяйства и работодателей. Существующая система обязательного медицинского страхования имеет ряд серьёзных изъянов, для устранения которых необходимо изменение самой её модели.

7. Действующая в России система социальной защиты недостаточно использует возможности обязательного социального страхования. Пока функционируют только отдельные «гибридные» его элементы и сегменты. Отсутствует реальное институциональное разделение социального страхования, с одной стороны, и социального обеспечения и социальной помощи, с другой стороны.