logo search
Пособие по экономике для неэкономических специа

18.1. Необходимость и направления преобразований форм социальной защиты

Социальная сфера – это совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных, определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление. К социальной сфере относят: социальное обеспечение, образование, здравоохранение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь. Часть благ социальной сферы поступает населению бесплатно, часть – платно по рыночным ценам, часть – по заниженным ценам (дотации государства).

Необходимость преобразований в социальной сфере в начале экономических реформ была вызвана отставанием нашей страны от развитых стран по всем показателям уровня и качества жизни. Например, реальный ВВП на душу населения в СССР в 1990 году составил 9363 дол., в то время как в промышленно развитых странах эта величина равнялась 20406 дол.

Однако системный кризис не только не дал решить задачу преодоления отставания в

социальной сфере, но, наоборот, ухудшил социальное положение в стране. Из-за спада в производстве, неплатежей, низкого уровня зарплаты особенностью России в 90-е годы ХХ века стала бедность работающего населения. Недостаточное финансирование социальной сферы сделало еще более настоятельным переход к новым принципам социальной защиты

Поиск направлений преобразований вызвал интерес как к собственному дореволюционному опыту социальной помощи и страхования, так и к международному опыту социальной защиты.

Знакомство с отечественной дореволюционной историей позволяет сделать вывод о том, что формы социальной защиты в России развивались от простой милостыни и дела призрения бедных церковью и монастырями до страховых товариществ и страхового бизнеса, учитывающих и компенсирующих различные виды рисков. Так, к 1902 году в Российской империи функционировало 11040 благотворительных учреждений, 19108 приходских попечительских советов. В 1913 году действовало 1300 монастырей и еще больше храмов. Все они содержали богадельни, больницы, приюты. В 1910 году Всероссийский съезд деятелей по призрению отметил, что только 25% всего бюджета этой системы исходило из средств казны, земств городов и сословных учреждений, 75% составляли средства частных благотворителей, купцов.

С развитием промышленности, формированием классов наемных работников и буржуазии появилась необходимость изучения социальных рисков, организации системы социального страхования. На принципах добровольности, самоуправления, страховых методов были созданы больничные кассы, которые объединялись в общегородские профессиональные кассы. В системе больничных касс участвовали наемные работники, предприниматели, государственные органы.

Таким образом, в дореволюционной России модели социальной защиты и социальной политики развивались от простой милостыни и дела призрения бедных церковью и монастырями до страховых обществ и страхового бизнеса, учитывающих и компенсирующих различные виды рисков.

Социальный риск – это вероятность материальной необеспеченности трудящихся при утрате ими возможности участвовать в экономическом процессе. Причины и факторы социального риска зачастую носят объективный характер по отношению к отдельно взятому человеку, т.е. это угроза безработицы, потери трудоспособности из-за несчастного случая, болезни и т.д.

После революции изменилась система социальных рисков и способы защиты от них.

Централизованная плановая система стандартизировала благополучие людей на уровне его минимума, но обеспечила устойчивость условий общественной жизнедеятельности. За экономические и социальные риски несло ответственность государство.

Все системы были огосударствлены, сложилась единая система социального обеспечения, включающая в себя собственно государственное социальное обеспечение (пенсии по возрасту, пособия по инвалидности), и так называемое (страховые принципы были формальны) социальное страхование колхозников, социальное страхование рабочих и служащих (пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком, на погребение, на переквалификацию). Здравоохранение, образование, культура, жилищно-коммунальное хозяйство и другие отрасли тоже были огосударствлены. Социалистическая (государственная) модель социальной политики и защиты приводила к большой нагрузке на бюджет, низкому уровню социального обеспечения для простых людей, не входящих в состав номенклатуры, к иждивенческим настроениям у некоторой части населения. Такой системе требовалось реформирование.

Суть реформирования была определена как ликвидация уравнительной системы в распределении материальных благ и услуг, в создании механизма сочетания социально гарантированного минимума с платными услугами. Такую модель называют рыночной. Повышение степени социального риска – закономерный процесс в условиях повышения степени экономической свободы. Рыночная модель социального страхования строится на следующих принципах:

  1. учет и анализ социальных рисков на основе статистических данных;

  2. распространение социального страхования на социально активное население;

  3. самопомощь и самоуправление участников страховой организации;

  4. основная задача – профилактика и снижение риска;

  5. государство устанавливает общие правила игры, законы;

  6. страховые взносы аккумулируются в страховых фондах и расходуются на строго определенные цели при наступлении страховых случаев.

Другая форма социальной защиты, также существующая в рыночной экономике – это социальная помощь или государственное вспомоществование. Эта помощь носит характер попечительства, поддерживает наиболее уязвимые слои населения, финансируется из бюджета, управляется государством.

Мировой опыт свидетельствует о жизнеспособности как социальных моделей, одной из основ которых является «солидаризм» (определенное выравнивание доходов, используемых для личного потребления), так и социальных моделей, в которых главное внимание уделяется гарантированию не выравнивания доходов, а общественно приемлемого уровня жизни социально слабых слоев населения, борьбе не с относительной, а абсолютной бедностью. Многие российские экономисты считают, что для стран с переходной экономикой, столкнувшихся со многими трудностями, более приемлем солидаристский элемент социальной политики, устранение чрезмерного разрыва в уровнях доходов различных слоев населения. Этого требуют прежде всего интересы столь необходимой странам политической стабильности.

В странах Центральной и Восточной Европы не оправдались надежды на быстрый эффект от рыночных реформ в экономике и социальной жизни. Вместе с тем некоторые из них менее болезненно достигали цели системной трансформации, чем Россия и другие страны СНГ. Венгрии, Польше, Чехии, Словакии и Словении удалось сравнительно быстро и без значительных социальных конфликтов пройти основные этапы либерализации, приватизации и институциональных изменений. Специфической чертой нынешнего развития их социальных систем является приспособление к стандартам ЕС.

В нынешней России наблюдается сочетание элементов государственной и рыночной моделей с процессами вытеснения государственной модели элементами рыночной. В то же время, констатируя определённое развитие законодательства по формированию страховых механизмов, следует признать и «откаты» назад, связанные, например, с введением «единого социального налога», ликвидацией Фонда занятости или с использованием аккумулированных финансовых ресурсов на другие важные, но явно не страховые, цели. Потенциал страховой соцзащиты в России ещё только формируется. Совокупный объем финансовых ресурсов Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования и фондов обязательного медицинского страхования составлял на начало 2004 года всего около 8% ВВП, что в два-три раза ниже, чем в странах ЕС. Поэтому большое значение для уровня и качества жизни населения имеют фактически существующие рыночные механизмы распределения доходов и государственная политика распределения и перераспределения доходов.