2.6. Опыт Чехии
Опыт налаживания лизинговой индустрии в Чешской Республике как одном из представителей стран с переходной экономикой, а также опыт ведущих чешских лизинговых компаний очень полезен для стран СНГ.
Закона о лизинге в Чешской Республике нет. Все лизинговые операции регулируются Коммерческим кодексом, Законом о подоходном налоге, Правилами таможенного оформления и т.д.
Финансовый лизинг в Чехии предусматривает право покупки имущества в течение или в конце лизингового периода. Лизинговая компания имеет право самортизировать активы (имущество, находящееся в лизинге) по его остаточной стоимости быстрее чем за 36 месяцев. Для объектов лизинга законодательством предусмотрена ускоренная амортизация.
В Чешской Республике нет различий между экономическим и правовым статусами активов (имущества, сдаваемого в лизинг). По чешскому законодательству, нельзя передавать права собственности на активы, собственником которых ты не являешься. Большинство лизинговых контрактов сохраняет для лизингодателя собственность над активами, но лизингополучатель
113
будет отвечать, к примеру, за все затраты по сохранности, ремонту или возмещению ущерба окружающей среде.
В Чехии один из самых высоких показателей проникновения лизинга в Центральную Европу. В 1998 г. по результатам деятельности 129 компаний, входивших в состав Ассоциации лизинговых компаний Чешской Республики, доля лизинга в глобальных инвестициях страны превысила 27%, что является довольно значительной пропорцией даже в европейском масштабе, где этот показатель обычно не превышает 20%, за исключением Великобритании и Ирландии. Однако, как отмечалось в отчете чешской лизинговой ассоциации, эта доля, рассматривая ожидавшуюся консолидацию банковского сектора и развития кредитных услуг для малого и среднего бизнеса и частных потребителей, была ненадежна. К 2001 г. ее значение сократилось до 20,6%.
Стоимость новых лизинговых контрактов, заключенных в Чешской Республике в 2001 г., составила более 1,55% европейского объема. Несмотря на эту относительно небольшую пропорцию, Чешская Республика последние несколько лет занимает 12-е место по объемам операций среди стран-членов «Leaseu-горе», опережая целый ряд развитых западноевропейских стран, включая Данию, Норвегию, Финляндию, Ирландию, Грецию и Люксембург, а тем более - постсоциалистические страны.
Рассмотрим с помощью таблицы 2.15 динамику изменения структуры лизингового бизнеса в Чешской Республике.
Таблица 2.15 Лизинговый бизнес в Чешской Республике (в млн. ЭКЮ)
| 1994 | 1996 | 1998 | 2000 | 2001 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Лизинг оборудования, всего | 817 | 1334 | 1780 | 2 374 | 2819 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
- машиностроительное и промышленное оборудование | 21,7 % | 16,0 % | 16% | 17,0% | 17,7% |
- компьютеры и офисное оборудование | 8,6% | 5,0% | 3% | 2,4% | 2,4% |
- грузовые автомобили | 9,2% | 20,0 % | 23,5% | 28,1% | 29,6% |
- легковые автомобили | 57,0 % | 55,1 % | 47% | 48,7% | 47,1% |
- другое оборудование | 3,5% | 3,9% | 10,5 % | 3,8% | 3,2% |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Лизинг недвижимости, всего | 20 | 12 | 121 | 123 | 171 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
- промышленные здания | 20% |
| 14% | 13,0% | 28,7% |
- места для розничной торговли | 10% |
| 76% | 70,7% | 57,9% |
- офисные здания | 15% |
| 6,5% | 6,5% | 6,4% |
- другие | 55% |
| 3,5% | 9,8% | 7,0% |
Вбольшинстве аспектов, включая структуру товаров и клиентов, ситуация в Чешской Республике повторяет европейские тенденции. Доля лизинга автомобилей находится близко к соответствующим пропорциям в других странах Европы. Наибольшее количество лизинговых договоров (более половины) заключается с предприятиями сферы обслуживания. Лизинговые контракты с частными поставщиками услуг в Чешской Республике доминируют, как и в большинстве европейских стран, увеличивается и доля лизинговых контрактов с частными потребителями. Объемы сделок по лизингу недвижимости, однако, отстают от европейских объемов и тенденций.
Большинство контрактов по лизингу движимого имущества заключается на 2-5 лет (95,6% в 2001 г.), по лизингу недвижимости - от 16 до 20 лет (78,9% в 2001 г.).
Как видно, наибольшим успехом в Чешской Республике пользуется лизинг автотранспортных средств, последние годы стабильно занимающий более 75% объема операций по лизингу оборудования. Однако прослеживается четкая тенденция к снижению доли лизинга легковых автомобилей (с 57% до 47%) за счет роста доли перевозчиков (с 9,2% до 29,6%), что является также положительной особенностью. По абсолютным показателям лизинговых операций с автотранспортными средствами Чехия входит в десятку ведущих стран Европы.
Основная часть автомобилей продается специализированным лизинговым компаниям «SkoFTN», «CAC Leasing», «CORFINA». Крупнейшим поставщиком для лизингополучателей стал германский концерн «Фольксваген». Каждая восьмая машина, производимая этим концерном в Чехии, реализуется на условиях лизинга.
115
Первоначально иностранные компании использовали в Чехии для своих транспортных средств оперативный лизинг. Однако они очень скоро убедились в большей выгодности финансового лизинга. Дело в том, что лизинговые платежи по международному оперативному лизингу являются объектом, удерживающим 25%-ный налог по сравнению с 1%-ным для платежей по финансовому лизингу. Правда, сейчас предусматривается снижение ставки до 5-10%; но все равно это значительно выше, чем налог при финансовом лизинге.
Вслед за германскими инвестициями чешский лизинг ощутил приток австрийского, французского и американского капиталов. Так, компания «СAC Leasing» стала оператором «Форд-лизинга». Сейчас эта компания каждый месяц заключает около 1000 контрактов. В ее активах доминирует автомобильный лизинг, она контролирует 26% импорта легковых автомобилей. В июне 1996 г. была образована компания «OB Leasing», полностью финансируемая знаменитым французским банком «Societe Generale» и входящая в состав одноименной лизинговой корпорации, образованной этим банком. Создание в августе 1996 г. компании «Mercedes-Benz Leasing Bohemia» было предопределено заметным расширением рынка продаж компании «Мерседес» в Чехии (по итогам 1998 г. эта компания занимала шестое место на чешском рынке лизинговых услуг).
В результате конкуренция на чешском автомобильном лизинговом рынке растет. Это означает, что у потребителей расширяются возможности выбора. Лизинговые компании объективно ставятся в такие экономические условия, когда они, чтобы не терять клиентов, вынуждены увеличивать обороты, объемы своих продаж, должны идти по пути относительного сокращения лизинговой маржи, расширения комплекса предоставляемых лизинговых услуг.
В последние годы намечается тенденция к объединению компаний на чешском лизинговом рынке. Число компаний, осуществляющих лизинговые услуги, немного уменьшилось. Особенно это отразилось на компаниях, которые не смогли заручиться сотрудничеством с сильным банком или с крупным производители. В то же время было подтверждено, что эти компании, согласно тенденциям на традиционных лизинговых рынках,
116
также занимают свой сегмент на рынке, особенно из-за их гибкости, близости к клиенту и специализации на некоторых предметах потребления, таких как компьютеры, офисное оборудование и подержанные автомобили.
Предложение лизинга постоянно расширяется дополнительными сопровождающими услугами типа консультаций, ремонта, обслуживания и административных услуг.
Таблица 2.1б Крупнейшие чешские лизинговые компании
По заключенным в 1998 г. сделкам (в млн. Кб) | По размерам лизингового портфеля на конец 1998 г. (в млн. Кб) | ||
SkoFIN, s.r.o. | 10 760 | САС Leasing, a.s. | 17 907 |
САС Leasing, a.s. | 10 373 | SkoFIN, s.r.o. | 17 663 |
OB Leasing, a.s. | 6 157 | OB Leasing, a.s. | 8 751 |
CORFINA, a.s. | 4 039 | CORFINA, a.s. | 7 215 |
IMP Leas, a.s. | 3 761 | IMP Leas, a.s. | 4 117 |
Multiservis, a.s. | 2 361 | Mercedes-Benz Leasing Bohemia, s.r.o. | 2 650 |
DB leasing, s.r.o. | 2 180 | VB Leasing CZ, s.r.o. | 2 640 |
Creditanstalt Leasing Real Estate, s.r.o. | 2 172 | DB leasing, s.r.o. | 2 605 |
Mercedes-Benz Leasing Bohemia, s.r.o. | 2 050 | K.C.B. Leasing, a.s. | 2 323 |
VB Leasing CZ, s.r.o. | 1716 | Creditanstalt Leasing Real Estate, s.r.o. | 1656 |
Крупнейшими лизинговыми компаниями Чехии являются«SkoFIN» и «САС Leasing», a.s. (см. табл. 2.16).
Лизинговая компания «SkoFIN» ежегодно заключает лизинговые договоры на сумму около 300 млн. ЭКЮ. Компания «SkoFIN, s.r.o.» была учреждена как кэптивная компания концерна «Фольксваген», когда тот после приобретения предприятия «Шкода» стал формировать товаропроводящую сеть в Чехии. В первый год эта компания заключила 2000 новых контрактов, затем - 17 000, а на третий год количество контрактов достигло 40 000. Причем более 95% оборота компании составляет финансовый лизинг, при котором клиенты, как правило, в течение трех лет платят месячные платежи, а в конце срока по 10%-ной остаточной стоимости выкупают автомобиль в собственность.
117
Большая доля клиентов компании «SkoFTN, s.r.o.» - это предприятия. Частники составляли первоначально только 1,62%, затем их доля повысилась до 13%.
Помимо работы с автотранспортными средствами, компания занимается передачей в лизинг технологического оборудования и недвижимости. С этой целью создано специальное подразделение, которое обеспечивает финансовый лизинг оборудования по капитальным инвестиционным проектам, оборудования отелей и ресторанов, медицинского оборудования, складских и медицинских центров средних размеров, офисных зданий, отелей и ресторанов, промышленных зданий. Стандартные условия лизинга технологического и машинного оборудования составляют 44 месяца, а недвижимости - 96 месяцев.
Компания «САС Leasing, a.s.» была создана тремя акционерами: 50% акций компании принадлежит чешскому «Комерчни банку», 35% - австрийской гомлании «СА Leasing GmbH» и 15%- дочерней компании австрийского банка «Кредитан-штальт» - «СА Bankverein».
«САС Leasing, a.s.» является наиболее крупной универсальной лизинговой компанией в Чехии. В ней работает 240 специалистов. Годовой объем нового лизингового бизнеса этой компании составляет примерно 290 млн. ЭКЮ. В текущей работе у этой компании находится около 50 тыс. контрактов, из них категория рисковых составляет только около 2,6% годовых объемов компании. Большинство (95%) договоров составляют сделки по финансовому лизингу сроком до 5 лет.
Структура портфеля лизинговых договоров компании такова: легковые автомобили - 48,6%, грузовики и автофургоны -27,5%, машины и оборудование - 15,5%, информационные технологии - 7,9% и другие виды лизингового имущества - 0,5%.
В соответствии с пожеланием своего учредителя - австрийского банка «Кредитанштальт», портфель заказов компании «САС Leasing, a.s.» сейчас на 20% наполняется сделками, планируемыми по международному лизингу.
Компания «САС Leasing, a.s.» состоит из 14 структурных подразделений, находящихся в головном офисе, а также из филиалов и дочерних компаний в Праге, Брно (дивизион лизинга
118
Моравии), Остраве, Злине, Пльзени, Градец-Кралове, Ческе-Будеёвице, Усте-над-Лабой, Либереце, а также в Братиславе.
Последние статистические данные свидетельствуют о том, что чешский лизинг уже стал альтернативным средством использования, инвестирования и инструмента управления движением наличных потоков. Его роль в этой стране сопоставима с ролью в целом ряде стран с развитой рыночной экономикой.
- Предисловие
- Введение
- Глава 1
- 1.1. Эволюция лизинговых отношений и место лизинга в экономике
- 1.2. Этапы реализации лизингового соглашения
- 1.3. Виды лизинга
- 1.4. Эволюция организационных форм управления лизинговым процессом
- Глава 2
- 2.1. Анализ тенденций на рынке лизинговых услуг
- 2.2. Опыт сша
- 2.3. Опыт Японии
- 2.4. Опыт Германии
- 2.5. Опыт Соединенного Королевства
- 2.6. Опыт Чехии
- 2.7. Практика лизинговых отношений в Российской Федерации
- 2.8. Практика лизинговой деятельности в Республике Беларусь
- 2.8.1. История развития лизинга в Республике Беларусь
- 2.8.2. Деятельность 00 «Белорусский союз лизингодателей»
- 2.8.3. Влияние экономической ситуации в Республике Беларусь на развитие лизинговых отношений
- Глэва 3
- 3.1. Виды лизинговых платежей
- 3.2. Анализ структуры лизинговых платежей. Погашение основной суммы долга равными частями
- 3.2.1. Погашение балансовой стоимости объекта лизинга
- 3.2.2. Плата лизингодателю за предоставленную услугу
- 3.2.3. Стоимость финансовых ресурсов
- 3.2.4. Маржа лизинговой компании
- 3.2.5. Страховые платежи
- 3.2.6. Дополнительные расходы
- 3.2.7. Налог на добавленную стоимость
- 3.3. Анализ структуры лизинговых платежей. Регулярные платежи с постоянной величиной
- 3.4. Методика сравнительного анализа схем финансирования инвестиций
- 3.4.1. Описание методики
- 3.4.2. Определение возможных альтернатив
- 3.4.3. Расчет потоков затрат при различных схемах финансирования инвестиций
- 3.4.4. Налоговый щит и его влияние на принятие управленческих решений
- 3.4.5. Расчет налогового щита при покупке
- 3.4.6. Расчет налогового щита при лизинге
- 3.4.7. Расчет налогового щита при банковском кредите
- 3.4.8. Анализ возможностей субъекта хозяйствования при использовании налогового щита
- 3.4.9. Понятие временной стоимости денег
- 3.4.10. Расчет текущей стоимости каждой схемы привлечения инвестиций
- 3.4.11. Качественный анализ
- 3.4.12. Обработка полученных результатов
- 3.5. Сферы эффективного использования лизинга
- Глава 4
- 4.1. Общие ограничения рынка лизинговых услуг
- 4.2. Классификация операторов и модель рынка лизинговых услуг
- 4.3. Методология формирования рынка лизинговых услуг
- 4.4. Экономико-математическая модель сбалансированного рынка лизинговых услуг
- Глава 1. Теоретические аспекты и миссия лизинга
- Глава 2. Особенности развития лизинга в некоторых
- Глава 3. Инвестиционный аспект лизинговых
- Глава 4. Управление рынком лизинговых услуг 267
- 113152, Г. Москва, Загородное шоссе, д. 5, корп. 1.