2.2. Опыт сша
Финансирование лизинговых операций по различным видам техники и оборудования всегда активно применялось в США. На протяжении всей современной истории развития лизинговой отрасли США удерживают лидирующие позиции по объему лизинговых операций, с большим отрывом занимая первое место в мире по этому показателю. Для стран с переходной экономикой опыт США в лизинговой отрасли интересен с точки зрения путей дальнейшего развития отечественного рынка, а также поиска новых эффективных схем осуществления лизинговых соглашений.
85
Корни лизинговых отношений в США можно проследить в развитии системы коммерческого кредита и начальных методах финансирования железнодорожного оборудования. На раннем этапе эволюции американский лизинг развивался в тесной связи с английским, следуя его опыту. Однако к концу 19 в. развитие американского рынка скорее опережало остальные страны, чем следовало чьему-либо опыту. В развитии лизинга до настоящего уровня, как отмечают английские исследователи Д. Сопер, Р. Манро и Е. Камерон [139], США на 20 лет опередили Великобританию.
Настоящая революция в лизинговых отношениях произошла в Америке в начале 50-х гг., когда лизинг стали использовать в качестве маркетингового рычага для увеличения объема продаж посредством предложения более привлекательной альтернативы покупке за наличные. По лизингу сначала в небольших объемах, а затем массово начни; поставляться средства производства: технологическое оборудование, машины, механизмы, суда, самолеты и т.д.
Первым акционерным обществом, для которого лизинговые операции стали основным видом деятельности, является созданная в 1952 г. в Сан-Франциско известная американская компания «United States Leasing Corporation». Основателем компании является Генри Шонфелд. Первоначально он создал компанию только для одной конкретной сделки. Потом понял, что лизинговый бизнес может стать очень перспективным, и в результате на свет появилась «US Leasing Corporation». Лизинговые операции довольно быстро пересекли границы США, появился международный лизинг. Через несколько лет компания стала открывать свои филиалы в других странах (прежде всего в Канаде в 1959 г.). В дальнейшем компания стала именоваться «United States Leasing International».
Правительство США по достоинству оценило это явление: оно оперативно разработало и реализовало государственную программу его стимулирования. Лизинговые операции позволяли применять гибкие схемы платежей, осуществлять забалансовый метод учета имущества, кроме того, предусматривались предоставление инвестиционных налоговых льгот (до 10% новых инвестиций вычиталось из суммы налога) и возможность
86
ускоренной амортизации. Но, как отмечается в книге «Лизинг и коммерческий кредит» [89], право на налоговые льготы возникало только тогда, когда договор соответствовал правилам, устанавливаемым для аренды Управлением внутренних доходов министерства финансов США:
продолжительность лизинга должна быть меньше 30 лет;
лизинг не должен предусматривать возможность покупки имущества по цене ниже разумной рыночной (например, за 1 USD);
лизинг не должен иметь график платежей, по которому они вначале будут больше, а затем меньше (это было бы свиде тельством того, что лизинг используется как средство ухода от налога);
лизинг должен обеспечить лизингодателя нормальным рыноч ным уровнем прибыли;
возможность продления лизингового соглашения должна учитывать нормальную рыночную стоимость оборудования.
Эти обстоятельства способствовали быстрому развитию лизинга в США.
В 1976 г. Управление стандартизации и финансового учета издало постановление, в соответствии с которым с 1977 г. стали разграничивать «подлинный лизинг» и покупку с помощью лизинга. В постановлении были перечислены следующие пункты:
право собственности в конце сделки переходит к арендатору;
лизинговая сделка позволяет купить оборудование в конце сделки по цене ниже рыночной;
срок сделки больше или равен 75% полезного срока службы;
текущая стоимость лизинговых платежей (без платы за стра хование, управление, налоги) больше или равна 90% нормаль ной рыночной цены оборудования.
Если сделка отвечает хотя бы одному из условий, то имущество учитывается на балансе лизингополучателя как актив с корреспондирующим долговым обязательством в пассив («Обязательства по финансовому лизингу»). Если сделка не соответствует ни одному из вышеупомянутых условий, то имущество учитывается в приложении к балансу лизингополучателя.
С 1986 г. климат для лизинга на налоговой основе изменился, т.к. правительство США увидело в нем «субсидию на благо
87
другого государства» (т.н. экспорт налоговых льгот). Налоговые льготы, введенные в 1960-70-х гг. в период высокой инфляции, больше не рассматривались как эффективный инструмент стимулирования капиталовложений в более стабильной экономической обстановке 1980-х гг. Реформа налоговой системы в США сократила доступность налоговых льгот через отмену налоговой инвестиционной льготы и изменение профиля амортизации.
Таким образом, значительно снизилась экономическая выгода лизинга, но тем не менее его развитие не остановилось, т.к. погашение лизинговых сделок все-таки обладает большей гибкостью, чем, например, погашение обычных ссуд, многие лизинговые компании лучше знают оборудование, чем другие кредиторы, к тому же сохранились некоторые налоговые льготы.
В 1981г. в США был принят Закон о реформе системы налогообложения. В нем указывались критерии отнесения сделок к лизинговым. В 1982 г. в Законе о налогообложении появился термин «финансовый лизинг». В настоящее время для того, чтобы сделка удовлетворяла условиям финансового лизинга, она должна обладать следующими характеристиками:
минимальные инвестиции в арендованное имущество со сто роны лизингодателя должны составлять не менее 20% его стоимости;
лизингополучатель не может иметь опцион на выкуп обо рудования по цене ниже его рыночной стоимости, определен ной на момент применения этого права;
лизингополучатель не может инвестировать в арендованное им оборудование, кроме т.н. отделимых усовершенствований;
период лизинга не превышает 80% срока службы оборудова ния;
в конце срока лизинга оборудование должно иметь оцененную остаточную стоимость в размере не менее 20% его пер воначальной стоимости;
лизингодатель должен ожидать получения положительной ве личины денежного потока и общей прибыли по договору ли зинга вне зависимости от налоговых льгот.
В последнее время растет значение соглашений возвратного лизинга (нефтяные танкеры, железнодорожные контейнеры, компьютеры, самолеты), оперативного лизинга (транспорт, печатное оборудование). Особенно наглядно просматривается рост
88
оперативного лизинга без наличия особых налоговых льгот в авиации. Мировой рынок оперативного лизинга самолетов вырос практически от нулевой отметки в 1982 г. до 10% всего нынешнего лизингового рынка.
Лизинг в США является основным инвестиционным инструментом, на долю которого на протяжении последних 10 лет приходится около 30% инвестиций в оборудование (см. рис. 2.8).
В 2001 г. объем лизинговых операций в США составил 216 млрд. USD, что явилось падением на 12,6% по сравнению с предыдущим годом вследствие сентябрьского кризиса. Однако на протяжении 90-х гг. зафиксирован постоянный рост со средним темпом прироста 7,5%. На долю США в эти годы приходилось около 95% североамериканского лизингового рынка, или 45-50% общего объема мирового лизинга.
Как отмечает в своей монографии В.Д. Газман [30], «по-видимому, этот темп будет сохраняться благодаря расширению сервисных услуг и активному продвижению на рынки развивающихся стран».
Английские исследователи Д. Сопер, Р. Манро и Е. Камерон [139] указывают, что структура лизингового рынка США обладает некоторыми принципиальными отличиями от многих европейских стран.
89
В силу законодательных ограничений отдельных видов финансового сервиса и специфических типов финансовых институтов американские лизинговые компании развивались независимо от банковского сектора экономики. В качестве примера данного утверждения можно привести уже упоминавшуюся «US Leasing International Inc.», которая и ныне остается одной из крупнейших американских лизинговых компаний со значительным участием в международном лизинге, а также тот факт, что в ведущей шестерке американских лизинговых компаний нет ни одной банковской (см. табл. 2.9).
Таблица 2.9 Американские лизинговые топ-компании, млн. USD
Позиция в мировом рейтинге | Наименование компании | Общий объем портфеля (на начало 1995 г.) | Стоимость новых лизинговых договоров (в 1994 г.) |
1 | GE Capital Corp. (GECC) | 41 300 | 16 800 |
7 | General Motors Auto Corp. (GMAC) | 13 631 | 10 363 |
10 | AT&T Capital Corp. | 7 661 | 4 250 |
14 | IBM Credit Corp. | 5 300 | 2 800 |
15 | US Leasing Capital | 5 300 | 2 145 |
16 | Mercedes Benz Credit Corp. | 5 300 | 1 876 |
19 | Caterpillar Financial Services | 4511 | 2 183 |
28 | Comdisko Inc. | 3 840 | 1 582 |
29 | CIT group | 3 694 | 1040 |
34 | Rank Xerox Leasing Group | 3 100 | 1 200 |
37 | Hewlett Packard | 2 500 | 1500 |
48 | Citicorp | 1 500 | 800 |
Основными лизингодателями в США являются филиалыпромышленных компаний, функционирующие как независимые лизинговые фирмы. Хорошо известный пример - «General Electric Credit Corporation» полностью принадлежит компании «General Electric Inc.», мировому лидеру в производстве двигателей самолетов. Тем не менее деятельность «GECC» не связана с лизингом продукции своей родительской компании, а компания известна как главный лизингодатель оборудования, финансирующий широкий спектр капитальных активов для лизингополучателей промышленного и коммерческого сектора. Такие спе-
90
анализированные лизингодатели включают в свой состав сеть региональных лизинговых фирм (например, уже упоминавшиеся «US Leasing» и «GECC»). Они финансируются из различных источников, среди которых самым значительным являются коммерческие банки.
Непосредственные производители оборудования, такие всемирно известные компании, как «General Electric», ЮМ, «General Motors», «AT&T Capital Corp.», «Rank Xerox», «Caterpillar», «Hewlett Packard» и др., хорошо осознав преимущества лизинга, стали создавать дочерние лизинговые предприятия. В середине 90-х гг. общие объемы портфелей лизинговых заказов у этих компаний колебались от 2,5 до 41,3 млрд. USD, а годовые объемы нового лизингового бизнеса - от 1,2 до 16,8 млрд. USD.
Тем не менее заметную роль на лизинговом рынке США играет финансовый сектор. Вовлеченные сюда компании можно классифицировать следующим образом: основные «финансовые центры» - коммерческие банки, основанные в крупных городах, каждый из которых предлагает полный набор лизинговых услуг по всей стране; малые региональные банки, функционирующие более избирательно в условиях месторасположения; компании по страхованию жизни, специализирующиеся на лизинге дорогостоящих активов. Большинство таких финансовых компаний работают посредством специализированных лизинговых дочерних структур внутри финансовых групп, хотя некоторые банки непосредственно занимаются лизинговой деятельностью с помощью отделов лизинга внутри банковских компаний.
Банковские холдинговые компании имеют право осуществлять лизинг движимого и недвижимого имущества. Однако их деятельность ограничена сферой, где лизинг является функциональным эквивалентом предоставления кредита (т.е. лизинг должен иметь неуправленческую основу - без оказания дополнительных услуг). Например, при автомобильном лизинге филиал банковской холдинговой компании не может предлагать услуги, ремонт или поддержание технического состояния транспортного средства. Банковская холдинговая компания должна вести лизинговую деятельность на основе полной выплаты, также она должна возместить инвестиционные расходы и расходы по финансированию.
91
Закон о равной конкуренции в банковском деле (1981 г.) предусматривает право «сберегательных институтов» (местных сберегательных банков, сберегательных и займовых ассоциаций) инвестировать до 10% активов в лизинговые договоры на чисто лизинговой основе без ограничения величины остаточной стоимости. Сберегательные банки имеют право осуществлять только лизинг движимого имущества.
Еще одна существенная категория лизингодателей США включает в себя кэптивные лизинговые компании, принадлежащие производителям капитальных активов и предлагающие лизинг или ссуду для клиентов материнской компании. Отличительной чертой их капитальной структуры является то, что финансовые дочерние структуры не могут сливаться с материнскими компаниями с целью ведения единого баланса. Таким образом, при осуществлении лизинговой деятельности на основе кредитов сумма их долга не вносится на баланс материнской компании.
Отличительной чертой американского лизинга является присутствие на рынке частных лизингодателей, которые могут сдавать в лизинг капитальные активы корпоративным лизингополучателям, создавая в этих целях ограниченные партнерства. Их деятельность возможна благодаря использованию как частными налогоплательщиками преимуществ «налогового щита» при инвестировании собственных доходов в капитальные активы.
В США функционирует 15 различных ассоциаций, объединяющих участников лизингового рынка.
На рынке лизинговых услуг компании США являются наиболее заметными и крупными. В таблице 2.9 приводятся данные по 12 компаниям, входящим в состав 50 крупнейших лизинговых компаний мира. Стоимость совокупного лизингового портфеля этих компаний достигла 97,637 млрд. USD, а величина лизинговых договоров, заключенных в течение года, составила 46,323 млрд. USD. Данный показатель означает, что эти компании держали порядка 30% американского и 13% мирового лизингового рынков.
92
- Предисловие
- Введение
- Глава 1
- 1.1. Эволюция лизинговых отношений и место лизинга в экономике
- 1.2. Этапы реализации лизингового соглашения
- 1.3. Виды лизинга
- 1.4. Эволюция организационных форм управления лизинговым процессом
- Глава 2
- 2.1. Анализ тенденций на рынке лизинговых услуг
- 2.2. Опыт сша
- 2.3. Опыт Японии
- 2.4. Опыт Германии
- 2.5. Опыт Соединенного Королевства
- 2.6. Опыт Чехии
- 2.7. Практика лизинговых отношений в Российской Федерации
- 2.8. Практика лизинговой деятельности в Республике Беларусь
- 2.8.1. История развития лизинга в Республике Беларусь
- 2.8.2. Деятельность 00 «Белорусский союз лизингодателей»
- 2.8.3. Влияние экономической ситуации в Республике Беларусь на развитие лизинговых отношений
- Глэва 3
- 3.1. Виды лизинговых платежей
- 3.2. Анализ структуры лизинговых платежей. Погашение основной суммы долга равными частями
- 3.2.1. Погашение балансовой стоимости объекта лизинга
- 3.2.2. Плата лизингодателю за предоставленную услугу
- 3.2.3. Стоимость финансовых ресурсов
- 3.2.4. Маржа лизинговой компании
- 3.2.5. Страховые платежи
- 3.2.6. Дополнительные расходы
- 3.2.7. Налог на добавленную стоимость
- 3.3. Анализ структуры лизинговых платежей. Регулярные платежи с постоянной величиной
- 3.4. Методика сравнительного анализа схем финансирования инвестиций
- 3.4.1. Описание методики
- 3.4.2. Определение возможных альтернатив
- 3.4.3. Расчет потоков затрат при различных схемах финансирования инвестиций
- 3.4.4. Налоговый щит и его влияние на принятие управленческих решений
- 3.4.5. Расчет налогового щита при покупке
- 3.4.6. Расчет налогового щита при лизинге
- 3.4.7. Расчет налогового щита при банковском кредите
- 3.4.8. Анализ возможностей субъекта хозяйствования при использовании налогового щита
- 3.4.9. Понятие временной стоимости денег
- 3.4.10. Расчет текущей стоимости каждой схемы привлечения инвестиций
- 3.4.11. Качественный анализ
- 3.4.12. Обработка полученных результатов
- 3.5. Сферы эффективного использования лизинга
- Глава 4
- 4.1. Общие ограничения рынка лизинговых услуг
- 4.2. Классификация операторов и модель рынка лизинговых услуг
- 4.3. Методология формирования рынка лизинговых услуг
- 4.4. Экономико-математическая модель сбалансированного рынка лизинговых услуг
- Глава 1. Теоретические аспекты и миссия лизинга
- Глава 2. Особенности развития лизинга в некоторых
- Глава 3. Инвестиционный аспект лизинговых
- Глава 4. Управление рынком лизинговых услуг 267
- 113152, Г. Москва, Загородное шоссе, д. 5, корп. 1.