logo search
Пособие по экономике для неэкономических специа

7.4. Внешние эффекты и общественные блага. Функции государства в рыночной экономике.

Внешнее воздействие присутствует, когда производитель или потребитель оказывает влияние на производственную или потребительскую деятельность других таким способом, который непосредственно не связан с рынком. Внешний эффект вызывает трудности на рынке, потому что рыночные цены не передают точную информацию об уровне производства и потребления.

Внешние эффекты (экстерналии) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах.

Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные.

Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т.е. существует перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами. Классический пример отрицательного внешнего эффекта – загрязнение окружающей среды при производстве товаров.

Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо, например, образование, продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т.е. существует недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.

Для того, чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние.

Трансформация может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (и выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам). Для этого используют корректирующие налоги и субсидии.

Корректирующий налог – это налог на выпуск экономических благ, характеризующийся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных.

Корректирующая субсидия – это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным.

Товары, производство которых вряд ли эффективно на частных рынках, являются или неконкурентными, или неисключаемыми. Общественные блага вбирают в себя оба эти качества. Товар неконкурентен, если при любом заданном уровне его объема предельные издержки на его производство для дополнительного потребителя равны нулю. Товар неисключаем, если очень дорого или абсолютно невозможно исключить отдельных людей из его потребления.

Чисто общественное благо – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет.

Чисто общественное благо характеризуется двумя свойствами:

свойство неизбирательности в потреблении означает, что потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других; такие блага неконкурентны, т.к. предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю;

свойство неисключаемости в потреблении означает, что ни один человек не может быть допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить.

Чисто частное благо – это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату.

«Провалы» рынка это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

Типы неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:

монополия;

асимметричная информация;

внешние эффекты;

общественные блага.

Во всех этих случаях на помощь приходит государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют нижнюю границу вмешательства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами чисто общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально. Кроме того, государство стимулирует научно-технический прогресс, стремится поддерживать темпы развития национальной экономики, участвует в региональном и внешнеэкономическом регулировании.