7.4. Внешние эффекты и общественные блага. Функции государства в рыночной экономике.
Внешнее воздействие присутствует, когда производитель или потребитель оказывает влияние на производственную или потребительскую деятельность других таким способом, который непосредственно не связан с рынком. Внешний эффект вызывает трудности на рынке, потому что рыночные цены не передают точную информацию об уровне производства и потребления.
Внешние эффекты (экстерналии) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах.
Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные.
Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т.е. существует перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами. Классический пример отрицательного внешнего эффекта – загрязнение окружающей среды при производстве товаров.
Положительный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо, например, образование, продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т.е. существует недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.
Для того, чтобы сократить перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами и восполнить недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами, необходимо трансформировать внешние эффекты во внутренние.
Трансформация может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (и выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам). Для этого используют корректирующие налоги и субсидии.
Корректирующий налог – это налог на выпуск экономических благ, характеризующийся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных.
Корректирующая субсидия – это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным.
Товары, производство которых вряд ли эффективно на частных рынках, являются или неконкурентными, или неисключаемыми. Общественные блага вбирают в себя оба эти качества. Товар неконкурентен, если при любом заданном уровне его объема предельные издержки на его производство для дополнительного потребителя равны нулю. Товар неисключаем, если очень дорого или абсолютно невозможно исключить отдельных людей из его потребления.
Чисто общественное благо – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет.
Чисто общественное благо характеризуется двумя свойствами:
свойство неизбирательности в потреблении означает, что потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других; такие блага неконкурентны, т.к. предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю;
свойство неисключаемости в потреблении означает, что ни один человек не может быть допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить.
Чисто частное благо – это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату.
«Провалы» рынка это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.
Типы неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:
монополия;
асимметричная информация;
внешние эффекты;
общественные блага.
Во всех этих случаях на помощь приходит государство. Оно пытается решить эти проблемы, осуществляя антимонопольную политику, социальное страхование, ограничивая производство товаров с отрицательными внешними эффектами и стимулируя производство и потребление экономических благ с положительными внешними эффектами. Эти направления деятельности государства составляют нижнюю границу вмешательства в рыночную экономику. Однако в современном мире экономические функции государства гораздо шире. В их числе: развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пособия по безработице, различные виды пенсий и пособий малообеспеченным членам общества и др. Лишь небольшое число этих услуг обладает свойствами чисто общественных благ. Большинство из них потребляется не коллективно, а индивидуально. Кроме того, государство стимулирует научно-технический прогресс, стремится поддерживать темпы развития национальной экономики, участвует в региональном и внешнеэкономическом регулировании.
- Сыктывкарский государственный университет
- Оглавление
- Раздел 1.
- Глава 1. Предмет и методы экономической теории
- 1.1. Предмет экономической теории
- 1.2. Функции и методы экономической теории.
- 1.3. Основные этапы развития экономической науки.
- 1.4. Резюме
- 1.5. Контрольные вопросы
- Глава 2. Потребности и ресурсы
- 2.1. Потребности – пружина развития
- 2.2. Виды потребностей и потребления
- 2.3. Интересы как экономическая категория
- 2.4. Экономические блага и проблема выбора.
- 2.5. Структура производства
- Общественное производство
- Нематериальное
- Производство
- 2.6. Производственные факторы и ресурсы экономики
- 2.7. Резюме
- 2.8. Контрольные вопросы
- Глава 3. Экономические системы
- 3.1. Содержание и виды экономических систем.
- 3.2. Собственность и ее место в экономической системе
- Человек
- Человек
- Общая схема основных признаков экономических систем
- 3.3. Резюме
- 3.4. Контрольные вопросы
- Раздел 2. Микроэкономика
- Глава 4. Основы рыночной экономики
- 4.1. Рынок. Условия возникновения, функции, структура, механизм функционирования
- 4.2. Конкуренция и монополия
- 4.3. Резюме
- 4.4. Контрольные вопросы
- Глава 5. Основы теории потребительского спроса
- 5.1. Потребительские предпочтения: кривые безразличия, бюджетное ограничение, полезность.
- 5.2. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса.
- 5.3. Эффект замещения и эффект дохода. Потребительский излишек
- 5.4. Резюме
- 5.5. Контрольные вопросы
- Глава 6. Теория производства и затрат
- 6.1. Фирма как экономический агент
- 6.2 Производственная функция, изокванты, замещаемость факторов
- 6.3. Экономическая природа и типология издержек производства
- 6.4. Максимизация прибыли и определение объема производства
- 6.5. Резюме
- 6.6. Контрольные вопросы
- Глава 7. Рынки факторов производства
- 7.1. Особенности спроса на ресурсы. Предложение и ценообразование на рынке труда.
- 7.2. Капитал и земля на рынке факторов производства
- 7.3. Общее равновесие и благосостояние. Распределение доходов.
- 7.4. Внешние эффекты и общественные блага. Функции государства в рыночной экономике.
- 7.5. Резюме
- 7.6. Контрольные вопросы
- Раздел 2. Макроэкономика.
- Глава 8. Особенности предмета и метода макроэкономики.
- 8.1. Объекты, проблемы и задачи макроэкономики
- 8.2. Кругооборот доходов и продуктов. Основные макропоказатели
- Хозяйства
- Государство
- Национальный рынок конечной продукции
- 8.3. Резюме
- Глава 9. Формы макронестабильности в рыночной экономике
- 9.1. Цикличность развития рыночной экономики
- 9.2. Безработица и инфляция как главные формы макроэкономической нестабильности
- 9.3. Резюме
- 9.4. Контрольные вопросы
- Глава 10. Макроэкономическое равновесие: сущность теории, модели.
- 10.1. Классическая теория макроэкономического равновесия
- 10.2. Кейнсианский анализ макроравновесия
- 10.3. Модель «совокупный спрос – совокупное предложение»
- 10.4. Фискальная политика как инструмент макростабилизации
- 10.5. Резюме
- 10.6. Контрольные вопросы
- Глава 11. Банковская система и кредитно-денежная политика.
- 11.1. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке.
- 11.2. Структура банковской системы
- 11. 3. Операции коммерческих банков
- 11. 4. Специализированные кредитные организации.
- 11.5. Резюме
- 11.6. Контрольные вопросы
- Глава 12. Денежно -
- 12.1. Роль Центрального банка в регулировании денежно-кредитной системы.
- 12.2. Инструменты, методы, задачи кредитно-денежной политики
- 12.3. Основные направления денежно-кредитной политики государства.
- 12.4. Финансовая стабилизация
- Стабилизационная политика в ходе классического цикла
- 12.5. Особенности регулирования банковской системы рф
- 12.6. Резюме
- 12.7. Контрольные вопросы:
- Глава 13. Экономический рост
- 13.1. Сущность, факторы и типы экономического роста.
- 13.2. Модели макроэкономического роста.
- 13.3. Резюме
- 13.4. Контрольные вопросы
- Глава14. Мировая экономика и международные
- 14.1. Сущность мирового рынка и мирового хозяйства
- 14.2. Современная международная торговля и внешнеторговая политика государств.
- Товарная структура мирового экспорта за 40 лет с1955 по 1995 (в %)
- 14.3. Транснационализация мобильных факторов производства.
- Формы, сроки и цели вывоза капитала
- Характерные отличия прямых и портфельных инвестиций
- Контрольные вопросы
- Раздел 4. Особенности переходной экономики россии
- Глава 15.Трансформация отношений собственности
- 15.1.Особенности приватизации в постсоциалистических странах.
- 15.2. Приватизация в России
- 15.3. Резюме
- 15.4. Контрольные вопросы
- 15.5. Литература
- Глава16. Формы и проблемы развития предпринимательства в россии
- 16.1. Субъекты и виды предпринимательства в России
- 16.2. Особенности функционирования малого бизнеса в России
- 16.3.. Финансово-кредитное предпринимательство
- 16.4. Причины и формы существования теневой экономики
- 16.5. Резюме
- 16.6. Контрольные вопросы
- 16.7. Литература
- Глава 17. Формирование открытой экономики и проблемы макроэкономической несбалансированности
- 17.1. Необходимость, направления и этапы либерализации внешнеэкономической деятельности России
- 17.2. Структурные сдвиги в экономике
- 17.3. Резюме
- 17.4. Вопросы
- 17.5. Литература
- Глава 18. Преобразования в социальной сфере
- 18.1. Необходимость и направления преобразований форм социальной защиты
- 18.2. Распределение и доходы
- 18.3. Российская модель рынка труда
- 18.4. Пенсионная реформа
- 18.5. Реформа здравоохранения
- 18.6. Резюме
- 18.7. Вопросы
- 18.8. Литература
- Общий список литературы ко всему курсу Основная литература: классическая литература
- Основная литература: учебники, учебные пособия, практикумы
- Дополнительная литература: учебники, учебные пособия, практикумы
- 9.2. Электронные средства обучения