logo search
Формирование рынка лизинговых услуг - Левкович А

3.4.4. Налоговый щит и его влияние на принятие управленческих решений

Для принятия качественного решения о приобретении не­обходимо, по мнению автора, учитывать размер налогового щита в каждом из альтернативных вариантов.

Под налоговым щитом понимается использование льгот при налогообложении, появляющихся вследствие изменения налогооблагаемой базы при осуществлении операций по при­обретению или привлечению активов, сниженных на величину роста расходов за счет увеличения налогооблагаемой базы час­ти налогов. При превышении налоговых льгот от использова­ния привлеченных активов над ростом расходов по уплате на­логов налоговый щит положителен (и в результате снижает расходы по приобретению), в ином варианте — отрицателен.

Для лучшего понимания сущности налогового щита и не­обходимости его учета в коммерческих расчетах приведем следующий пример (для наглядности пример предельно упро­щен). Предприятие располагает достаточной прибылью от сво­ей деятельности, и совет учредителей принимает решение об инвестировании накопленной прибыли в новое производство для оптимизации деятельности предприятия. После предвари­тельного рассмотрения и отбора остается два альтернативных варианта вложения средств: введение в действие цеха по про­изводству детского питания стоимостью 1 100 у.е. и цеха по выпуску макаронных изделий стоимостью 1 000 у.е. Мощность

184

цехов, полученный в результате деятельности доход, количе­ство занятых в производстве рабочих, расходы на обслужива­ние и ремонт техники, себестоимость продукции одинаковы. Следовательно, можно предположить, что предприятию пред­почтительнее выбрать второй вариант, т.к. он требует меньших первоначальных вложений. Однако при расчете налогового щи­та выясняется, что производство детского питания пользуется значительными налоговыми льготами (в частности, освобожде­ние от уплаты налога на прибыль), которые в результате значи­тельно перекрывают разницу в первоначальных вложениях.

Описанная ситуация иллюстрирует снижение вероятности принятия ошибочного управленческого решения при принятии во внимание в расчетах налогового щита.

Существенно может изменяться размер налогов, начис­ляемых на фонд заработной платы. Это может быть связано с изменением численности рабочего персонала и/или увеличени­ем производительности труда вследствие эксплуатации при­влекаемого объекта. Причем следует отметить, что изменение может быть как в сторону увеличения, так и в сторону сниже­ния фонда заработной платы. Немаловажным в некоторых слу­чаях может быть и экологический налог.

На практике в аналогичных расчетах целесообразней, по мнению автора, включать учет налоговых льгот и расходов в проектный анализ.

Однако значимость учета налогового щита не ограничива­ется ситуациями, подобными описанной выше. Много большее значение для качества управленческих решений имеет расчет размера налогового щита, который учитывается при выборе рациональной схемы привлечения финансовых ресурсов.

На примере уже описанных схем финансирования привле­каемых активов покажем использование предлагаемой методи­ки для расчета налогового щита.

Все налоги и сборы, выплачиваемые предприятиями в со­ответствии с текущим законодательством, можно разделить на следующие группы по источнику уплаты:

  1. Налоги и сборы, выплачиваемые из выручки, - т.н. косвенные налоги.

  2. Налоги и сборы, включаемые в себестоимость.

185

  1. Налоги и сборы, выплачиваемые из балансовой прибыли предприятия.

  2. Таможенные платежи.

Влияние на размер налогового щита могут в некоторых случаях оказывать налоги, выплачиваемые из прибыли пред­приятия [5, 6, 10, 13], налоги, включаемые в себестоимость, [14] и НДС [11], а также таможенные платежи. Влияние может быть как единовременным, так и периодическим в зависимости от специфики начисления и уплаты налогов и предусмотрен­ных по ним льготам. Представим классификацию налогов и сборов по источнику уплаты и степени влияния на размер на­логового щита в виде схемы (см. рис. 3.3).

Рис. 3.3. Классификация налогов с точки зрения налогового щита

Мы придерживаемся той точки зрения, что в расчетах на­логового щита для каждой из схем финансирования инвести­ций следует принимать во внимание влияние только тех нало-

186

гов, размер и сроки уплаты которых зависят от источника фи­нансирования.

Например, размер налогов, включаемых в себестоимость, зависит лишь от вида и характеристик привлекаемых активов и безразличен к изменению схемы финансирования инвестиций, поэтому их учет не сможет повлиять на принимаемое управ­ленческое решение. Следовательно, при сравнительном анали­зе налогового щита их учетом можно пренебречь.

Для облегчения понимания приведенных ниже формул расчета налогового щита представим схематичное отображе­ние структуры выручки от реализации и влияния на послед­нюю схем финансирования инвестиций.

Схематичное отображение структуры валовой выручки от реализации товаров (работ, услуг) предприятия представлено на рисунке 3.4.

В заключение следует сказать, что, по мнению автора, не­обходимо проводить расчет налогового щита в виде таблицы, в

187

которой были бы отражены числовые значения налогового щи­та, а также даты их использования. Такая форма необходима для полной оценки значения налогового щита по сравнивае­мым вариантам, т.к. в коммерческих расчетах большое значе­ние имеют не только финансовые потоки в количественном выражении, но и время их поступления.

Ниже приведем методики расчета налогового щита для выбранных нами типовых вариантов привлечения инвестиций.