logo search
Пособие по экономике для неэкономических специа

5.3. Эффект замещения и эффект дохода. Потребительский излишек

Поведение потребителя и нисходящую кривую спроса также объясняют с помощью эффекта замещения и эффекта дохода.

Эффект замещения: потребители покупают большее количество того товара, цена которого падает, т.е. дорогой товар замещается дешевым и та доля увеличения спроса на подешевевший товар, которая вызвана замещением этим более дешевым товаром остальных, ставших в новых условиях сравнительно более дорогими, называется эффектом замещения изменения в ценах. Допустим, цены на куриное мясо снизились, тогда говядина и свинина стали относительно более дорогими (хотя цены на них не изменились). Покупатели станут меньше приобретать говядины и свинины и больше - курятины.

Для исследования эффекта дохода необходимо определить понятия реального и номинального дохода.

Номинальный – доход в ценах, по которым фактически заключаются сделки, денежный доход.

Реальный – доход скорректированный с учетом влияния изменения цен, количество жизненных благ, которое можно приобрести на номинальный доход.

Эффект дохода: та доля изменения величины спроса на подешевевший товар, которая вызвана соответствующим увеличением реального дохода, называется эффектом дохода от изменения цены. Допустим, раньше на 100 рублей можно было купить 2 килограмма огурцов. Из-за снижения цены на огурцы, на те же 100 рублей можно купить 2,5 кг. огурцов, т.е. 0,5 кг. огурцов – это увеличение спроса благодаря увеличению реального дохода.

Для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения суммируются, потребитель при снижении цены стремится купить больше подешевевшего товара, и кривая спроса имеет отрицательный наклон.

Для низших товаров эффект дохода и эффект замещения вычитаются:

если низший товар занимает небольшую часть бюджета потребителя, при снижении цены эффект замещения будет сильнее эффекта дохода, и кривая спроса имеет обычный вид;

если низший товар занимает значительную часть бюджета потребителя, то кривая спроса будет иметь положительный наклон, т.е. при снижении цены эффект дохода перекроет эффект замещения, спрос снизится; при росте цены возрастет спрос на низший товар.

Различные потребители оценивают потребление различных товаров по-разному, поэтому максимальный уровень цены, которую они согласны заплатить за эти товары, также различается. Такую цену называют ценой согласия покупателя или резервированной ценой. Если рыночная цена или фактическая цена, по которой был куплен товар, оказывается ниже цены, по которой покупатель готов был приобрести товар, возникает потребительский излишек. Потребительский излишек является разницей между резервированной ценой и той ценой, которую покупатель действительно платит при покупке.

Самый легкий способ измерения потребительского излишка основан на использовании кривой индивидуального потребительского спроса на данный товар. Альтернативный метод оценки основан на использовании кривых безразличия (см. подробнее

Потребительский излишек (дополнительная выгода) показывает, насколько лучше в среднем живут отдельные потребители. Потребительский излишек имеет важное значение для экономики, так как с его помощью можно оценить совокупную выгоду, которую получают потребители, приобретая товары на рынке.