logo
шпоры к билетам 2011 года

85 Уровень и экономическая эффективность интенсификации в сельском хозяйстве.

Эк. интенсификация – все возрастающее совершенствование средств производства и квалификации кадров на одной и той площади для повышения продуктивности. Она позволяет увеличить рост производства продукции с 1 га одновременным уменьшением затрат на ед. продукции.

Интенсификация включает в себя: эффективное использование земельных угодий, поголовья животных, совершенствование средств материально-технического обеспечение и трудовых ресурсов.

Уровень определяется с помощью натуральных и стоимостных показателей:

  1. стоимость ОПФ и текущих прямых затрат на 1 га обрабатываемой площади

  2. сумма стоимости ОПФ на 1 га с/х угодий (стоимость ОПФ/зем. площадь).

  3. сумма стоимости ОП затрат на 1 га с/х угодий (размер производственных затрат /зем. угодия).

  4. плотность животных.

В с/х: энергообеспеченность, улучшение сортового состава, увеличение удельного веса пашни под технические культуры в общей занятости площади, улучшение содержания с/х животных, затраты на племенную работу, уровень механизации затрат кормов на й голову (затраты общественного и живого труда), обеспечение квалифицированными кадрами.

Экономическая эффективность обусловлена тем, что рост производства продукции происходит быстрее, чем рост издержек на ее производство. Показатели: - выход валовой продукции на 1 га обработанной площади; 2. ЧД или прибыль на 1 га с/х угодий; 3. ВД (ВП-материальные затраты); 4. размеры выхода валового продукта, чистого дохода, валового дохода на ед. живого труда (ВП/затраты труда, ЧД/затраты труда); 5. выход продукции, чистого дохода, валовго дохода на ед. живого труда; (Вп/ст-ть ОПф и обор. Сред-в); 6. урожайность (вал. Сбор/площадь); 7. продуктивность животных; 8. себестоимость ед. продукции; 9. уровень рентабельности. 71.Организация оплаты труда механизаторов На основании данных тех. Карты разрабатываются хоз. Расчетные задания производственным подразделениям растениеводства, где в соответствующие разделы заносятся лимиты по всем культурам. Исходя из карт устанавливается потребность в с/х, ГСМ, электроэнергии, планируется численность постоянных и сезонных рабочих с учетом сменности.Оплата механизаторов производится в зависимости от их знаний и опыта работы, им присваивается 1,2,3 классы квалификации. Трактористам – машинистам 1,2 класса выплачивают:1.надбавку за классность к заработку: 1- 20% и 2- 10% оклада. 2.трактористам-машинистам выплачивают надбавки за стаж работы по специальности в данном хозяйстве в след. Размерах от суммы годового заработка в %: 3 - выплата надбавок производят 1 раз в год. Проработав в хоз-ве 2-5 лет – 8%, 5-10 лет – 10%, 10-15 – 13%, свыше – 16%. Одним из принципов организации труда является ориентация на ее повышение. Повышение оплаты труда должно сопровождаться опережающим ростов продуктивности. Чтобы заинтересовать рабочих в выполнении наиболее сложных работ нужно повышать тарифные ставки высших разрядов (5-6 разряд на работах выполняемых механизаторами повышены в сравнении с прежними на 20-24% тогда как на др. работах – на 15-17%.)Предусматривается повышение тарифных ставок при работе на гусеничных тракторах и сособо сложной техники на 12%. Последовательность расчетов в тех. Карте: - указывают объем для каждого вида работ, сроки проведения работы количество раб. Дней, состав и кол-во агрегатов; - планируется количество рабочих для выполнения нормы или обслуживания с/х техники либо агрегата. - рассчитываются количество нормо-смен (физический объем работ делить на норму выработки, которая также указывается в тех. Карте.

- рассчитать затраты труда (умножение количества раб. Часов в день (7) на нормо-смены и на количество человек).

- находят тарифный фонд з/п (умноженный дневной тариф. Ставки на норму-смену и на количество человек).

- Рассчитывается расход горючего (по данным справочника «Типовые нормы выработки на механизированные работы» путем умножения норматива расхода горючего на единицу физич. Работы и на весь объем механиз. Работ).

- планируются затраты на автотранспорт (умнож. тонно-км, которые указываются в тех. Карте на плановую с/ст-ть 1 ткм, которая берется из бизнес-плана). Аналогично находятся затраты по живой тягловой силе.

- тарифный фонд з/п на весь объъем работ (умнож. Итоговых граф тарифного фонда з/п на расчетную цену 1 часа работы) 105 Особенности управления предприятиями АПК Управление предприятиями АПК осуществляется по нескольким важнейшим направлениям: организация взаимодействия с внешней средой – потребителями продукции, поставщиками ресурсов и услуг, государственными органами, органами местного самоуправления и т. д. корректировка производственной структуры в соответствии с требованиями рынка; установление и регулирование организационно-экономических связей между структурными подразделениями предприятия (специализация и концентрация производства, планирование хозяйственной деятельности, внутрихозяйственные отношения и т. д.); - создание механизмов регулирования поведения работников на предприятии (заинтересованность каждого члена коллектива в эффективной работе, участие в управлении и т. д.). Если прежде внешняя среда являлась объектом прямого регулирования со стороны гос-ва, то в настоящее время гос. регулирование сведено к нулю. Предприятия действуют в условиях неопределенности среды. При этом предприятие управляет процессами путем изучения рынка сбыта и реагирования на спрос, поиска выгодных партнеров и т. д. На систему управления влияет организационно-правовая форма, а также внутрихозяйственная организация производства, организационная структура и структура управления. Порядок управления в различных организационно-правовых формах определяется нормами Гражданского кодекса.

36

76. Материальное стимулирование труда работников различной форм собственностиМатериальное стимулирование – это сознательно организуемая п/п система поощрений и взысканий, обеспечивающая зависимость получаемых работником жизненных благ от его личного трудового вклада и капитала. На п/п с гос-ой и муниц. формой собственности стимулирование труда должно строиться на принципе равных возможностей для всех трудовых коллективов и каждого работника отдельно при обязательной дифференциации заработка в зависимости от конкретных результатов работы трудового коллектива и лично каждого работника. В кооперативах и п/п с совместной и совместно-долевой формой собственности на средства производства система МС работников имеет некоторые особенности. Здесь заработок работника складывается из оплаты труда и оплаты (в виде дивидендов) по имущественному вкладу, включая земельную долю. Система МС работников АО и товариществ не имеет значительных отличий от систем рассматриваемых выше. Основная особенность: дивиденды начисляются и выплачиваются их членам в соответствии с числом акций у держателя. В с/х функционируют в основном ЗАО. Они выпускают акции 2-х видов: простые и привилегированные. По простым акциям дивиденды членам общества выплачиваются исходя из полученных финансово-экономических результатов деятельности п/п, по привилегированным – в заранее установленном размере. В КХФ экономическая категория оплаты труда отсутствует. Полученный доход распределяется на фонд потребления и фонд накопления. Вопросы оплаты труда возникают при использовании наемных работников и стимулирование их труда. Если КФХ создано на базе нескольких семей, фонд между ними целесообразно распределять в соответствии с трудовым вкладом каждого с учетом выполненных работ и их качества. Выбор форм и систем оплаты труда наемных работников зависит от характера выполняемых работ и того, является ли работа сезонной или постоянной. Широко используются такие варианты оплаты труда наемных работников в КФХ: натуральная, по денежным расценкам за единицу выполненной работы или полученной продукции., по аккордным договорам за выполнение комплекса взаимосвязанных работ; по договорным ставкам за 1 час отработанного времени, премируют за качественную работу. 89. Рынок сельскохозяйственной продукции и экономическое регулирование рыночных отношений в сельском хозяйстве. Рынок с/х продукции – это сфера обмена товара между производителями и потребителями, сложившаяся на основе разделения труда. Создание этого рынка тесно связано с ликвидацией монополий государства на закупку с/х продукции по «твердым» ценам, с широкими возможностями продажи произведенной продукции непосредственно самими товаропроизводителями. Важное значение при этом заключается в соблюдении принципа паритета цен на промышленную и с/х продукцию. В зависимости от вида с/х продукции различают рынок зерна, картофеля, мяса, овощей, молока и т.д. Рынку с/х продукции свойственны определенные особенности:

  1. зависимость предложения от погодных условий ограничивающая возможности контроля сельских товаропроизводителей количества и качества продукции.

  2. Гарантированный спрос на с/х продукцию что обусловлено ее способностью удовлетворения потребностей населения в пище. Они имеют возможность ликвидировать, т.е. не производить одну и ту же продукцию, а развивать производство новых, пользующихся спросом.

  3. большой объем продукции вызывает необходимость в хранилище (для овощей, картофеля, плодов и т.д.) и в реализации в сжатые сроки, что позволит избежать потерь.

В условиях становления рын. отношений эконом. рычагами гос. регулирования явл-ся: цены (целевые, гарантированные – устанавливаются на уровне, обеспечивающем хотя бы минимально – допустимую рентабельность производства, залоговые); налоги (льготные, дифференцированные) – с/х предприятия освобождены от уплаты налога на прибыль, полученной от реализации произведенной продукции и имущества; кредит ((льготный, товарный, поддержка процента по судам коммерческого банка); бюджет (ссуды, компенсации, дотации, лизинг); страхование (частичная уплата страховых взносов); таможенные пошлины при экспорте и импорте; аграрное законодательство; интервенция с/х продукции (товарная и закупочная). Гос. регулирование – это воздействие государства на деятельность хозяйствующего субъекта и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма и решения экономических и социальных проблем.

Негосударственное регулирование связано с деятельностью ассоциаций банков, товарных, фондовых, центральной и оптовой торговли, а также с соглашениями о рынках сбыта и ценах. 106. Правовое регулирование с/х кооперации.  Деятельность с/х кооперации регулируется Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О с/х кооперации" с/х кооператив – это организация, созданная с/х товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива (ст.1 ФЗ «О с/х кооперации» от 8 декабря 1995г. №193-ФЗ).  с/х кооператив может быть создан в форме производственного или потребительского кооператива.  с/х производственный кооператив – это сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту с/х продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива. Число членов производственного кооператива должно быть не менее пяти. Не менее 50 процентов объема работ в производственном кооперативе должно выполняться его членами.  с/х потребительским кооперативом – это с/х кооператив, созданный с/х товаропроизводителями (гражданами и (или) юридическими лицами) при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива. Целью создания любого кооператива является организация взаимопомощи и обеспечения экономической выгоды для членов кооператива, участвующих в его производственной и иной хозяйственной деятельности Правовое положение производственных и потребительских кооперативов в общей форме регламентируется Гражданским кодексом, который предусматривает, что более детальная регламентация правового статуса, права и обязанности членов производственных и потребительских кооперативов определяются законами о производственных и потребительских кооперативах. Так отношения, связанные с земельной собственностью, землевладением, землепользованием и другими вопросами земельных отношений (земельного права) регулируются Земельным кодексом РФ и другими источниками права этой отрасли. Федеральный закон "О с/х кооперации" не может здесь устанавливать и не устанавливает каких-либо правил, противоречащих земельному законодательству. В то же время и земельное законодательство не может вводить какие-либо нормы, противоречащие указанному Закону. То же самое можно сказать и о водном, лесном законодательстве, законодательстве о недрах, и других федеральных законах. Можно с уверенностью сказать, что на сегодня создана достаточная правовая база для развития сельскохозяйственной кооперации. Это подтвердила практика реализации национального приоритетного проекта "Развитие АПК", в ходе которой было создано свыше двух тысяч с/х кооперативов. При этом вопрос об отсутствии кооперативного законодательства, либо о его коренном несоответствии – не стоял. Это не означает, что действующее законодательство, регулирующее порядок создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов, не нуждается в совершенствовании.

37