Глава 1 о
платежей. Срок аренды имущества определяется от 40 д0 90 % продолжительности обычного периода эксплуатации объектов, сдаваемых в аренду.
Арендованные объекты, как правило, покупаются лизинговой компанией по просьбе арендатора1. Лизинговые компании предъявляют к арендаторам те же требования, что и банки при предоставлении кредитов. Но ассортимент их услуг значительно шире: предоставление инженерно-консультационных услуг; послереализационное обслуживание; обучение персонала по обслуживанию оборудования и пр.
Эта форма предпринимательства очень удобна для мелких и средних предприятий, имеющих ограниченные финансовые возможности.
Технопарки — одна из наиболее распространенных в США и Западной Европе форм венчурного предпринимательства. За образец создания технопарка, как правило, принимают модель научно-производственного центра на базе Стенфордского университета в Калифорнии, в котором сосредоточены приблизительно 3 тыс. средних и малых электронных фирм, где работает 190—200 тыс. человек.
Пути возникновения технопарков:
объединение сотрудников университетских и научно-исследовательских центров, стремящихся коммерциализировать результаты своих научно-исследовательских разработок;
создание научно-техническим персоналом крупных компаний, оставивших корпорацию с целью иметь свое собственное дело. Как правило, корпорация не только не сопротивляется, но и содействует этому процессу, рассчитывая на сотрудничество в случае успеха;
переход существующих фирм под эгиду технопарка с целью получения определенных льгот (условий кредитования, аренды помещений для научных исследований, конструкторских разработок и т. п.).
1 Арендатор — юридическое или физическое лицо, покупающее право использовать имущество арендодателя на протяжении определенного времени за установленную договором плату.
340
предпримательство в рыночной экономике
Торговая сеть — два или больше магазинов, находящих-под общим владением и контролем, продающих товары аналогичного ассортимента, имеющих общую службу закупок и сбыта, и, возможно, аналогичное архитектурное оформление.
франчайзинг — наиболее распространенная форма интеграции малого и крупного предпринимательства в области
сбыта.
Сущность франчайзинга состоит в том, что главная крупная компания (франчайзер) подписывает соглашение с малыми и средними независимыми предприятиями (франчайзи) о предоставлении им исключительного права продаж ее вещественных товаров (или услуг) под торговой маркой компании-франчайзера.
Для получения прав фирма-оператор (франчайзи) осуществляет первоначальный взнос в пользу головной компании (франчайзера), а потом уплачивает ежемесячные взносы. В этом состоит сходство франчайзинга с арендой при условии, что во временное пользование продается право использования товарного знака.
Франчайзинговый пакет (франшиза) — полная система ведения бизнеса — позволяет франчайзи осуществлять эту деятельность успешно даже тогда, когда он начинает заниматься ею впервые.
Франчайзи осуществляет свою деятельность в соответствии с законами, нормами и правилами, установленными франчайзером. Компенсацией за утрату в этом аспекте экономической свободы франчайзи является предоставление ему разрешения использовать название компании, ее репутацию, маркетинговые технологии и прочее.
Источники финансирования системы франчайзинга: передача в аренду главной компанией-франчайзером соответствующего основного капитала;
- собственный капитал франчайзи (фирмы-оператора); — заимствованный фирмой-оператором капитал.
Соглашение между франчайзером и франчайзи определяет: - нормативы отчислений от прибыли главной компании; - нормативы регулярных выплат за использование ре-кламы под торговой маркой франчайзера.
341
Франчайзинг как система организации предпринимательской деятельности имеет определенные преимущества и ограничения для обеих сторон (табл. 10.2).
Эта форма организации предпринимательства наиболее
распространена в ресторанном бизнесе, на станциях техни ческого сервиса автомобилей, в бытовом обслуживании сферах туризма, розничной торговле, при оказании ремонт но-строительных, дизайнерских и бизнес-услуг и т. п. При мером франчайзинга являются предприятия быстрого об служивания "Макдональдс", станции технического обслу живания "Вольво", "Мерседес-Бенц" и т. д., магазины и автоматы по продаже прохладительных напитков "Кока- кола и пр.
Система франчайзинга содействует насыщению рынков
качественными и разнообразными экономическими блага-
ми и в этом ее привлекательность. Вместе с тем выполнение производственной функции не самой головной компанией, а
фирмой-оператором не всегда гарантирует надлежащее качество, соответствующее стандартам товарного знака голов-ной фирмы. Поэтому для системы франчайзинга характерен
жесткий контроль со стороны франчайзера за работой
фирмы-франчаизи.
Мерчандайзинг — система форм и методов активизации
торговли:
различные варианты размещения магазинов;
реклама в местах продажи;
освещение;
интерьер;
фирменный стиль;
обучение продавцов умению консультировать покупателей по вопросам качества и использования товаров; пони- манию психологии покупателя и активного влияния на его желание приобрести товар именно в этом торговом заведении и т. п.
Подводя итог, отметим, что предпринимательство — яв-
ление многоаспектное. Формы предпринимательской дея-
тельности возникают из потребностей экономических субъ' ектов и определяются уровнем развития экономики.
342
- Раздел I. Общие основы теории экономи ческого развития общества 17
- Глава 1. Предмет и метод экономической теории 18
- Глава 2. Экономические потребности общества.
- Глава 3. Экономическая система общества. Отношения
- Глава 4. Закономерности и особенности развития
- Глава 5. Формы организации общественного
- Глава 6. Теория денег и денежного обращения 183
- Глава 14. Неопределенность, риск и страхование
- Раздел III. Основы макроэкономической
- Глава 15. Национальное производство
- Глава 16. Макроэкономическая нестабильность
- Раздел IV. Закономерности развития
- Глава 21. Интернационализация хозяйственной
- Глава 22. Глобализация экономики и общецивилиза-
- 1.1. Зарождение и основные этапы развития экономической теории как науки
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- 1.2. Предмет экономической теории
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- 1.4. Экономические категории, законы и принципы. Познание и использование экономических законов
- Глава 1
- Глава 1
- 1.5. Функции экономической теории
- Глава 1
- Глава 1
- 1.6. Экономическая теория
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 2 экономические потребности общества. Экономические интересы
- 2.1. Сущность и структура экономических потребностей общества
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- 2.3. Экономические интересы,
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 3 экономическая система общества. Отношения собственности
- 3.1. Формационный и цивилизационный подходы к периодизации общественного развития
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.3. Собственность, ее сущность, формы и место в экономической системе
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 4 закономерности и особенности развития переходных экономик
- 4.1. Сущность и закономерности эволюционного перехода экономической системы к следующему типу
- Глава 4
- 4.2. Переходные экономические системы: содержание и основные черты
- 4.3. Кризис и распад командно-административной системы и необходимость перехода экономики постсоциалистических стран к рыночным отношениям
- Глава 4
- Глава 4
- 4.4. Концепции перехода постсоциалистических стран к рыночной экономике
- Глава 4
- 4.5. Формирование институциональных и экономических условий перехода стран к новой системе хозяйствования
- Глава 4
- Глава 4
- Глава 4
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- 5.5. Экономические и неэкономические блага. Товар и его свойства
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 6 теория денег и денежного обращения
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- 7.1. Рыночное хозяйство как неотъемлемая составляющая товарного производства
- 7.1. Секторы экономики
- 7.2. Черты, структура и функции рынка
- Глава 7
- Глава 7
- Глава 7
- Глава 7
- Глава 7
- Глава 7
- Глава 7
- Глава 7
- Глава 7
- Глава 7
- Глава 7
- Глава 7
- Глава 8 спрос и предложение. Теория рыночного равновесия
- 8.1. Сущность спроса и факторы, его определяющие
- Глава 8
- Глава 8
- Глава 8
- Глава 8
- Глава 8
- Глава 8
- Глава 8
- Глава 8
- Глава 8
- Глава 8
- Глава 8
- Глава 9
- 9.1. Конкуренция, ее суть и экономические основы. Закон конкуренции
- Глава 9
- Глава 9
- Глава 9
- Глава 9
- Глава 9
- Глава 9
- Глава 9
- Глава 9
- 9.3. Методы конкурентной борьбы
- Глава 9
- Глава 9
- 9.4. Монополия: причины возникновения, суть и основные формы
- Глава 9
- Глава 9
- Глава 9
- Глава 9
- Глава 9
- Глава 9
- Глава 9
- Глава 9
- Глава 10 предпринимательство в рыночной экономике
- Глава 1о
- Глава10
- Глава 1о
- 10.3. Организационно-правовые формы предпринимательства
- Глава 1 о
- Глава 1 о
- Глава 1 о
- Глава 10
- Глава 1 о
- Глава 10
- Глава 1 о
- Глава 1 о
- Глава 11
- 11.1. Капитал как экономическая категория товарного производства
- Глава 11
- Глава 11
- Глава 11
- Глава 11
- Глава 11
- Глава 11
- Глава 11
- 11.3. Прибыль на капитал и факторы,
- Глава 11
- Глава 11
- Глава 11
- Глава 11
- Глава 11
- Глава 11
- Глава 11
- Глава 12
- 12.1. Аграрные отношения, их сущность и особенности
- Глава 12
- Глава 12
- Глава 12
- Глава 12
- Глава 12
- Глава 12
- Глава 12
- Глава 12
- Глава 12
- Глава 12
- Глава 12
- 12.4. Агропромышленная интеграция и агропромышленный комплекс
- Глава 12
- Глава 12
- Глава 12
- Глава 13 доходы, их источники и распределение
- 13.1. Сущность, виды и источники формирования доходов. Номинальные и реальные доходы.
- Глава13
- Глава 1з
- Глава 13
- Глава 13
- Глава 13
- Глава 13
- 13.3. Спрос на ресурсы и факторы,
- Глава 13
- Глава 13
- Глава 13
- Глава 13
- Глава13
- Глава 13
- Глава 13
- Глава 13
- Глава 13
- Глава 13
- 13.7. Персональное распределение доходов. Семейные доходы, их уровень, источники и структура
- Глава 13
- Глава 13
- Глава 13
- Глава 13
- Глава 14
- Глава 14
- Глава 14
- Глава 14
- Глава 14
- Глава 14
- Глава 14
- Глава 14
- 14.3. Страхование как средство ограничения уровня риска
- Глава 14
- Глава 14
- Глава 14
- Глава 14
- Глава14
- 15.1. Содержание, виды и пропорции национального (общественного) воспроизводства
- Глава 15
- Глава 15
- 15.2. Теоретические модели общественного воспроизводства
- Глава 15
- Глава 15
- Глава 15
- Глава 15
- Глава 15
- Глава 15
- Глава 15
- Глава 15
- 15.4. Концепции и принципы построения Системы национальных счетов
- Глава 15
- Глава 15
- 15.5. Основные макроэкономические показатели снс
- Глава 15
- Глава 15
- Глава 15
- Глава 15
- Глава 15
- Глава 15
- Глава 15
- Глава 15
- Глава 15
- Глава 15
- Глава 16 макроэкономическая нестабильность и экономический рост
- 16.1. Цикличность экономического развития как проявление макроэкономической нестабильности. Теории циклических колебаний
- Глава 16
- Глава 16
- Глава 16
- Глава 1 б
- Глава 16
- Глава 16
- Глава 16
- Глава 16
- Глава 1 б
- Глава 16
- Глава 16
- 16.5. Экономический рост: содержание, типы, факторы
- Глава 16
- Глава 16
- Глава 16
- Глава 16
- Глава 16
- Глава 17 финансовая система
- 17.1. Необходимость, содержание, структура и функции финансов
- Глава 17
- Глава 17
- Глава 1 ?
- Глава 17
- Глава 17
- Глава 17
- 17.3. Теория налогообложения
- Глава 17
- Глава 17
- Глава 17
- Глава 17
- Глава 17
- Глава 18 кредитная система
- 18.1. Необходимость, содержание и принципы функционирования кредита
- Глава 18
- Глава 18
- Глава 18
- Глава 18
- 18.3. Кредитная система и ее структура
- Глава 18
- Глава 18
- Глава 18
- Глава 18
- Глава 18
- Глава 19 правительственное регулирование национальной экономики
- 19.1. Объективная необходимость, содержание и модели правительственного регулирования экономики
- Глава 19
- Глава 19
- Глава 19
- Глава 19
- Защита конкурентной среды.
- Глава 19
- Глава 19
- Глава 19
- Глава 19
- Глава 19
- Глава 19
- Глава 20 теоретические аспекты рыночной трансформации экономики украины
- Глава 20
- Глава 20
- Глава 2о
- 20.2. Трансформация отношений собственности и формирование конкурентной среды как стратегический приоритет рыночных преобразований
- Глава 20
- Глава 2о
- Глава 20
- Глава 2о
- Глава 20
- Глава 2о
- Глава 2о
- Глава 20
- Глава 20
- Глава 20
- Глава 21
- Глава 21
- Глава 21
- Глава 21
- Глава 21
- 21.3. Мировой рынок экономических благ
- Глава 21
- Глава 21
- Глава 21
- Глава 21
- Глава 21
- Глава 21
- Глава 21
- Глава 21
- Глава 21
- Глава 21
- Глава 22
- 22.1. Глобализация как закономерный процесс мирохозяйственного развития
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Лауреаты премии банка швеции по экономическим наукам памяти альфреда нобеля
- 1982 Год Джордж Дж. Стиглер