logo search
Ekonomicheskaya teoriya_Bazilevich

Глава 1 о

платежей. Срок аренды имущества определяется от 40 д0 90 % продолжительности обычного периода эксплуатации объектов, сдаваемых в аренду.

Арендованные объекты, как правило, покупаются ли­зинговой компанией по просьбе арендатора1. Лизинговые компании предъявляют к арендаторам те же требования, что и банки при предоставлении кредитов. Но ассортимент их услуг значительно шире: предоставление инженерно-консультационных услуг; послереализационное обслужи­вание; обучение персонала по обслуживанию оборудования и пр.

Эта форма предпринимательства очень удобна для мел­ких и средних предприятий, имеющих ограниченные фи­нансовые возможности.

Технопарки — одна из наиболее распространенных в США и Западной Европе форм венчурного предпринима­тельства. За образец создания технопарка, как правило, принимают модель научно-производственного центра на базе Стенфордского университета в Калифорнии, в котором сосредоточены приблизительно 3 тыс. средних и малых электронных фирм, где работает 190—200 тыс. человек.

Пути возникновения технопарков:

1 Арендатор — юридическое или физическое лицо, покупаю­щее право использовать имущество арендодателя на протяжении определенного времени за установленную договором плату.

340

предпримательство в рыночной экономике

Торговая сеть — два или больше магазинов, находящих-под общим владением и контролем, продающих товары аналогичного ассортимента, имеющих общую службу заку­пок и сбыта, и, возможно, аналогичное архитектурное оформление.

франчайзинг — наиболее распространенная форма инте­грации малого и крупного предпринимательства в области

сбыта.

Сущность франчайзинга состоит в том, что главная круп­ная компания (франчайзер) подписывает соглашение с ма­лыми и средними независимыми предприятиями (франчай­зи) о предоставлении им исключительного права продаж ее вещественных товаров (или услуг) под торговой маркой компании-франчайзера.

Для получения прав фирма-оператор (франчайзи) осу­ществляет первоначальный взнос в пользу головной компа­нии (франчайзера), а потом уплачивает ежемесячные взно­сы. В этом состоит сходство франчайзинга с арендой при условии, что во временное пользование продается право ис­пользования товарного знака.

Франчайзинговый пакет (франшиза) — полная система ведения бизнеса — позволяет франчайзи осуществлять эту деятельность успешно даже тогда, когда он начинает зани­маться ею впервые.

Франчайзи осуществляет свою деятельность в соответ­ствии с законами, нормами и правилами, установленными франчайзером. Компенсацией за утрату в этом аспекте эко­номической свободы франчайзи является предоставление ему разрешения использовать название компании, ее репу­тацию, маркетинговые технологии и прочее.

Источники финансирования системы франчайзинга: передача в аренду главной компанией-франчайзером соответствующего основного капитала;

- собственный капитал франчайзи (фирмы-оператора); — заимствованный фирмой-оператором капитал.

Соглашение между франчайзером и франчайзи определяет: - нормативы отчислений от прибыли главной компании; - нормативы регулярных выплат за использование ре-кламы под торговой маркой франчайзера.

341

Франчайзинг как система организации предпринима­тельской деятельности имеет определенные преимущества и ограничения для обеих сторон (табл. 10.2).

Эта форма организации предпринимательства наиболее

распространена в ресторанном бизнесе, на станциях техни­ ческого сервиса автомобилей, в бытовом обслуживании сферах туризма, розничной торговле, при оказании ремонт­ но-строительных, дизайнерских и бизнес-услуг и т. п. При­ мером франчайзинга являются предприятия быстрого об­ служивания "Макдональдс", станции технического обслу­ живания "Вольво", "Мерседес-Бенц" и т. д., магазины и автоматы по продаже прохладительных напитков "Кока- кола и пр.

Система франчайзинга содействует насыщению рынков

качественными и разнообразными экономическими блага-

ми и в этом ее привлекательность. Вместе с тем выполнение производственной функции не самой головной компанией, а

фирмой-оператором не всегда гарантирует надлежащее ка­чество, соответствующее стандартам товарного знака голов-ной фирмы. Поэтому для системы франчайзинга характерен

жесткий контроль со стороны франчайзера за работой

фирмы-франчаизи.

Мерчандайзинг — система форм и методов активизации

торговли:

Подводя итог, отметим, что предпринимательство — яв-

ление многоаспектное. Формы предпринимательской дея-

тельности возникают из потребностей экономических субъ' ектов и определяются уровнем развития экономики.

342