logo
Ekonomicheskaya teoriya_Bazilevich

Глава 9

ми хозяйственной деятельности за лучшие условия про­изводства и реализации экономических благ с целью по­лучения наибольшей прибыли.

Таким образом, цель конкуренции состоит в соперниче­стве рыночных субъектов за реализацию собственных инте­ресов путем получения экономических конкурентных преи­муществ над своими соперниками.

Основными условиями возникновения и функциониро­вания конкуренции являются:

На современном этапе развития рыночной экономики конкуренцию определяют и как процесс использования уже известных (вышеназванных) факторов, и как открытие и использование новых условий ее усовершенствования.

Современными факторами развития конкуренции яв­ляются:

общеэкономические: общий уровень и динамика про­ изводства; состояние деловой активности; состояние рын­ ков; наличие и структура ресурсов; развитость кредитной и финансовой систем;

282

конкуренция и монополия в рыночной экономике

технологические: отраслевая структура экономики;

вень распространения современных технологий; нали­пле в экономике технологического лидера; восприимчи­вость экономики относительно инноваций;

Экономической основой развития конкурентных отно­шений в постсоциалистических странах и в частности в Украине стали демонополизация, приватизационные про­цессы, разгосударствление собственности, стимулирование предпринимательской инициативы, развитие малого и сред­него бизнеса, привлечение в отечественную экономику ино­странного капитала, либерализация торговли и внешнеэко­номической деятельности.

Экономический закон конкуренции

В процессе конкуренции между субъектами производ­ства и реализации товаров возникают существенные и устой­чивые связи, которые свидетельствуют о том, что конкурен­ция не случайное явление, а объективно принудительная хозяйственная сила, приобретающая форму экономическо­го закона конкуренции.

Закон конкуренции выражает существенные, вну­тренне необходимые, устойчивые, причинно-следс­твенные связи между экономическими субъектами в борьбе за наиболее выгодные условия производства и Реализации товаров с целью получения наибольшей прибыли.

283