logo
Ekonomicheskaya teoriya_Bazilevich

Глава 2

группа или область добивается таможенного тарифа или на­логовых скидок за счет миллионов потребителей или нало­гоплательщиков, несмотря на якобы доминирующее прави­ло большинства"1.

2.4. Мотивы и стимулы эффективного хозяйствования

Как отмечал известный немецкий мыслитель Г. Гегель, ближайшее рассмотрение истории убеждает в том, что дей­ствия людей вытекают из их потребностей, страстей, инте­ресов и только они играют главную роль.

Обеспечение высокой мотивации хозяйственной деятель­ности — одна из важнейших экономических проблем. В истории экономической мысли сформировались разные под­ходы к ее решению (табл. 2.1).

Вместе с тем в современной экономической теории выдели­лись два направления исследования проблем мотивации:

Диалектическое единство потребностей, интересов и сти­мулов порождает мотивацию как внутреннее побуждение человека к конкретному действию (рис. 2.7). Таким обра­зом, экономические потребности и интересы лежат в основе стимулирования — побуждения хозяйствующих субъектов

1 Олсон М. Логіка колективної дії. Суспільні блага і теорія груп / М. Олсон ; пер. з англ., післямова С. Слухая. — К. : Лібра, 2004. — С 194.

66

Таблица 2.1. Проблема мотивации хозяйственной деятельности в истории экономической мысли

Трактовка проблемы мотивации хозяйственной деятельности

Представители

(Мотивация хозяйственной деятельности носит религиозно-этический характер и (обусловлена тем, что человек, в отличие от животных, должен работать, обеспе-Ічивая свое существование и развивая свои физические и духовные способности путем преодоления бездеятельности

Ф. Аквинский (1226—1274)

Проблема мотивации наемных работников связана с проблемой той части обще­ственного продукта, которую они получают в форме заработной платы. Посколь­ку человек ленив по своей природе, то превышение заработной платой физиоло­гического минимума неизбежно вызывает снижение трудовой активности наемных работников (теория минимальной заработной платы)

Меркантилисты, некото­рые представители класси­ческой школы (XV—XVIII вв.)

Целостная концепция мотивационного механизма рыночного хозяйства основы­вается на модели "экономического человека" (приоритетности личного интереса как могущественного стимула прогрессивного развития общества) и концепции "невидимой руки рынка" (механизма стихийной координации поведения и согласования экономических интересов хозяйствующих субъектов в условиях рыночной конкуренции и взаимодействия спроса и предложения)

А. Смит (1723—1790)

Экономическое принуждение имеет биологическую основу и является главным мотивом хозяйственной деятельности индивидов. Наемные работники обречены на минимальную заработную плату не вследствие их лености или несправедливо­го общественного устройства, а в результате действия закона народонаселения

Т. Мальтус (1766—1834)

Окончание табл. 2.1

Трактовка проблемы мотивации хозяйственной деятельности

Представители

В процессе становления капиталистического способа хозяйствования, связанного с эпохой первоначального накопления капитала, важную роль играет внеэконо­мическое принуждение. Дальнейшее развитие капитализма, связанное с погоней за прибавочной стоимостью, базируется на экономическом принуждении, прояв­лением которого является отсутствие у рабочих гарантий занятости. Формирова­ние мотивационного механизма будущего коммунистического общества связано с внеэкономическим принуждением (трудовой повинностью) и альтруизмом (изменением психологии людей)

К. Маркс (1818—1883)

Побудительные мотивы хозяйственного поведения человека являются предметом исследования экономической науки. Самым стойким стимулом к хозяйственной деятельности является желание получить доход от нее

А. Маршалл (1842—1924)

Экономические потребности общества. Экономические интересы

определенным действиям путем применения материаль­ных стимулов.

Стимул (от лат. stimulus буквально остроконеч­ная палка, который подгоняют животных, стрекало) раздражитель, вызывающий ту или иную реакцию, по­буждение к действию, побудительная причина.

Первоосновой хозяйственной деятельности являются по­требности, которые в сознании человека превращаются в интересы и мотивы побудительных целевых действий.

Мотив (от лат. moveo — двигаю, толкаю) — побудитель­ная причина действий и поступков человека. Побуждение экономических субъектов к определенным действиям по­рождает конкретный результат в виде удовлетворения, ча­стичного удовлетворения или неудовлетворения потребно-сти, образовывая таким образом логическую цепочку актив­ной деятельности (рис. 2.8).

69