Глава 9
лировать так: чем больше на рынке конкурирующих между собой продавцов — тем ниже на нем цены (при прочих равных условиях), и наоборот, чем слабее на рынке конкуренция между продавцами определенной продукции — тем выше будет на нее цена.
Монопольно низкие цены устанавливаются на товары и услуги, которые закупают крупные компании на комплектующие детали у мелких и средних фирм через контрактную систему: на сырье, закупаемое в развивающихся странах; на товары, изготовленные в государственном секторе экономики, и т. д.
Демпинговые цены — это чрезвычайно заниженные цены на товары при продаже их на внутренних и внешних рынках с целью разорения и устранение конкурентов с уже освоенных рынков. А затем конкурент-победитель компенсирует свои потери значительным повышением цен на товары.
Дискриминационные цены — это разные цены на один и тот же товар для различных покупателей. Устанавливая разные подходы к обслуживанию покупателей, фирма осуществляет ценовую дискриминацию. Различают три вида ценовой дискриминации.
Ценовая дискриминация первой степени, или абсолютно ценовая дискриминация, существует, когда каждому потребителю устанавливают индивидуальную цену на уровне его готовности заплатить за благо, т. е. наивысшую из цен, по которой потребитель соглашается купить определенную единицу товара или услуги.
Ценовая дискриминация второй степени состоит в установлении уровня цены в зависимости от объемов продаж-Этот способ дискриминации, как и в предыдущем случае, использует нисходящую кривую рыночного спроса, которая отражает уменьшение готовности покупателя платить при увеличении объема закупок.
Ценовая дискриминация третьей степени (на сегменти-рованых рынках) вводится монополистом, когда можно выделить несколько отдельных групп потребителей с разной эластичностью спроса, т. е. определить так называемые сегменты рынка. После этого тем покупателям, спрос которых
300
Конкуренция и монополия в рыночной экономике
является значительно неэластичным, будет предложена высокая цена, а тем, чей спрос эластичный, — низкая.
Это наиболее распространенный вариант ценовой дискриминации. Конечно, и в данном случае монополист получает возможность увеличить собственные прибыли.
Элементы так называемой скрытой ценовой дискриминации имеют место при продаже товаров с дополнительной "нагрузкой", с "подарком", с "низкой ценой" для постоянных покупателей, при сезонных распродажах и т. п.
В условиях современной конкуренции преобладают неценовые методы конкуренции.
Неценовая конкуренция — это стратегия конкурентной борьбы, направленная не на изменения цен, а на создание предпосылок, которые улучшают реализацию продукции.
Это значит, что, разрабатывая стратегию и тактику поведения на рынке, фирма прежде всего заботится о том, чтобы созданная продукция по своим потребительским качествам отвечала запросам потребителей. Поэтому непременным условием экономической политики фирмы является учет динамики ожиданий потребителей. И в рамках этих параметров она определяет пути уменьшения издержек и снижение цены.
Неценовые методы конкуренции делятся на два вида: конкуренцию по продукту и конкуренцию по условиям продажи.
Конкуренция по продуктам предусматривает усиление таких неценовых характеристик товаров, как улучшение их качества при сохранении цены, повышение надежности при эксплуатации, обновление ассортимента, соответствие товаров международным стандартам и т. п.
Конкуренция по условиям продажи предусматривает распространение и усовершенствование услуг, которые сопровождают реализацию товаров. К ним относятся:
продажа товаров в кредит;
продление срока гарантийного обслуживания;
301
- Раздел I. Общие основы теории экономи ческого развития общества 17
- Глава 1. Предмет и метод экономической теории 18
- Глава 2. Экономические потребности общества.
- Глава 3. Экономическая система общества. Отношения
- Глава 4. Закономерности и особенности развития
- Глава 5. Формы организации общественного
- Глава 6. Теория денег и денежного обращения 183
- Глава 14. Неопределенность, риск и страхование
- Раздел III. Основы макроэкономической
- Глава 15. Национальное производство
- Глава 16. Макроэкономическая нестабильность
- Раздел IV. Закономерности развития
- Глава 21. Интернационализация хозяйственной
- Глава 22. Глобализация экономики и общецивилиза-
- 1.1. Зарождение и основные этапы развития экономической теории как науки
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- 1.2. Предмет экономической теории
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 1
- 1.4. Экономические категории, законы и принципы. Познание и использование экономических законов
- Глава 1
- Глава 1
- 1.5. Функции экономической теории
- Глава 1
- Глава 1
- 1.6. Экономическая теория
- Глава 1
- Глава 1
- Глава 2 экономические потребности общества. Экономические интересы
- 2.1. Сущность и структура экономических потребностей общества
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- 2.3. Экономические интересы,
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 2
- Глава 3 экономическая система общества. Отношения собственности
- 3.1. Формационный и цивилизационный подходы к периодизации общественного развития
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- 3.3. Собственность, ее сущность, формы и место в экономической системе
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 3
- Глава 4 закономерности и особенности развития переходных экономик
- 4.1. Сущность и закономерности эволюционного перехода экономической системы к следующему типу
- Глава 4
- 4.2. Переходные экономические системы: содержание и основные черты
- 4.3. Кризис и распад командно-административной системы и необходимость перехода экономики постсоциалистических стран к рыночным отношениям
- Глава 4
- Глава 4
- 4.4. Концепции перехода постсоциалистических стран к рыночной экономике
- Глава 4
- 4.5. Формирование институциональных и экономических условий перехода стран к новой системе хозяйствования
- Глава 4
- Глава 4
- Глава 4
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- 5.5. Экономические и неэкономические блага. Товар и его свойства
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 5
- Глава 6 теория денег и денежного обращения
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- Глава 6
- 7.1. Рыночное хозяйство как неотъемлемая составляющая товарного производства
- 7.1. Секторы экономики
- 7.2. Черты, структура и функции рынка
- Глава 7
- Глава 7
- Глава 7
- Глава 7
- Глава 7
- Глава 7
- Глава 7
- Глава 7
- Глава 7
- Глава 7
- Глава 7
- Глава 7
- Глава 8 спрос и предложение. Теория рыночного равновесия
- 8.1. Сущность спроса и факторы, его определяющие
- Глава 8
- Глава 8
- Глава 8
- Глава 8
- Глава 8
- Глава 8
- Глава 8
- Глава 8
- Глава 8
- Глава 8
- Глава 8
- Глава 9
- 9.1. Конкуренция, ее суть и экономические основы. Закон конкуренции
- Глава 9
- Глава 9
- Глава 9
- Глава 9
- Глава 9
- Глава 9
- Глава 9
- Глава 9
- 9.3. Методы конкурентной борьбы
- Глава 9
- Глава 9
- 9.4. Монополия: причины возникновения, суть и основные формы
- Глава 9
- Глава 9
- Глава 9
- Глава 9
- Глава 9
- Глава 9
- Глава 9
- Глава 9
- Глава 10 предпринимательство в рыночной экономике
- Глава 1о
- Глава10
- Глава 1о
- 10.3. Организационно-правовые формы предпринимательства
- Глава 1 о
- Глава 1 о
- Глава 1 о
- Глава 10
- Глава 1 о
- Глава 10
- Глава 1 о
- Глава 1 о
- Глава 11
- 11.1. Капитал как экономическая категория товарного производства
- Глава 11
- Глава 11
- Глава 11
- Глава 11
- Глава 11
- Глава 11
- Глава 11
- 11.3. Прибыль на капитал и факторы,
- Глава 11
- Глава 11
- Глава 11
- Глава 11
- Глава 11
- Глава 11
- Глава 11
- Глава 12
- 12.1. Аграрные отношения, их сущность и особенности
- Глава 12
- Глава 12
- Глава 12
- Глава 12
- Глава 12
- Глава 12
- Глава 12
- Глава 12
- Глава 12
- Глава 12
- Глава 12
- 12.4. Агропромышленная интеграция и агропромышленный комплекс
- Глава 12
- Глава 12
- Глава 12
- Глава 13 доходы, их источники и распределение
- 13.1. Сущность, виды и источники формирования доходов. Номинальные и реальные доходы.
- Глава13
- Глава 1з
- Глава 13
- Глава 13
- Глава 13
- Глава 13
- 13.3. Спрос на ресурсы и факторы,
- Глава 13
- Глава 13
- Глава 13
- Глава 13
- Глава13
- Глава 13
- Глава 13
- Глава 13
- Глава 13
- Глава 13
- 13.7. Персональное распределение доходов. Семейные доходы, их уровень, источники и структура
- Глава 13
- Глава 13
- Глава 13
- Глава 13
- Глава 14
- Глава 14
- Глава 14
- Глава 14
- Глава 14
- Глава 14
- Глава 14
- Глава 14
- 14.3. Страхование как средство ограничения уровня риска
- Глава 14
- Глава 14
- Глава 14
- Глава 14
- Глава14
- 15.1. Содержание, виды и пропорции национального (общественного) воспроизводства
- Глава 15
- Глава 15
- 15.2. Теоретические модели общественного воспроизводства
- Глава 15
- Глава 15
- Глава 15
- Глава 15
- Глава 15
- Глава 15
- Глава 15
- Глава 15
- 15.4. Концепции и принципы построения Системы национальных счетов
- Глава 15
- Глава 15
- 15.5. Основные макроэкономические показатели снс
- Глава 15
- Глава 15
- Глава 15
- Глава 15
- Глава 15
- Глава 15
- Глава 15
- Глава 15
- Глава 15
- Глава 15
- Глава 16 макроэкономическая нестабильность и экономический рост
- 16.1. Цикличность экономического развития как проявление макроэкономической нестабильности. Теории циклических колебаний
- Глава 16
- Глава 16
- Глава 16
- Глава 1 б
- Глава 16
- Глава 16
- Глава 16
- Глава 16
- Глава 1 б
- Глава 16
- Глава 16
- 16.5. Экономический рост: содержание, типы, факторы
- Глава 16
- Глава 16
- Глава 16
- Глава 16
- Глава 16
- Глава 17 финансовая система
- 17.1. Необходимость, содержание, структура и функции финансов
- Глава 17
- Глава 17
- Глава 1 ?
- Глава 17
- Глава 17
- Глава 17
- 17.3. Теория налогообложения
- Глава 17
- Глава 17
- Глава 17
- Глава 17
- Глава 17
- Глава 18 кредитная система
- 18.1. Необходимость, содержание и принципы функционирования кредита
- Глава 18
- Глава 18
- Глава 18
- Глава 18
- 18.3. Кредитная система и ее структура
- Глава 18
- Глава 18
- Глава 18
- Глава 18
- Глава 18
- Глава 19 правительственное регулирование национальной экономики
- 19.1. Объективная необходимость, содержание и модели правительственного регулирования экономики
- Глава 19
- Глава 19
- Глава 19
- Глава 19
- Защита конкурентной среды.
- Глава 19
- Глава 19
- Глава 19
- Глава 19
- Глава 19
- Глава 19
- Глава 20 теоретические аспекты рыночной трансформации экономики украины
- Глава 20
- Глава 20
- Глава 2о
- 20.2. Трансформация отношений собственности и формирование конкурентной среды как стратегический приоритет рыночных преобразований
- Глава 20
- Глава 2о
- Глава 20
- Глава 2о
- Глава 20
- Глава 2о
- Глава 2о
- Глава 20
- Глава 20
- Глава 20
- Глава 21
- Глава 21
- Глава 21
- Глава 21
- Глава 21
- 21.3. Мировой рынок экономических благ
- Глава 21
- Глава 21
- Глава 21
- Глава 21
- Глава 21
- Глава 21
- Глава 21
- Глава 21
- Глава 21
- Глава 21
- Глава 22
- 22.1. Глобализация как закономерный процесс мирохозяйственного развития
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Глава 22
- Лауреаты премии банка швеции по экономическим наукам памяти альфреда нобеля
- 1982 Год Джордж Дж. Стиглер