logo
Ekonomicheskaya teoriya_Bazilevich

Глава 9

лировать так: чем больше на рынке конкурирующих между собой продавцов — тем ниже на нем цены (при прочих рав­ных условиях), и наоборот, чем слабее на рынке конкурен­ция между продавцами определенной продукции — тем выше будет на нее цена.

Монопольно низкие цены устанавливаются на товары и услуги, которые закупают крупные компании на комплек­тующие детали у мелких и средних фирм через контракт­ную систему: на сырье, закупаемое в развивающихся стра­нах; на товары, изготовленные в государственном секторе экономики, и т. д.

Демпинговые цены — это чрезвычайно заниженные цены на товары при продаже их на внутренних и внешних рынках с целью разорения и устранение конкурентов с уже освоен­ных рынков. А затем конкурент-победитель компенсирует свои потери значительным повышением цен на товары.

Дискриминационные цены — это разные цены на один и тот же товар для различных покупателей. Устанавливая разные подходы к обслуживанию покупателей, фирма осу­ществляет ценовую дискриминацию. Различают три вида ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация первой степени, или абсолютно ценовая дискриминация, существует, когда каждому по­требителю устанавливают индивидуальную цену на уровне его готовности заплатить за благо, т. е. наивысшую из цен, по которой потребитель соглашается купить определенную единицу товара или услуги.

Ценовая дискриминация второй степени состоит в уста­новлении уровня цены в зависимости от объемов продаж-Этот способ дискриминации, как и в предыдущем случае, использует нисходящую кривую рыночного спроса, которая отражает уменьшение готовности покупателя платить при увеличении объема закупок.

Ценовая дискриминация третьей степени (на сегменти-рованых рынках) вводится монополистом, когда можно вы­делить несколько отдельных групп потребителей с разной эластичностью спроса, т. е. определить так называемые сег­менты рынка. После этого тем покупателям, спрос которых

300

Конкуренция и монополия в рыночной экономике

является значительно неэластичным, будет предложена вы­сокая цена, а тем, чей спрос эластичный, — низкая.

Это наиболее распространенный вариант ценовой дис­криминации. Конечно, и в данном случае монополист полу­чает возможность увеличить собственные прибыли.

Элементы так называемой скрытой ценовой дискрими­нации имеют место при продаже товаров с дополнительной "нагрузкой", с "подарком", с "низкой ценой" для постоян­ных покупателей, при сезонных распродажах и т. п.

В условиях современной конкуренции преобладают неце­новые методы конкуренции.

Неценовая конкуренция это стратегия конкурент­ной борьбы, направленная не на изменения цен, а на созда­ние предпосылок, которые улучшают реализацию продук­ции.

Это значит, что, разрабатывая стратегию и тактику пове­дения на рынке, фирма прежде всего заботится о том, чтобы созданная продукция по своим потребительским качествам отвечала запросам потребителей. Поэтому непременным условием экономической политики фирмы является учет динамики ожиданий потребителей. И в рамках этих пара­метров она определяет пути уменьшения издержек и сниже­ние цены.

Неценовые методы конкуренции делятся на два вида: конкуренцию по продукту и конкуренцию по условиям про­дажи.

Конкуренция по продуктам предусматривает усиление таких неценовых характеристик товаров, как улучшение их качества при сохранении цены, повышение надежности при эксплуатации, обновление ассортимента, соответствие товаров международным стандартам и т. п.

Конкуренция по условиям продажи предусматривает рас­пространение и усовершенствование услуг, которые сопро­вождают реализацию товаров. К ним относятся:

301