logo
Ekonomicheskaya teoriya_Bazilevich

Глава 16

население. Экстенсивный, интенсивный и смешанный тиць экономического роста. Институциональное и неинституцИо. нальное население. Концепция ноосферного развития. Коц. цепция нолевого экономического роста. Макроэкономиче­ская нестабильность. Материальная основа промышленного цикла. Модели экономического роста: на основе производ­ственной функции и кривой производственных возможно­стей. Молодежная, сезонная, технологическая безрабо­тица. Нециклические колебания. Полная занятость. Естественная безработица. Естественный уровень безрабо­тицы. Средние, короткие и длинные циклы. Фазы средних циклов: кризис, депрессия, оживление, подъем. Устойчи­вое экономическое развитие. Структурные, финансовые и экологические кризисы. Теории циклических колебаний: производства, обмена, распределения, экстернальные, ин-тернальные. Фрикционная, структурная и циклическая безработица. Циклы. Факторы экономического роста. Чис­ленность рабочей силы. Уровень безработицы.

Контрольные вопросы и задания

  1. Чем обусловлена циклическая форма экономического развития? Способно ли общество избежать циклических ко­лебаний в экономике? Аргументируйте свою позицию.

  2. Проведите сравнительный анализ теорий цикличе­ских колебаний, представленных М.И. Туган-Барановским.

  3. Дайте характеристику коротких, средних и длинных циклов и раскройте последствия их взаимодействия.

  4. Раскройте черты четырех фаз классического экономического цикла XIX в.

  5. Охарактеризуйте особенности современных эконо­мических циклов. Чем они обусловлены?

  6. Дайте определение рецессии по NBER.

  7. Объясните противоречивость влияния циклического развития на экономику.

570

экономическая нестабильность и экономический рост

  1. Что такое нециклические колебания? Как они влия­ет на экономику?

  2. Дайте характеристику структурных кризисов.

10. Чем обусловлены финансовые кризисы? Каковы по- ледствия их влияния на экономическую систему?

11. Раскройте причины, содержание и последствия экологических кризисов.

12. Дайте определение безработицы как экономического и социально-экономического явления.

13. Дайте определение понятия "численность рабочей силы" и раскройте ее структуру.

14. Какую часть населения по концепции МОТ относят к экономически активному населению.

  1. К какой категории населения по концепции МОТ относят: студентов; художников; детей до 15 лет?

  2. Раскройте содержание и причины фрикционной и структурной безработицы. Почему именно эти формы со­ставляют естественную безработицу?

  3. Дайте определение циклической безработицы и рас­кройте ее влияние на экономику.

  4. Что такое "полная занятость"? Когда она достигает­ся?

  5. Какие показатели измерения уровня безработицы вы знаете?

20. Раскройте содержание противоречивого влияния безработицы на экономику.

21. Сформулируйте закон Оукена (Окуня) и раскройте его содержание.

22. Дайте определение экономического роста и раскройте его влияние на общественное развитие. Какие типы и кон­ цепции экономического роста вы знаете? Охарактеризуйте их.

23. Раскройте содержание и дайте графическую интер- претацию моделей экономического роста на основе кривой производственных возможностей и на основе производ-

ственной функции.

571