logo
Ekonomicheskaya teoriya_Bazilevich

Глава 9

Совершенная (свободная) конкуренция это такая рыночная ситуация, при которой многочисленные, неза­висимо действующие производители продают идентич­ную продукцию и ни один из них не имеет возможности влиять на рыночную цену и контролировать ее.

Совершенно конкурентный рынок характеризуется та­кими чертами:

В условиях совершенной конкуренции отсутствует борь­ба с конкретным конкурентом. Она сталкивает фирму с рын­ком. Рынок полностью обезличен. Все конкуренты незави­симы друг от друга, действия предпринимателя зависят не от отдельного конкурента, а от рынка вообще. Конкурент­ное поведение формируется таким образом, что производи­тели должны оперативно реагировать на изменения общих рыночных условий.

Рынок совершенной конкуренции — это идеальная мо­дель, к которой приближались рынки классического капи­тализма XVIII—XIX вв., когда их субъектами были разроз­ненные и сравнительно небольшие предприятия. Однако в реальных условиях хозяйствования совершенной конку­ренции в чистом виде почти не существует. Более типичной для преобладающего количества современных рынков яв­ляется несовершенная конкуренция.

Несовершенная конкуренция возникает там, где от­сутствуют указанные выше условия свободной конку-

292

конкуренция и монополия в рыночной экономике

ренции. Главный признак несовершенной конкуренции — способность отдельных участников рынка в опреде­ленной мере влиять на цены и получать тем самым до­полнительную прибыль.

Различают три типа рыночных структур несовершенной конкуренции: рынок абсолютной (чистой) монополии, ры­нок монополистической конкуренции, рынок олигополи-стической конкуренции.

Абсолютная монополия (гр. моно один и "поло" продаю) это ситуация, когда на рынке существуют лишь один продавец и множество покупателей, которые не имеют выбора и поэтому вынуждены покупать необ­ходимый товар по предложенной цене.

Вход новых фирм в отрасль закрыт экономическими, техническими или юридическими барьерами, поэтому одна фирма фактически представляет всю отрасль. Продукция недифференцированна и не имеет близких заменителей. Все это обеспечивает монополисту получение монопольной сверхприбыли.

Аналогичная ситуация, при которой в роли монополиста выступает не продавец, а покупатель, определяется как чи­стая монопсония. Это рынок, где множество продавцов пред­лагает свою продукцию лишь одному покупателю. Ситуа­цию, когда монополист-продавец сталкивается с монополистом-покупателем, называют двусторонней, или билатеральной, монополией. Такой тип монополии возни­кает на рынках водо-, тепло и газоснабжения, рынках ору­жия, стратегических ресурсов и т. п.

Однако рынок абсолютной монополии встречается очень Редко. Он, как и рынок абсолютной (свободной) конкурен­ции, является лишь идеальной моделью, к которой стремят­ся реально существующие рынки. По данным американских экономистов, в США приблизительно лишь 6 % валового внутреннего продукта (ВВП) производится в условиях, близ-ких к чистой монополии.

в современных условиях доминируют рынки монополи-

стической и олигополистической конкуренции.

293