logo
Ekonomicheskaya teoriya_Bazilevich

Глава 9

более эффективных способов производства и реализации то-варов, развитию предпринимательской инициативы, повы­шению квалификации кадров и т. п. Это, в свою очередь, по­вышает эффективность всего общественного производства. Контролирующая функция. Конкуренция контролиру­ет конкурентоспособность каждого производителя по двум основным показателям:

Если товар продан на рынке по цене, установленной на основе конкуренции, которая возмещает затраты производ­ства и приносит прибыль, то это свидетельствует, что това­ропроизводитель работает в соответствии с общественно нормальными условиями производства. А конкурентно установленная рыночная цена является для них нормати­вом рационального хозяйствования.

Функция дифференциации товаропроизводителей. Товаропроизводители, как субъекты конкурентных рыноч­ных отношений, при равных исходных экономических воз­можностях могут иметь разные конечные результаты своей деятельности. Желательных результатов товаропроизводи­тели способны достичь лишь тогда, когда каждый из участ­ников рынка может конкурировать и побеждать конкурен­тов благодаря преимуществам собственного производства.

Бели хозяйствующие субъекты не будут стремиться к по­стоянному повышению эффективности производства, их индивидуальные затраты производства будут более высоки­ми, чем общественно необходимые, они станут неконкурен­тоспособными, банкротами. И, наоборот, конкуренция поо­щряет и создает условия для дальнейшего развития и про­цветания тем товаропроизводителям, которые наиболее эффективно используют ресурсы производства для получе­ния наилучших конечных результатов.

Соответственно происходит и дифференциация в распре­делении доходов между товаропроизводителями. Это отве-

286