logo
Ekonomicheskaya teoriya_Bazilevich

Глава 21

Таблица 21.2. Сравнительная характеристика националь­ного и мирового рынков

Критерии сравнения

Национальный рынок

Мировой рынок

В зависимости от объектов обмена

Все экономические блага, подлежащие обмену, произведе­ны субъектами рыночного нацио­нального хозяйства

Обмен осуществляет­ся наиболее конку­рентоспособной про­дукцией, изготов­ленной с низкими издержками и лучшими потреби­тельскими характе­ристиками

В зависимости от господствующей формы конкурен­ции

Внутринациональ­ная конкуренция за национального потребителя

Международная конкуренция за внешние рынки

В зависимости от механизма цено­образования

Цена определяется средними обще­ственно необходи­мыми затратами национальной экономики

Цена отражает средние затраты производителей разных стран, участвующих в обмене

В зависимости от факторов, влияю­щих на движение экономических благ

Движение экономи­ческих благ обу­словлено внутрен­ними экономи­ческими факторами

На движение эконо­мических благ существенно влияет внешнеэкономиче­ская политика стран-участниц

В зависимости от наличия или отсутствия барьеров для свободного пере­лива капитала

Относительно

незначительные

барьеры

Наличие сравнитель­но значительных барьеров

Теории внешней торговли

Теории внешней торговли призваны дать ответы на сле­дующие вопросы.

684

Интернационализация хозяйственной жизни и мировой рынок

Чем руководствуются фирмы в своем поведении отно­сительно включения их в международный обмен?

Исторически первой теорией внешней торговли является меркантилизм (XVI—XVII вв.). Эта теория исходила из того, что богатство нации определяется объемом золота. По­этому задача национальных государств заключается в том, чтобы продавать больше, а покупать меньше, содействуя та­ким образом перемещению золота, которое выполняло функцию мировых денег, из одних стран в другие. Меркан­тилисты рассматривали международную торговлю как игру с нулевой суммой, где выигрыш страны неизбежно означает проигрыш ее торгового партнера. Они подчеркивали необ­ходимость реализации внешнеэкономической политики, которая бы способствовала достижению положительного сальдо торгового баланса.

Классические теории внешней торговли

Теория абсолютных преимуществ А. Смита исходит из того, что благосостояние нации зависит от степени углуб­ления разделения труда, в том числе и международного.

А. Смит пришел к выводу, что каждая страна должна специализироваться на производстве и экспорте товаров, в изготовлении которых имеет абсолютные преимущества, т. е. страна, в которой производство определенного эконо­мического блага обходится дешевле, должна не только ори­ентироваться на удовлетворение потребностей в этом благе собственных жителей, но и обеспечивать экспорт этого бла­га в другие страны, в которых его производство обходится дороже. Отбор отраслей и видов производств, на которых бу­дет специализироваться страна, осуществляет не правитель­ство, а невидимая рука рынка. Каждая нация выигрывает от международной торговли, поскольку обязательно имеет определенное абсолютное преимущество в производстве тех или иных экономических благ.

Теория относительных преимуществ Д.Рикардо основана на предположении о том, что каждая страна ис­пользует свои ресурсы в отраслях, обеспечивающих ей (стра­не) наибольшие выгоды. Руководствуясь принципом эгои-

685